Анализ состояния АПК Тюменской области




 

В экономике юга Тюменской области агропромышленный комплекс занимает важное место, на его долю приходится 8% ВРП. По данным отчетности сельхозпредприятий области, численность работающих в агропромышленном комплексе составляет около 30 тыс. человек, или примерно 7% от среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.

АПК юга Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. В 2011 г. на его долю приходилось23% всей производимой в округе сельскохозяйственной продукции и работало 1139 предприятий различных форм собственности. Развитие мелкотоварного сектора, в частности личных подсобных хозяйств жителей региона, - перспективное направление АПК. Там производится около половины всей сельхозпродукции. К тому же деятельность личных подсобных хозяйств имеет важнейшее значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. Ежегодно увеличиваются объемы товарного молока, которое сдают личные хозяйства. ЛПХ населения, имеющим кредитные обязательства по строительству мини-ферм, выплачены субсидии за реализованное молоко в сумме 11,9 млн рублей. Данная поддержка способствует дальнейшему планомерному развитию отрасли животноводства. По темпам роста производства продукции сельского хозяйства и по объему производства на душу населения Тюменская область опережает остальные регионы УрФО. Больший удельный вес в продукции сельского хозяйства приходится на продукцию животноводства, что отличает Тюменскую область от средних показателей по РФ (см. табл. 1).

Таблица 1 - Удельный вес продукции растениеводства и животноводства в продукции сельского хозяйства по разным категориям предприятий Тюменской области в 2012 г., %

  Хозяйства всех категорий Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели
Удельный вес продукции растениеводства 44.9 33.9 51.1 84.3
Удельный вес продукции животноводства 55.1 66.1 48.9 15.7

тюменский область агропромышленный комплекс

Ситуацию в растениеводстве юга Тюменской области в целом можно охарактеризовать как стабильную. Несмотря на существование определенных проблем, на протяжении последних пяти лет рост продукции растениеводства составил более 150%, увеличивались валовые сборы и объемы реализации основных сельскохозяйственных культур. В 2011 г. после низкого урожая 2010 г. валовой сбор зерна в весе после доработки составил 1 919,5 тыс. тонн - самый высокий результат в Тюменской области с момента ее образования (см. табл. 2).

 

Таблица 2 - Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий, тыс.

           
Зерно (в весе после доработки) 1238,4 1525,1 1232,0 1919,5 1268,7

 

В 2012 г. валовой сбор почти сравнялся с 2010 г. В Тюменской области выше средних показателей по России урожайность картофеля и овощей открытого грунта. В динамике валовых сборов картофеля и овощей на юге Тюменской области на протяжении последних шести лет наблюдался устойчивый рост. За шесть лет сборы картофеля возросли на 37,3%, рост же сборов овощей открытого и защищенного грунтов составил 98,7%. При этом увеличение обеспечивалось за счет значительного повышения урожайности этих культур: размеры посевных площадей, занятых картофелем и овощами, с 2000 г. оставались неизменными. Объемы сбора были полностью реализованы. Основная часть посевных площадей юга Тюменской области (78-82%) находится в пользовании сельскохозяйственных организаций. С 2007 г. посевные площади постоянно наращиваются, в 2011 г. они составили 1 102,4 тыс. гектаров, что на 14,7% больше, чем в 2007 г. Основную долю совокупных посевных площадей региона занимают посевы зерновых (63% в 2012 г.) и кормовых сельскохозяйственных культур. Площади, занимаемые посевами кормовых сельскохозяйственных культур, постоянно снижались и в 2011 г. составили 27,2% по сравнению с 31,9% в 2007 г. Возросла доля площади посадки картофеля, технических культур, незначительно - овощей.

Ситуация в животноводческой отрасли агропромышленного комплекса юга Тюменской области характеризуется неравномерным развитием отдельных отраслей. Размер продукции животноводства также увеличивался, но темпы роста в данном случае оказались несколько ниже, чем в ситуации с растениеводческой отраслью сельского хозяйства. В 2011 г. в отрасли животноводства были сохранены стабильные результаты производства продукции, а также поголовья скота и птицы в общественном секторе. Увеличение производственных показателей в 2011 г. в животноводстве обусловлено прежде всего сложившимися благоприятными условиями в производстве продукции растениеводства. Своевременная заготовка кормов для общественного животноводства повлияла на рост продуктивности маточного поголовья. Тюменская область является явным лидером по общему объему государственной поддержки агропромышленного комплекса в Российской Федерации. Поддержки по ряду направлений, которую оказывают в регионе, в ряде субъектов Федерации просто нет. В последние годы на АПК в Тюменской области выделяется стабильная сумма - примерно 5 млрд рублей. Причем по факту исполнения бюджета она всегда меняется, доходит до 6 млрд и больше. Так, дополнительные средства в АПК области направлялись в кризисном 2009 г. и в 2010 г., когда сельхозугодья пострадали от засухи. Дополнительное направление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Правительство Тюменской области ввело и в 2011 г., чтобы не допустить массового банкротства агропредприятий и стабилизировать ситуацию на зерновом рынке региона. Во всех направлениях расходования бюджетных средств по линии агропромышленного комплекса учитывается мнение товаропроизводителей, представителей муниципальных образований. В АПК региона имеются перспективные инвестиционные проекты: строительство трех молочных комплексов по 1 тыс. 800 голов каждый в Ярковском районе компанией ООО «ЭКО-Нива», проект компании «Тюменский бройлер» по реконструкции семи цехов и созданию племенного репродуктора, ориентированного на обеспечение племенным инкубационным яйцом регионов УрФО и др.Среди основных проблем макроподсистемы «Агропромышленный комплекс» можно выделить следующие:

. Тюменская область относится к зоне рискованного земледелия, неблагоприятные погодные условия серьезно влияют на показатели урожайности культур и снижают стабильность отрасли. Территория Тюменской области подвержена существенному воздействию неблагоприятных погодных явлений и стихийных бедствий. Это обусловливает более высокие издержки на производство сельскохозяйственной продукции, ограничивает возможности растениеводства. Здесь выращивается ограниченный список культур, который включает зерновые культуры, в том числе пшеницу, рожь, ячмень, овес, зернобобовые; технические культуры; картофель; овощи; кормовые культуры, в том числе многолетние и однолетние травы, кукурузу на силос и зеленый корм.

. Диспаритет цен. Цены на сельхозпродукцию в Тюменской области росли гораздо более низкими темпами. По данным статистики, за пять лет - с 2007 по 2011 г. - цены сельхозпроизводителей увеличились на 41%, а производителей промышленных товаров и транспортных предприятий - на 112% и 110% соответственно. По мнению экспертов, в последние годы для сельхозтоваропроизводителей главной проблемой стало повышение тарифов на энергоносители, обусловленное прекращением государственного регулирования тарифов на энергоносители, что связано с выполнением Россией условий принятия ее в ВТО. В результате цены на ГСМ и электричество на внутреннем рынке сравнялись с мировыми, что уменьшило конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей.

. Крупных перерабатывающих пищевых комбинатов в регионе пока очень мало - от 30% до 50% выращенной в регионе зерновой и овощной продукции вывозится в соседние субъекты РФ. Там тюменское сырье перерабатывают, и оно уже в виде готовой продукции и по другим ценам ввозится обратно в Тюмень. В то же время имеющиеся мощности пищевой промышленности недозагружены. Так, на 2011 г. мощности Тюменской области по производству молочной продукции загружены на 38%, мясной продукции - на 62%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 36%, рыбной продукции - на 54%.

. Один из важных вопросов современного регионального агропрома - низкий процент обеспечения перерабатывающих предприятий области мясом крупного рогатого скота, выращенного здесь же, в регионе. Если в советское время в области насчитывалось до 920 тыс. голов КРС, то на сегодня поголовье составляет около 254 тыс. голов. Мясоперерабатывающие предприятия области обеспечены «своим» сырьем менее чем наполовину. Остальное - сырье из-за рубежа, к примеру, из Бразилии. В силу особенностей квотирования и ценообразования на импортное мясо и пошлинного регулирования, за рубежом покупать мясо выгоднее. Кроме того, в России производство мяса крупного рогатого скота - единственная отрасль, являющаяся убыточной. экономика в этой части очень слабая. Поддержка же этого направления в России в настоящее время- 1,2% бюджета.

. Несмотря на высокий уровень господдержки предприятий АПК, он гораздо ниже мирового норматива - 10% бюджета. Восемь направлений господдержки в 2011 г. пришлось исключить. Отменены субсидии на компенсацию затрат по строительству новых производственных объектов; на развитие материально-технической базы по производству, переработке и хранению картофеля в связи с окончанием реализации проекта; на внедрение современных технологий по выращиванию и откорму крупного рогатого скота; на приобретение улучшенного скота для воспроизводства и др.

. Кадровый вопрос остается актуальным во всех сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе. В отношении сельского населения наблюдаются негативные тенденции, связанные с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 2005 г. численность сельского населения в возрасте до 16 лет составляла 108,5 тыс., то в 2009 г. уже только 101,6 тыс. Наличие таких тенденций позволяет говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития агропромышленного комплекса области. Основным фактором, обусловливающим эти негативные тенденции, является сохраняющаяся непривлекательность для молодого поколения условий труда и жизни в сельских поселениях. Средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли составляет 55,1% от средней по области.


 

Заключение

 

. Анализ структуры и объемов бюджетных расходов на производство сельскохозяйственной продукции свидетельствует о том, что эффективность их высока, особенно, если они ориентированы на вложения в НТП и рост производительности труда. Дотации и компенсации, составляющие до 45% от всех бюджетных расходов, позволяют повысить рентабельность производства на 5-20% и увеличить их объемы. Целесообразность их не вызывает сомнения. Но чтобы ликвидировать убыточность и повысить объемы производства, необходимо увеличение размеров поддержки в целом по области в 3-5 раз.

. Реализация любого экономического решения требует затрат ресурсов и времени. В связи с этим при использовании различных форм и методов государственного регулирования возникает эффект запаздывания. В работе разработана система показателей эффективности бюджетных расходов в регионе с учетом фактора времени. При дисконтировании эффекта затрат норма дисконта соответствует принятому периоду расчета и моменту приведения. Фактор времени учтен, он отражает реальные процессы рыночной экономики.

. Решая проблему максимизации прибыли и конечной продукции сельскохозяйственных предприятий региона, полученный прирост дотаций в сумме 455,8 млн. р. необходимо распределить между ними. Общий объем прибыли по оптимальному плану в 2 раза больше, чем в базисном году. Таким образом, на данном этапе оптимизации получено решение, обеспечивающее оптимальное распределение средств бюджета по районам согласно специализации, то есть обеспечивающее максимальную прибыть по области.

. Для анализа и прогнозирования основных показателей экономики региона важное значение имеет межотраслевой баланс производства и распределения продукции. По оптимальному плану объем конечной продукции в регионе составит 8083,9 млн. р. (против 5639 млн. р. по плану базисного года), т. е. на 43,4% больше. Объем государственных расходов по оптимальному плану составит 700 млн. р.

. Если же учесть уровень и динамику благосостояния (социальный эффект), то бюджетная поддержка в виде дотаций и компенсаций стоимости отдельных видов продукции оказалась недостаточной для того, чтобы они стали доступными по цене для большинства населения области и чтобы преодолеть тенденцию сокращения потребления продуктов питания населением области.

. Общий недостаток используемой системы поддержки - это распределение бюджетных средств по хозяйствам вне связи с показателями экономической эффективности, издержками производства и получения прироста прибыли на рубль поддержки. Вследствие критического состояния аграрной сферы регулирование должно стимулировать рост производства. На это направлена предложенная диссертантом методика оптимизации распределения бюджетных средств в регионе.


 

Список литературы

 

1. Аграрная экономика и политика: история и современность // Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Аграрный институт РАСХН, 1996.

2. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, 1998, №6, с. 92 Горохов A.A. Проблемы и направления регулирования агропромышленного комплекса Тюменской области. Тюмень. 1998.

. Горохов A.A. Организационно-экономические отношения в региональном АПК, Москва, 1999, с. 19.

. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Москва, 2001, с. 476.

. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пос. для вузов /Т.Г. Морозова, Ю.М. Дударев, В.Ф. Тихонов и др.; М. ЮНИТИ - ДАНА, 2002.-Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.

. Кузнецов В. Государственная финансовая поддержка регионального АПК нуждается в совершенствовании. //АПК: экономика, управление №3 2002 г.

. Коробейников М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора. //АПК: экономика, управление №6 2000 г.

. Киселев С., Ромашкин Р., Тарифная защита и поддержка сельского хозяйства России в контексте присоединения к ВТО. //АПК: экономика, управление №9 2001 г.

. Ларина Н.И., Кисельникова A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998.

. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1977.

. Мамедов Р. Поддержке села целевые ориентиры. //АПК: экономика, управление №6 2001 г.

. Минасов М. Обеспечение устойчивого воспроизводства в АПК. //АПК: экономика, управление №10 2002 г.

. Маннеля А.И., Трегубов В.А. «О соотношении цен на материальные ресурсы и продукцию сельского хозяйства». //Экономика с-х и перерабатывающих предприятий №4 2001 г., с.49.

. Милосерд B.B. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 1998.

. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагробизнес, 1996.

. Некрасов H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978.

. Никоновские чтения. Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - Москва, 1998.

. Осколков М.Л. Экономика сельскохозяйственных предприятий.

. Экономика отраслей сельского хозяйства. Практикум с основами теории для студентов экономических специальностей. ТГСХА, Тюмень, 2000

. Основные направления и принципы реализации программы развития производства продовольствия в Тюменской области. Тюмень, 1995.

. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.

. О государственном регулировании агропромышленного производства // Экономика сельского хозяйства России. 1997, №9.

. Тарасов А. Совершенствовать государственную поддержку сельского хозяйства России. //Экономика сельского хозяйства №9 2002 г.

. Фомин Д.А. Технологическая связанность как основа устойчивости потребительских кооперативов. В кн. Проблемы развития кооперации в АПК региона (Материалы межрегиональной научно-практической конференции). Тюмень, Тюменский ИПК агробизнеса, 2000

. Хицков И., Макин Г., Тихомиров В. Концепция основ управления агропромышленным производством на федеральном и региональном уровнях. //АПК: экономика, управление №6 2001 г.

. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.

. Эльдиев М. Проблемы регулирования и экономической поддержки аграрного сектора России. // АПК: экономика, управление. -1997.- №9.- С.60

. Экономико-математическое моделирование подсистем региональной экономики. АН СССР Дальневосточный научный центр. Магадан, 1978.

. Эпштейн Д. Паритет межотраслевых экономических отношений и потери от его отсутствия. // Экономика сельского хозяйства №1 2003 г.

. Якушкин Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство. // АПК: экономика, управление №2 2000г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: