Педагогическая система Чистякова. (1832-1919)




Сын крепостного крестьянина, получил вольную при рождении. Учился в приходском училище, а затем в четырёх классном училище города Бежецка, которое окончил с отличием. В 1849 поступил в академию художеств. За годы обучения награжден несколькими золотыми и серебряными медалями и правом обучения за границей. Чистяков вынужден был рано начать давать уроки, вынужденный тяжёлыми материальными условиями, преподавание его увлекло. Он преподавал в рисовальной школе на Бирже, одном из самых демократичных худ. учебн. заведений (там готовили худ-ников прикладного иск-ва и учителей рисования). В ней занимались разночинная молодёжь, в том числе женщины, которым был закрыт доступ в АХ. В Италии Чистяков преподаёт тоже, у него учился испанский художник Мориано Фортуни и французский исторический живописец Анри Реньо. Успешная работа с ученика приводит к решению записывать свои мысли об искусстве. Чистяков записывает и систематизирует свои мысли об иск-ве – записные книжки и подробный профессиональный дневник художника и теоретика. Зимой 1870 заболел. После сильной болезни – головные боли, приводившие иногда к полной потере зрения, не дававшие работать. Летом этого года он возвращается на родину, и педагогика становится его второй жизнью. Получил в академии мастерскую, хочет открыть ее для всех желающих, но эта попытка была категорически запрещена администрацией. Он ограничился бесплатными занятиями в своей мастерской со всеми обращавшимися к нему учениками академии. Вокруг молодого педагога группируется большой кружок: Репин, Савинский, Антокольский, Поленов, впоследствии Суриков, Виктор Васнецов, Серов, Врубель, Матэ, Кардовский, Грабарь. Никакие начинания Чистякова не поддерживались, администрация третирует педагога, глухая ненависть и открытая травля были ответом на любые действия Чистякова. Формальным поводом для преследования послужила оставшаяся неоконченной картина «Смерть Мессалины». С годами ему всё сложнее даются занятия творческой деятельностью. Болезнь головы месяцами не даёт взять кисть в руки. С середины 80х гг пед. деят-ть занимает гл. место в жизни Чистякова.

Чистяков мыслил воспитание и образование художника как единый процесс, цель которого была одна – развитие в ученике способности к художественному осмыслению действительности, т. е создание не только профессионала по ремеслу (мастерству), но и по способу мышления – по тому, как человек видит мир и реагирует на него. Восприятие действительности у художника – специфическое, нужно обучить этому.

1й принцип методики Чистякова – развитие индивидуальности, 2ой – требование сознательности обучения, понимание учеником цели упражнений и путей их достижения. Чистяков был противником наглядного показа, старался разъяснить смысл ошибок, их причину, добиваясь большей активности ученика.

Основное внимание уделялось тому, чтобы научить видеть весь предмет сразу, всю его массу, видеть его вместе с пространством. Для Чистякова формирование художника – это формирование его личности. Ч строит свою систему не на усложнении постановок, а на усложнении методических творческих задач. Вся его система была рассчитана на активнейшее воспитание у живописца творческого мышления, на то, что в ученике должен сначала пробудиться художник, который уже потом приобретал необходимые познания в рисунке и живописи. Образное видение, восприятие натуры – именно этими посылками и обуславливается чистяковская трактовка рисунка, живописи и композиции как методика художественного познания.

Обучение рисунку делится Чист. на ряд самостоятельных разделов, решающих опр. круг методических и творческих задач. Таких разделов 4.

1й раздел – его цель – овладение образным видением натуры и переводом ее на картинную плоскость (упражнения: позволяющие сюжетно-пластически изображать в воображаемом пространстве на листе 3х мерные формы). Чистяков создал целый раздел, связанный с постановкой глаза. Человек на плоскости в действительности видит плоское изображение. Необходима определённая тренировка глаза, чтобы видеть пространственно. 1ое задание – «линии в плоскости и линии в пространстве». Рисунок граней, положенного на плоскость карандаша. Построение линии в пространстве, а не отдельно от него. Затем шло рисование стульев или табуретов, трактовка как чередование гигантских карандашей. Рисовать сначала требовалось обобщённо, для этого Ч просил представить, что предмет обёрнут тканью, нужно найти его внешние грани. Недостаточно, даже образно передавать форму, нужно видеть ее как часть пространства, ограниченную бесконечным кол-вом плоскостей. → Рисунок любого объема должен вестись как построение направлений движения форм в пространстве. → Рисовать требовалось с выходом линий за форму.

2й этап – изучение методов, позволявших изображать конкретную форму, это был в основном рисунок гипсовых голов, где учащийся мог разобраться в принципах изменения сложной, но пластически достаточно лёгкой формы. В рисунке гипсовой головы важнейшим считалось умение построить внешние поверхности формы, но уже не линиями-направлениями, а плоскостями-направлениями. Нахождения поворотов поверхностей в пространстве – основа рисунка круглой замкнутой формы.

3й этап – изучение живого человеческого тела. На первое место здесь ставилось сюжетное построение изображения человека. Сначала шло пластическое решение, когда внешняя форма должна была быть связана с анатомией, а затем подчеркивалась определённая тематика, выражавшаяся в экспрессии фигуры. Сначала рисунок человека «в себе», исходя их опорных точек в самом теле. Затем «урок связи» - модель в действии.

4 этап – творческий раздел – овладев всем разнообразием методов и приёмов, художник мог по-своему смерить формы и пространства, передавая личное ощущение изображаемого, индивидуально решать сюжет.

Преподавание живописи разбито Чистяковым на 3 этапа.

1й этап – овладение образным характером цвета, выработка у художника умения быть точным в определении цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного положения. Начальное упражнение сводилось к составлению на палитре красочной смеси, аналогичной приготовленной преподавателем. Это показывало сложность составления любого цвета. Следующие задания заключались в определении окраски предмета, находящемся на определённом расстоянии от художника. В результате возникает сознание важности измерения цвета не только путем прямого сравнения его с натурой, но и путем передачи собственного ощущения его пространственности. Объяснилась роль освещения, изменение цвета в разное время дня составляло целую науку в системе Чистякова. Например, этюд двух цветных лоскутов (красного и жёлтого), повешенных на зелёный, ярко освещённый солнцем куст, вопросы светосилы цвета, в зависимости напряжённости цвета от света.

2й этап должен научить понимать движение цвета по форме как основное средство передачи натуры. Цель второго раздела – обучение изображению человека. Здесь необходимо определить движение цвета (цвет натуры, взятый в связи со светом и находящимися в окружении предметами, с помощью которых создавался колорит). «Девушка освещённая солнцем» творческая работа, представляющая развитие этого задания (Серов).

3й этап – научить решать сюжетно-пластические задачи с помощью цвета. Здесь цвет уже становится средством выражения определённого сюжета. Художник приобретал право усиливать те или иные цветовые оттенки, добиваясь предельной законченности в выражении темы. Работа Врубеля «Гадалка».

Обучение композиции. В основу обучения композиции ложится образное отношение к натуре. Под образным решением Ч понимает выявление в картине отношения художника к окружающей жизни, которое и диктует общий строй композиции и художественных образов живописного произведения. Основное внимание уделяется выявлению в каждом сюжете внутреннего подтекста. В занятиях композицией 2 раздела.

1й вырабатывает понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором расположение предметов создавало напряжение, если это напряжение не уравновешивалось, то нарушалась необходимая для правдивой передачи замкнутость изображения, возникало ощущение искусственности. Упражнение на размещение точек в определённом формате, постановка натюрмортов и предметов интерьере, определение зрительного центра среди многих вещей. Эти упражнения должны были ознакомить с конструктивными особенностями организации картинной плоскости. Далее композиции с явно выраженным жанровым содержанием (этюды с купальщицами, вырубка льда и т. п.) главное здесь- зафиксировать эмоциональный сюжет. Затем он мог перевестись в более конкретный по своей теме сюжет, который мог быть историческим или современным. Главное то, чтобы в его основе лежала реальная жизненная ситуация. Она нужна, чтобы верно построить действие, найти типаж, правильно разработать сюжет.

Во 2ом разделе к нему подходили после основного первого раздела, когда художник научился составлять сюжет, строить сцену, подыскивать атрибуты, трактовать сюжет как действие, т. е действия людей, развитие их поступков. После этого переходили к образному раскрытию действительности, когда явление жизни, пережитое художником подсказывало сюжетное развитие, позволявшее наиболее полно выразить свою идею.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: