Стимулирование правомерных деяний. Поощрительные нормы.




Понятие и виды поведения.

Правовое поведение – это социально-значимое поведение социальных индивидов, влекущее юридические последствия в отношениях регулируемых правом.

Правовое поведение – это любое поведение в отношении нормы права.

Признаки:

1. Социальность – поведение по отношению к другим

2. Интеллектуально – волевой характер (поведение, которое мы организуем сами)

3. Нормативная регламентация (эталон в норме права)

4. Обеспеченность государственными средствами

5. Наличие юридического результата

Виды правового поведения:

1. Правонарушение

2. Объективно-противоправное деяние

3. Правомерное поведение

4. Злоупотребление правом

Правомерное поведение и его виды.

Правомерное поведение – общественно необходимое, желательное или социально допустимое волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. (социально активное, законопослушное, конформистское и маргинальное).

Признаки:

1. Соответствует нормативной модели

2. Отсутствие социального вреда

3. Отсутствие пороков воли (может сопровождаться пороком интеллекта)

Виды:

1. Социально-активное

2. Законопослушное (соответствующее нормам права)

3. Конформистское поведение (как все, так и я)

4. Маргинальное поведение (соответствует нормам права, но не одобряется обществом)

5. Делинквентное поведение (близкое к правонарушению – организация азартных игр, но без денег)

Стимулирование правомерных деяний. Поощрительные нормы.

В рамках теории государства и права под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия.

Признаки:

Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением (добросовестный правомерный поступок, который связан со «сверхисполнением» субъектом правовых отношений своих юридических обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступает основанием для применения правового поощрения)

Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

2. Мотивационная функция. Правовое поощрение является методом убеждения, побуждения лица к заслуженному поведению, к «сверхвыполнению» своих юридических обязанностей, к совершению общественно ценных действий, превосходящих обычные требования. Мотивация в данном случае основывается в обещании лицу взамен заслуженного поведения предоставления каких-либо благоприятных последствий.

3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта —государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно — государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

Как указывалось ранее, поощрение — это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы. Таким образом, имеет место наличие в праве так называемых поощрительных санкций. Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта.

Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание.

Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики

12. Понятие и виды общения

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятель­ность, взаимную связь между людьми.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

3. общение – взаимодействие субъектов.

Возникает вопрос о видах общения. Это сложный во­прос, по поводу которого в научных публикациях не существует одно­значного подхода. У различных авторов можно найти неоднозначные трактовки классификации общения и по целям, и по функциям, и по участникам.

В зависимости от содержания, целей и средств, общение можно разделить на несколько видов.

По характеру общение бывает: формальным (деловое) и неформаль­ным (светское, обыденное, бытовое).

По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Иллюстрацией когнитивного, и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъ­екту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Светское общение – это закрытое беспредметное общение: точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Формальное общение («Контакт масок») – отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости и т.п., позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда другого человека оценивают как нужный или мешающий объект(если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и могут не скрывать этого).

Формально-ролевое общение – и содержание и средства общения регламентированы социальными ролями собеседников.

Личностное общение (Духовное), напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствован­ным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, го­лова, туловище, голосовые связки и т.п, Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, Это или природные предметы (палка, брошенный ка­мень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи сим­волов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное вос­приятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные: контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сто­ронами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невер­бальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсор­ные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

 

13. Понятие и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

 

 

14. Формы правления в государстве и их характеристика

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

 

15. Классификация государств по административно-территориальному устройству. Характеристика простых и сложных государств

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособля­лись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территори­альному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, историче­ские традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое под­разделяется лишь на административно-территориальные единицы, не вклю­чая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

- единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, од­но правительство, один верховный суд);

- одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

- единая денежная система, одноканальная система налогов;

- территориальные элементы унитарного государства (области, департа­менты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе го­сударства других государственных образований. К сложным формам государст­венного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устрой­ства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточ­но эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «госу­дарственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфе­дерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или не­скольких государств в одном лице.

 

16. Политические режимы в государстве и их характеристики

Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;

Признаки авторитарного политического режима:

1. Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2. Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3. Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4. Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно ‑ полицейского аппарата;

5. Доминирование противоправных решений;

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1. Деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2. Тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3. Тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4. Конституционно ‑ авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы;

Признаки демократического политического режима:

1. Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. Полное подчинение государства праву;

4. Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы;

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

1. Демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

2. Демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

3. Демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально ‑ религиозная, культурная самостоятельность;

 

17. Понятие, функции и виды политической партии

В полит-кой системе полит-кие партии играют существенную роль. В гос-вах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии. В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия "политическая партия". В них подчеркивается, что основное назначение партии - участие в выборах в представительные органы. Или подчеркивается назначение политических партий - представлять интересы различных социальных групп и общностей.

Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по ТГП (1998) политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос-ной власти или участия в ее осуществлении.

Иногда в определении понятия "политическая партия" указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер.

В российском Законе "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госной власти и органах местного самоуправления (ст. 3).

Главные цели политической партии:

а) формирование общественного мнения;

б) политическое образование и воспитание граждан;

в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов гос-ной власти;

г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Функции политических партий выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за гос-ную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д)политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе - является ли она правящей или оппозиционной.

Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует. Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших гос-ных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые - участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе. Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

В литературе принято понятие "партийная система", которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т.д.

Выделяют системы

  • однопартийные (например, в СССР была только одна партия - КПСС);
  • двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии - Республиканская и Демократическая, а в Великобритании - Консервативная и Лейбористская партии);
  • многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими. Многопартийные системы считаются образцом демократии, однако скорее всего они - свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

 

18. Понятие идеологии. Характеристика консерватизма как политической идеологии

ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого понятия «идеология». Однако, даже имея нейтральный взгляд на вещи, нельзя не признать, что термин «идеология» принадлежит к наиболее неясным понятиям политологии. Изменчивость данного термина лежит в основе концептуального беспорядка в его толковании, который сохраняется по сей день. Одни возводят идеологию до статуса науки, в то время как другие опускают ее до патологической позиции фанатиков.

Основные идеологические течения в современном мире:

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: