Демидова Алёна 6 «Б» класс 4 школа




Тема «Храм Николы Надеина»

 

 

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.

Он первым в Ярославле оказался построен не князем, не государем, не монастырём: возвели церковь на деньги Епифания Светешникова — «государева гостя» — одного из самых богатых и титулованных купцов не только Ярославля, но и всего царства.

Он первый на городском посаде выстроен не из дерева, а из камня. Он — одна из первых значительных построек всей Московии по окончании Смутного времени.

Он получил имя не только святого, но и простого человека, причём имя народное, навсегда закрепившееся за белыми, как будто замковыми стенами настоящего ярославского храма, который столь отличен от московских и прочих церквей.

Он один из совсем немногих сохранил внутреннее убранство таким, каким было оно в XVII веке. Тогда прихожанином храма был Фёдор Григорьевич Волков — создатель первого российского постоянного театра, теперь почитаемый просто как основатель русского театра. Фёдор Григорьевич исполнял свой духовный долг и — создал для храма эскиз замечательной красоты иконостаса, какого нет более ни в одном ярославском храме…

Храм Николы Угодника, построенный на средства Епифания Светешникова, в народе — Надеи Светешникова. Храм Николы Надеина в Народном переулке, на волжском берегу, — первая жемчужина в бесценном ярославском ожерелье.

Сразу — особенный

На том месте, где сегодня стоит храм Николы Надеина, была до него церковь деревянная. Конец жизни таких церквей известен — горят. Но не просто сгорела в 1536 году церковь Николая чудотворца — сожгла «весь град». За ней последовала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, выстроенная на пожарище.

И вот, в году 1620-м, Епифаний Андреевич Светешников начинает на месте прежних деревянных церквей-свечек возведение храма каменного, до той поры небывалого на ярославском посаде.

Прежде рассказа о строительстве нужно не пару, а более слов сказать о самом Светешникове, или Надее, так как был он человеком незаурядным. Богател от торговли, помогал деньгами ополчению Минина и Пожарского, имел представительства своей компании в 9 крупных городах, в их числе — в Москве, строил остроги, чтобы волжские промыслы от ногайцев защищать. Был Надея Светешников одним из самых богатых людей России и государевым гостем — купцом с особыми возможностями и правами.

Жизнь Надея закончил трагически. Сначала оказался банкротом, а потом, не имея возможности отдать долг, был поставлен на правёж — пытку, в которой должника ставили перед судом и били, нередко — до смерти. Забили и Надею. Похоронили купца в южном подклете им же выстроенного храма — храма Николы Надеина.

Была в те поры традиция храмы, возводимые на месте старых, посвящать тому же святому. Но с новой церковью вышло по-иному. Скорее всего, по желанию заказчика, её разрешено было освятить в честь Николы Угодника, или Николы Мирликийского, — вечного заступника русского человека.

К тому же и история вышла. Говорили, что при строительстве выловили в Волге икону Николая Чудотворца — прибило её будто к другому берегу напротив храма. Теперь нельзя установить, правда то было или нет, по заказу или на самом деле, да и неважно всё это. Главное — храм…

Для его строительства Надея пригласил московскую артель мастеров, работавших в ту пору в Спасо-Преображенском монастыре. Храм опытные артельщики возвели всего за два года. Никола Надеин поднялся над Волгой, над домами и церквами, над всем городом, став его гордостью и славой.

К 1641 году стены храма были расписаны 20 мастерами, руководил которыми Любим Агеев — известный костромской изограф. Имена каждого мастера можно прочесть на южной стороне церкви. В 1882 году фрески обновили уже палехские иконописцы, но в XIX веке первоначальную роспись записали, хотя и придерживались исходника. Учёные и специалисты не оставляют попыток добраться без ущерба храму до того — первого «замысла и воплощения».

 

И был тот храм…

Был он не таким, каков сегодня. Многолетние исследования Э. Д. Добровольской позволяют теперь представить, как выглядел Никола Надеин первоначально.

Весь же ансамбль состоял из четверика, Благовещенского придела в виде башни, невысокой колокольни и двухъярусной галереи с характерным (позднее) ярославским крыльцом, какие строили в теремах, — большим, украшенным, с ползучими арками. Такое крыльцо впервые и выстроено в храме, чтобы потом уже стать отличительной чертой ярославских храмов.

Всё это не укладывалось в строгую симметрию и геометрию, но подчинялось закону эстетической гармонии, по которому растут в лесах деревья, а на полях травы… И в этом смысле тоже Никола Надеин стал выразителем лучшего в уникальном ярославском зодчестве.

Как наша северная природа, был храм могуч, прекрасен, но строг в украшательстве. Самым главным украшением были пояса ширинок — углублений в виде взаимовключённых квадратов, выполненных как профилированные впадины. Ещё одно украшение, которое вы увидите и сейчас, — «катушечный пояс», протянувшийся по апсидам основного храма на уровне пола. Подобный можно встретить в Храме Василия Блаженного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: