Можно выделить три периода развития логистики.
1. Дологистический период (до 1950–х годов).
До 50-х годов функции логистики (транспортировка, хранение, управление запасами) обычно выполнялись обособленными организациями. Это препятствовало объединению усилий с целью достижения наибольшего суммарного эффекта.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на транспортировку, хранение, упаковку и т.п. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности.
Период классической логистики (1960 – 1980 гг). Первую фазу развития классической логистики связывают с решением в 60-х годах задач оптимизации распределения продукции. В США был создан даже специальный комитет по распределению, а сервис поставок приобрел решающее значение в рыночной стратегии фирм. Этот этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией пог- рузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается товар, выбирается с учетом применяемого транспорта, а характеристики перевозимого груза, в свою очередь, определяют выбор транспорта.
Вторую фазу развития логистики связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли. Европейский и американский ответ на экономическую "агрессию" Японии проявился в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда родилось требование к8 интеграции планирования и управления производством и распределением продукции. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
|
Успехи в промышленном производстве США и Японии были основаны на реализации логистической концепции. Это стало ясно в начале 70-х г., что послужило импульсом к созданию логистических систем и в Европе. Основой для понимания логистики является использование системного подхода, при котором различные функции логистики рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы. Работа одних элементов системы логистики влияет на работу и эффективность других элементов. Системный подход предполагает оптимизацию всей системы, а не отдельных ее частей. Ранее упор делался на управление функциями логистики на уровне одной фирмы при небольшом внимании к аналогичным функциям, выполняемым другими фирмами, являющимися участницами процесса производства и потребления. Теперь все более развиваются межфирменные компромиссы. Оптимальная система управления формируется с целью получения максимальной прибыли всеми фирмами- участницами, однако аналогично большинству концептуальных подходов, практическое применение этого подхода на Западе сдерживалось устаревшей системой управления.
2. Период неологистики (с 1980 г.).
В начале 80-х годов наступил новый период в развитии логистики - период неологистики. Он характеризуется расширением сферы действия логистики за пределы традиционных функций. Причинами стали серьезные экономические трудности начала 80-х годов, анализ которых позволяет сде- лать следующие выводы:
|
- во-первых, ни одна группа функций фирмы, включая логистику, не обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для самостоятельной9 и эффективной работы. Требуется углубление взаимосвязи подразделений фирмы для соответствия усложнившимся требованиям;
- во-вторых, необходимо использование знаний и опыта управляющих, рассматривающих предприятие и остальной бизнес как единое целое. В настоящее время нет общепризнанных методологических основ создания логистических систем. Однако, наиболее перспективным направлением является так называемый подход на основе рассмотрения предприятия как единого целого при этом большое внимание уделяется межфункциональным компромиссам. Данный подход повышает роль логистических систем в формировании общефирменной стратегии, что не учитывалось до второй половины 70-х годов, когда логистическое планирование было краткосрочным.
Развитие подхода, рассматривающего предприятие как единое целое, связано с влиянием двух дополнительных факторов: широким внедрением ЭВМ и созданием современной техники связи. Эти факторы обусловили беспрецедентные возможности для координации и интеграции логистических операций со всеми другими операциями в цепи «снабжение - производство - потребление». Они позволили использовать информационные компромиссы при выработке управленческих решений. Увеличение информационных затрат с целью сокращения запасов продукции, транспортных и производственных потребностей стало особенно привлекательным в последние годы. Современные условия, характерные для периода неологистики, будут существовать и в будущем. Продолжится формирование все более связанных хозяйственных систем, но процесс их внедрения будет усложняться.
|
В периоды классической логистики и неологистики логистические системы проходят четыре стадии развития.
Стадия 1. Логистические системы действуют по принципу непосредственного реагирования на ежедневные изменения спроса и сбои в процессе распределения продукции. Область действия логистической10 системы охватывает организацию хранения продукции и транспортировку. Работа логистической системы оценивается долей затрат на хранение и транспортировку продукции в общих затратах.
Стадия 2. Логистические системы управляют потоком продукции от ее производства до ее потребления и включают в себя следующие функции:
· обработка заказов и обслуживание заказчика;
· управление запасами и организация хранения продукции;
· доставка продукции. Работа логистической системы оценивается экономией затрат.
Стадия 3. Логистические системы управляют материальным потоком начиная от закупок сырья до потребления продукции и включают в себя следующие функции:
· добыча, закупка и доставка сырья;
· прогнозирование сбыта продукции;
· производственное планирование;
· управление запасами и организация их хранения;
· доставка продукции потребителю и его сервисное обслуживание.
Стадия 4. Логистические системы интегрально управляют материальными и финансовыми потоками в процессе их зарождения, движения и потребления. При этом характерно привлечение специализированных логистических фирм. Таким образом, в начале XXI века логистика выступает как дисциплина, включающая в себя организацию закупок и снабжения, управление производством, организацию сбыта и распределения продукции, ее транспортировку, информационное и компьютерное обеспечение
3. Охарактеризовать место и роль службы снабжения в логистических процессах
Логистика снабжения – часть общей учебной дисциплины «Логистика», которая изучает закономерности потоковой формы движения экономической материи. Материальный поток приводит в движение сопутствующие ему потоки. Образуется взаимосвязь потоков, разных по содержанию и сложности индивидуальной организованности, что позволяет оформить различие внутри экономической логистики: выделяется коммерческая логистика, финансовая логистика, информационная логистика и сервисная логистика, которые образуют ее внутренние подсистемы. Центром всей этой совокупности является материальный поток. Его обслуживает коммерческая логистика, которая в свою очередь включает в себя ряд функциональных логистик. По функциональному назначению выделяются: логистика снабжения, логистика производства и логистика сбыта. Функциональные логистики – внутренние подсистемы коммерческой логистики. Этим определяется место логистики снабжения в общей теории логистики.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
· налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
· поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
· развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;
· поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
· поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или > слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
· договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
· повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.
4. Рассчитать величину суммарного материального потока на складе
В тетради