Понятие и виды делового туризма




Деловой туризм оказывает воздействие на развитие тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличительных особенностей:

· внесезонность (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года);

· прогнозируемость (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения);

· массовость;

· ориентация на потребление услуг среднего и высокого качества, а также широкого спектра дополнительных услуг.

Еще совсем недавно такие понятия как «деловой туризм», «индустрия встреч», «инсентив-туризм» практически всем нам были знакомы исключительно из учебников по гостеприимству. Сегодня же деловой туризм становятся неотъемлемой частью ежедневной туристической практики, и является одним из ведущих и динамично развивающихся видов мирового турбизнеса.

Деловой туризм (Business Travel) - быстро развивающееся направление современного туризма. В той или иной форме бизнес-туризм существует уже давно. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е гг. XX в., а в 90-е годы эта сфера бизнеса приобрела особенно значительный размах.

Деловой туризм является важной частью туризма и размещения. Гостиничные предприятия заинтересованы в нем, так как он не так изменчив, как туризм с целью отдыха. Например, выбор места назначения для деловых туристов - это редко дело личных вкусов и предпочтений, хотя спрос на деловые поездки является эластичным и его изменение связано с экономическими условиями, он не является таким эластичным, как спрос на развлекательные поездки, которые могут быть отложены, если экономика на спаде. Деловые поездки имеют место в любом случае, независимо от состояния экономики; они отличаются меньшей сезонностью, чем развлекательные. Бизнес-туры имеют место непрерывно в году.

В настоящее время не существует единого однозначного мнения по вопросам, что такое деловой туризм? Что он включает? Многие считают, что он не является туризмом. До начала 90-х годов эта категория постояльцев гостиниц с такой целью в Украине и в СССР называлась «командировочные». В английском языке термин Tourism не применяется в сфере делового туризма, для этого явления существует специальный термин Business Travel.

Вместо понятия «бизнес-туризм» часто используется английский термин-аббревиатура - MICE, точно отражающий структуру этого вида туризма: Мeetings / Incentives / Conferences / Exibitions, что в переводе означает: Деловые встречи / Инсентив - туризм / Конференции / Выставки.

Во всех развитых странах существуют ассоциации делового туризма, специализированные издания, учебные центры, проводятся выставки этой сферы бизнеса. Например, Американская Ассоциация делового туризма «SITE» (Society of Insentive and Travel Executives), объединяет авиакомпании, отели, круизные линии, учебные учреждения, конгрессные центры, консалтинговые и страховые компании, фирмы-туроператоры инсентив-туров, транспортные компании. Основные направления работы «SITE» - это маркетинговая поддержка своих членов, обобщение и распространение опыта, издание специализированной литературы.

Business Travel сегодня - развитая индустрия по обслуживанию деловых поездок. Специалисты обычно рассматривают понятие Business travel как бизнес-систему, состоящую из четырех подсистем. Это - четырехугольник, в углах которого находятся: «компании-заказчики» (они направляют своих сотрудников в деловые поездки), «компании-поставщики отдельного вида услуг» (авиакомпании, отели, бюро по аренде автомобилей, страховые компании и др.), «компании-поставщики полного комплекса услуг (туроператоры) в сфере деловых поездок» и «организации и фирмы индустрии MICE».

Сегодня многие туристические компании успешно работают в области организации и обслуживания конференций, конгрессов и корпоративных мероприятий. Они быстро и эффективно организуют поездки различной тематики и целей (от организации конференций до посещения выставки или конкретного предприятия) как для больших групп (100 и более человек), так и для индивидуальных клиентов.

Организация бизнес-туров имеет свою специфику. Как правило, бизнесмены планируют свои поездки за несколько месяцев, что особенно актуально для «высокого сезона» в выставочном бизнесе, который приходится на февраль-май и сентябрь-ноябрь. При организации деловых поездок бывает необходимо найти самую короткую стыковку авиарейсов, самый ближайший к выставке отель, самый удобный трансфер и т.п.

Основа деловой поездки - программа встреч и мероприятий, спланированных и насыщенных. Туристическим компаниям без кропотливой работы с клиентом, понимания специфики его профессиональной деятельности и чёткого видения именно деловых целей его поездки не обойтись. Деловые поездки организуются, как правило, с полной культурной и экскурсионной программой. В стандартную программу входит проживание, завтраки, трансферы, оформление визы. Дополнительно предоставляются такие услуги как: аккредитация на выставку или входные билеты, услуги гидов, переводчиков, дополнительные переезды или аренда автомобиля и многое другое, что может быть необходимо на том или ином мероприятии. Клиентам предлагаются специальные тарифы на перелеты в бизнес классе, организация VIP обслуживания в аэропортах и т.п.

Туристы, приезжающие с деловыми целями, проводят основное время в заседаниях или деловых встречах, имеют жесткую программу и деловой график встреч и мероприятий. Они часто посещают один и тот же город, с которым связаны их деловые интересы, останавливаются в дорогих гостиницах, пользуются заказным транспортом, специально оборудованными помещениями для деловых встреч, для них организуются торжественные мероприятия и приемы.

Иногда деловой туризм несет в себе элементы рекреационного или познавательного туризма, особенно, если с участниками конгрессов приезжают их жены, для них готовится экскурсионная программа. В свободное от заседаний время и сами участники имеют возможность съездить на экскурсию или воспользоваться рекреационными благами. Вот уже 32 года в швейцарский горнолыжный курорт Давос съезжаются высокие гости (члены правительства, крупнейшие ученые, бизнесмены, журналисты) на Всемирный экономический форум. Участники Давосского форума встречаются не только на заседаниях и пресс-конференциях, но и в непринужденной обстановке на горнолыжных склонах. Это помогает установить хорошие личные контакты, способствует укреплению взаимопонимания между бизнесменами, учеными и государственными деятелями.

Сумма доходов от делового туризма превосходит доходы от туризма с целью отдыха почти в два раза в расчете на одного туриста. Эти данные свидетельствуют о большой экономической выгоде для организаций, занимающихся обслуживанием деловых туристов. Эти обстоятельства не могут не привлекать профессиональных организаторов туризма.

Одной из основных форм дипломатической деятельности являются визиты глав государств, правительств, официальных делегаций на высшем уровне. Исходя из характера приема, визиты делятся на: государственный визит; официальные визиты; рабочие визиты; неофициальные визиты; визит проездом.

Конечно, многие визиты сопровождаются размещением официальных лиц в средствах размещения, хотя это не всегда гостиничные предприятия. Однако во время неофициальных, рабочих и отдельных официальных визитов делегации могут размещаться в гостиничных предприятиях, а для проведения некоторых мероприятий могут использоваться конференц-залы гостиниц. Но визиты являются средством реализации многих других форм дипломатической деятельности - участие в международных конгрессах, конференциях, совещаниях, форумах, съездах.

Съезд - собрание представителей каких-нибудь организаций, групп населения и т.д.; встреча людей, имеющих общие цели, в частности собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы.

Конгресс - съезд, совещание, как правило, международного характера. Может иметь установленную периодичность.

Симпозиум - совещание, конференция по специальному научному вопросу.

Форум - массовое представительское собрание, съезд.

Конференция - собрание представителей различных организаций (а также групп, специалистов, ученых) для обсуждения каких-либо вопросов или проблем. Конференции классифицируются: в зависимости от статуса участников (правительственные, неправительственные); по охвату участников (универсальные - в работе может принять участие любая страна мира, региональные - участники - страны определенного региона); в зависимости от целей созыва (мирные, политические, экономические, экологические, дипломатические, смешанные). Единых, неизменных правил процедуры для проведения конференций не выработано, но дипломатическая практика привела к некоторым условно устойчивым нормам в этой сфере многосторонних межгосударственных отношений.

Семинар - групповые практические занятия для повышения квалификации; вид учебных занятий, обсуждение учащимися (слушателями) под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений или докладов; лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Собрание - совместное присутствие где-нибудь людей, чем-нибудь объединенных, заседание членов какой-нибудь организации. Встреча - собрание, устраиваемое с целью познакомиться, побеседовать с кем-нибудь.

Собрание, встреча: ежегодное, объединенное, торжественное, церемониальное, ежедневное, заключительное, общее, пленарное, открытое, закрытое, официальное, регулярное, подготовительное, специальное, профессиональное.

Выставки - регулярно организуемые оптовые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где экспоненты представляют услуги и товары одной или нескольких отраслей на основе демонстрации выставочных образцов.

Ярмарки - регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где значительное количество экспонентов реализует характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей.

Выставки классифицируются: по критерию участников посетителей и специалистов различных государств; национальные - проводятся внутри страны и за рубежом и характеризуются принадлежностью экспонентов к одной стране; межрегиональные - состав экспонентов из различных регионов; местные - принадлежность участников и продукции к одному региону); по предмету экспозиции (универсальные; тематические; отраслевые; межотраслевые); по критерию значимости в мировом обществе (всемирные; международные; национальные; региональные; местные; частные); по способу проведения (постоянное место проведения; переменное место проведения (передвижные)); по признаку частоты проведения (периодические - организуемые с частотой 2,3,5 лет; ежегодные; сезонные; единовременные); по целям (осуществление оптовых и розничных заказов-продаж:; информация о достижениях; коммуникационные); по принадлежности посетителей (для специалистов; смешанные - специалисты + посетители; ориентированные на массового посетителя).

Инсентив-туризм широко используется во многих странах для поощрения сотрудников предприятий. Предприятия приобретают пакеты туристских программ для отдыха: экскурсионные, семинары + программа отдыха, учебные, используя льготные схемы, списывают расходы на себестоимость. Преимуществом инсентив-программ является более разнообразная и интересная программа, которая невозможна в обычных турах, учитывается профессиональная и деловая ориентация фирм (проведение семинаров, посещение предприятий). При этом деловую часть сопровождают насыщенная культурная программа и программа отдыха. В итоге средства потрачены в интересах фирмы, плюс довольные сотрудники - мощный дополнительный стимул для активной работы и творческого подхода к своим обязанностям. Особой популярностью пользуются: экскурсионные программы с отдыхом; семинары + отдых; семинары + посещение предприятий; лечение за рубежом; учебные туры с профессиональной ориентацией; отдых в детских молодежных лагерях детей сотрудников фирм.

В последнее время заметно увеличился интерес к узкоспециализированным выставкам. По мнению экспертов, спрос на деловые выставочные поездки в последние годы устойчиво растет. Крупные бизнес-операторы, такие как «Конкорд», UTS, BSI организуют посещение более 100 выставок ежегодно. Среди наиболее востребованных по тематике ярмарок - строительные, мебельные, продовольственные, компьютерные, общеотраслевые и военные.

Среди европейских направлений туроператоры на первое место безоговорочно ставят Германию и Италию - вместе эти две страны обеспечивают до 70% всех запросов на выставочные поездки. Далее по степени востребованности идет Франция, где наиболее часто запрашивают строительные выставки и участие в авиасалоне в Ле Бурже. В Швейцарии интерес вызывает Женевский автосалон и форумы часового искусства в Базеле, в Великобритании - выставки, посвященные дизайну, интерьеру, мебельному делу. Спрос на поездки в другие «выставочные» страны Европы невелик, и чаще всего носит индивидуальный характер. Заказы на посещение выставок в российских регионах также пока носят единичный характер.

В числе других тенденций выставочного туризма следует отметить резкий скачок интереса к странам Юго-Восточной Азии и особенно Китаю. Комментируя эту ситуацию, специалисты компании «Конкорд» отмечают, что в последнее время место проведения выставок становится для заказчиков все более важным, и поэтому зачастую выбираются экзотические маршруты. Это относится, в частности, к представителям экспортирующих компаний, которые стремятся расширить рынки сбыта своей продукции за счет развивающихся стран.

Эксперты также отмечают, что если еще несколько лет назад отечественные бизнесмены «вспоминали о выставках в последнюю минуту», то теперь они планируют свои поездки за несколько месяцев, что особенно актуально для «высокого сезона» в выставочном бизнесе, который приходится на февраль-май и сентябрь-ноябрь. По мнению туроператоров, это существенно облегчает их работу - ведь места в отелях, находящихся поблизости от крупных выставочных центров, зачастую приходится бронировать не менее чем за год до проведения мероприятия.

Одним из наиболее распространенных видов делового туризма является конгрессный туризм (Conference Travel). В русской версии его принято называть научным туризмом. Целью конгрессного туризма является проведение научно-практических семинаров, конференций, съездов. Тематика конференций включает самый широкий спектр современных проблем естествознания, философии, теологии, медицины, истории, экономики и других областей знания. Нередко конференции, посвященные определенной теме, проходят из года в год в одно и то же время и в одном и том же месте.

Сегодня на отечественном рынке MICE отчетливо прослеживается тенденция роста конгрессного туризма внутри России. Это отчасти связано с расширением возможностей по проведению масштабных деловых мероприятий в Москве и С.-Петербурге, отчасти с введением визового режима в таких популярных среди деловых туристов странах, как Кипр и Чехия. Вместе с тем, последние исследования в индустрии MICE показали, что Россия пока занимает лишь 26-е место среди стран-организаторов конгрессов, а Москва стоит и вовсе на 42-м месте. Сегодня, по оценке специалистов, конгрессный туризм обеспечивает не более 5-7% заполняемости ведущих московских отелей (на Западе эта цифра достигает 30%).

В сфере организации конгрессных мероприятий за рубежом отечественные компании чаще всего предпочитают популярные туристические страны, такие как Турция, Испания, Греция, Кипр. По времени проведения наиболее востребовано межсезонье (обычно бронируются отели уровня 4-5*).

Индивидуальный и инсентив-туризм также не отстает от остальных видов деловых поездок. По словам туроператоров, сектор индивидуальных деловых поездок в последние годы переживает «второе рождение», занимая около 25% всего рынка бизнес-путешествий. Если раньше под частной деловой поездкой понималось «просто желание поехать за рубеж и отдохнуть, то сейчас практически все клиенты, заказывая деловой тур, действительно планируют деловые переговоры, установление контактов, покупку технологий и т.п.». Видимо, поэтому если 4-5 лет назад подобная поездка занимала неделю, то теперь ее средняя продолжительность составляет 2-3 дня - несмотря на высокий авиатариф. Причем, если при совершении зарубежных деловых поездкок заказывается полный турпакет, то при командировках по стране в туркомпании предпочитают обращаться лишь для покупки авиабилетов, поскольку размещением гостей в данном случае обычно занимается принимающая сторона.

В последние годы на российском рынке MICE стремительно растет сектор инсентив-туризма. У разных бизнес-туроператоров на его долю приходится от 5% до 15%. объема продаж. Своеобразным рекордсменом можно признать компанию BSI, где инсентив занимает 31% от всей реализации бизнес-программ.

Все чаще заказчиками инсентив-программ становятся не представительства зарубежных компаний, как это было в середине 90-х, а «чисто» отечественные фирмы - банки, крупные торговые дома, компьютерные, продовольственные, фармацевтические холдинги. Другая особенность этого сектора - рост спроса на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы (обучения) и 1-3 дня «поощрительного отдыха». Экскурсионно-развлекательная часть инсентив-туров становится все более насыщенной. Именно поэтому в бизнес-каталогах крупнейших компаний наряду с предложениями стандартных экскурсий теперь соседствуют путешествия на воздушном шаре, загородная охота или катание на лошадях. Многие бизнес-туристы стали в последнее время интересоваться размещением в отелях категории 3-3*+ и переездами по стране на железнодорожном транспорте.

География наиболее популярных инсентив-направлений очень обширна. Например, в компании «Элиос тревел» среди наиболее востребованных инсентив-стран называют Австрию (особенно среди работников банковской сферы), Великобританию и Германию.

Если говорить о крупных отечественных компаниях, специализирующихся на деловом туризме, то их круг неширок, и практически все они находятся в двух российских столицах. Во-первых, это представительства специализированных зарубежных сетевых компаний, таких как American Express Travel Services, Carlson Vagonlit Travel, BTI Russia, Andrews Travel House. Во-вторых, узкоспециализированные российские туроператоры по деловому туризму. Среди «старожилов» этого направления - группа компаний «Конкорд», UTS, «Эпик Тревел», «Аэроклуб», «Континент Экспресс», «Центр делового туризма и образования», «Элиос Тревел», «Инфинити», «Интерконнект» и др. И, наконец, ряд крупных туроператорских компаний, уделяющих большое внимание работе с корпоративными клиентами и программам делового туризма - «Интурист», BSI, «Аэротрэвел», UTE Megapolus, «Содис», «Квинта Тур», «Капитал Тур», «Инна Тур» и др.

В деловом туризме выделяются два крупных сегмента - это:

а) индивидуалы или группы, путешествующие с деловыми целями, и

б) сотрудники различных корпораций и компаний, которым часто приходится ездить по делам фирмы. Последний представляет собой так называемый корпоративный туризм.

На мировом туристском рынке функционируют три крупнейшие транснациональные компании, специализирующиеся на корпоративном туризме - American Express (от возникновения которой в 1850 году и ведется история этого бизнеса), BTI и Carlson Wagonlit Travel. Их суммарный годовой оборот составляет около 3,7 млрд. долларов.

В корпоративном туризме клиентами турфирмы являются юридические лица, либо доверенные лица компаний, имеющие именные корпоративные карточки. Как правило, они представляют собой солидные корпорации, имеющие деловые интересы во многих точках нашей планеты, что влечет за собой необходимость совершать деловые поездки на регулярной основе. Турфирмы, специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов, стремятся завоевать их доверие и предоставить максимально удобные условия и приоритетное обслуживание, которое обычно оговаривается в двустороннем контракте. У корпоративных клиентов особые требования к скорости и качеству предоставления услуг. В конкурентной борьбе за корпоративного клиента побеждают наиболее технологичные, высококвалифицированные и осведомленные турфирмы, способные быстро и гибко реагировать на малейшие нюансы в изменении вкусов и предпочтений своих требовательных клиентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: