SWOT-анализ – один из наиболее известных разновидностей анализа в стратегическом управлении, которые обобщает возможности и угрозы компании, а также ее сильные и слабые стороны. SWOT-анализ относится к наиболее комплексной оценке стратегического анализа компании. Он исследует внешнюю и внутреннюю среду и потенциал фирмы. При этом обостряется внимание на факты хозяйственной деятельности и выявление «возможностей» и «угроз» с внешней среды, а также «силы» и «слабости», образующиеся с существующего ресурсного потенциала компании. Исходя из качества соотношения, делается вывод о том, в каком течении предприятие обязано совершенствовать собственный бизнес и в конечном результате обусловливается разделение ресурсов согласно секторам.
С помощью SWOT-анализа происходит: отсечение ненужных действий, которые формируют затраты предприятия; обособление от конкурентов и ускорение роста бизнеса; определение приоритетных направлений изменения затрат организации. В бизнесе SWOT-анализ применяется, чтобы: составить план каждого шага для реализации бизнес-стратегии, ее исполнителей и направлений; провести анализ конкурентов, собрать информацию о них, оценить и структурировать ее; провести конкурентную разведку.
Основная роль SWOT-анализа заключается в повышении эффективности анализа существующей инфраструктуры, согласовании бизнес-стратегии и знаний о предприятии.
SWOT-анализ – это эффективный инструмент планирования, который предлагает четыре возможных области стратегических действий, объединяя сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с проектом или бизнесом. Он включает определение цели бизнеса или проекта и выявление внутренних и внешних факторов, которые способствуют или неблагоприятны для достижения этой цели.
|
SWOT часто используется как часть процесса стратегического планирования. SWOT-анализ дает указания организациям идентифицировать положительные и отрицательные аспекты (SW) и вне его, во внешней среде (OT). SWOT-анализ определяет ограниченный период времени соответствующих компетенций с возможностями. Как общая политика, сильные стороны и возможности максимальны, а слабые стороны и угрозы должны быть сведены к минимуму
Техника SWOT-анализа разработана Альбертом Хамфри, который руководил исследовательским проектом в Стэнфордском университете в течение десятилетий 1960-х и 1970-х годов с использованием данных многих ведущих компаний. Основной целью данного исследования было выявление оснований провала корпоративного планирования.
В научных трудах о менеджменту SWOT-анализ представляет собой механизм аудита организации и ее среды. Это первый этап планирования, который помогает сосредоточиться на ключевых вопросах. Роль SWOT состоит в том, чтобы взять информацию и разделить ее на внутренние и внешние проблемы.
Разновидности анализа: 1. «Экспресс-вариант SWOT-анализа»: в большинстве случаев встречается и используется, чтобы обнаружить главные уязвимости и достоинства организации. Также определяются внешние угрозы и возможности. Дает наглядный результат и наиболее прост в применении. 2. «Сводный SWOT-анализ», позволяющий количественно оценить факторы, выявленные другими методами: способствует с помощью использования других методик сформированию плана мероприятий и стратегии, которые нацелены на достижение главных целей предприятия. 3. «Сводный SWOT-анализ», позволяющий прийти к точному результату: позволяет глубоко исследовать полученные данные и прийти к точному результату. 4. «Сводный SWOT-анализ», учитывающий данные текущего и будущего периодов: акцентируется на учете и систематизации основных показателей работоспособности хозяйствующего субъекта в перспективах в будущем и в текущий момент. 5. «Смешанный SWOT-анализ»: объединяет в себя разновидности SWOT-анализа. По меньшей мере, существует три его разновидности, при которых факторы влияния структурируются в форме таблиц и образуют перекрестную матрицу. Тем не менее, анализ этих типов не дает количественной оценки тех или иных показателей.
|
SWOT-анализ в основном концентрируется на четырех элементах аббревиатуры, но графический формат, используемый компаниями, варьируется в зависимости от глубины и сложности их усилий. Смысл выполнения SWOT заключается в выявлении положительных сил, которые работают вместе, и потенциальных проблем, которые необходимо решить или, по крайней мере, признать. Анализ обычно описывается как инструмент для диагностики сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации. Описание часто дополняется иллюстративной схемой реляционной матрицы SWOT.
Сильные стороны инструмента SWOT-анализа объясняют положительные качества, материальные и нематериальные, внутренние для организации. Они находятся под контролем компании.
Слабые стороны: это факторы, которые находятся под контролем компании и умаляют способность получать или поддерживать конкурентное преимущество. Этот анализ указывает на область улучшения. Слабые стороны могут включать в себя недостаток опыта, ограниченные ресурсы, отсутствие доступа к навыкам или технологиям, низкое качество услуг или плохое расположение вашего бизнеса.
|
Возможности SWOT-анализа позволяют оценить внешние привлекательные факторы, которые определяют причину существования и процветания бизнеса. Эти возможности отражают потенциал компании, который может быть реализован путем реализации ее маркетинговых стратегий.
Угрозы состоят из факторов, не поддающихся контролю, которые могут поставить под угрозу маркетинговую стратегию или сам бизнес. Они также являются внешними, и компания не контролирует их, но компания может извлечь выгоду из планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, если они возникнут. Угроза – это проблема, созданная неблагоприятной тенденцией или развитием, которая может привести к ухудшению доходов или прибыли.
SWOT-анализ является практичным для коммерческих организаций, а также может использоваться в любой ситуации принятия решений некоммерческими, правительственными организациями и даже частными лицами.
SWOT-анализ может быть использован для предотвращения кризисных ситуаций, а также для их разрешения. Также SWOT-анализ может быть использован для: 1. Семинаров; 2. Мозговых штурмов; 3. Решения проблем; 4. Планирования; 5. Оценки продукта; 6. Оценки и анализа конкурентов; 7. Планирования личного развития; 8. Принятия решений (с анализом силового поля).
Таким образом, объектом рассмотрения SWOT-анализа могут быть процессы, физические и юридические лица как субъекты деятельности, персонал, технологии, продукция, услуги, работы, конкуренты, поставщики, инвесторы, социально-экономические явления, регионы и государства; предметом – их сильные и слабые стороны в целом или в рамках какого-то процесса, а также факторы, воздействующие на эти стороны и результативность функционирования объекта в общем.
Список литературы
1. Гусева Т. Г. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Т. Г. Гусева. – М.: изд-во Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, 2019. – 168 с.
2. Бачинский А. Г., Дмитриев Н. А., Авласевич Д. В., Кириллов А. А. Технология SWOT-анализа. Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). С. 67-72.
3. Демироглу Н. Б. SWOT-анализ как инструмент стратегии развития субъектов малого предпринимательства. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2020. № 1 (67). С. 75-79.
4. Зайнутова З. М. Преимущества, особенности и недостатки SWOT-анализа как разновидности экономического анализа. Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3-1. С. 90-96.
5. Юсупова Д. Д. SWOT-анализ как инструмент экономической диагностики. Трибуна ученого. 2020. № 5. С. 413-419.