Эта история начинается с кухни ведьмы, на которой Фауст с помощью ведьмы получает волшебный напиток, вместе с которым к нему поворачивается молодость. Фауст имеет надежду найти счастье в любви юной Гретхен. Он старается жить человеческой жизнью, их страстями, прихотями. Но вместе с красавицей Гретхен он найдет и уличных сплетниц, завистливых подруг, хитрого и жадного попа.
Гретхен - самый поэтичный из женских образов в мировой литературе. Дочь бюргера, простая и непритязательная, она изображена как дитя природы. Гретхен много работает, как и все немецкие женщины: готовит пищу, прибирает дом, шьет, поет песни, гадает на цветочке. Наивная, простая и доверчивая, она очень нравится Фаусту и отвечает на его чувство любовью. Но она в плену религиозных и бытовых обычаев, ее пугает свободный и непонятный Фауст.
Любовь, которая должна давать лишь радость для Гретхен, скоро превращается в мучение, в невоенные преступления. Гибнет в поединке с Фаустом ее брат Валентин, умирает от снадобья, данного дочерью, мать Гретхен. Она сама уничтожена человеческим осуждением, так как родила безбрачное дитя. Мещане выгоняют ее из города и несчастная Гретхен становится убийцей родного ребенка - она топит новорожденное дитя в лесном ручье. Несчастная Гретхен теряет ум, она ждет смертной казни в городской тюрьме.
Фауст с Рафаэлем будут стараться спасти ее, забрать из тюрьмы, но чистая и прекрасная душой Гретхен откажется от помощи нечистой силы, оттолкнет от себя Фауста: он не такой, как все, он виновен во всех ее страданиях. В финальной сцене смерти Гретхен в ответ на вопль Рафаэля «Она погибла!» сверху прозвучит: «Она спаслась!» Это голос Господа, который окутывает своей любовью всякую верующую душу.
|
Фауст понимает, что виновен в гибели Гретхен, это подталкивает его к новым странствованиям. Но он всегда будет помнить ее - нежную, прекрасную, воплощение женственности, любви, тепла, обновленной жизни.
Образ Гретхен и ее трагической любви к Фаусту вдохновил поэтов, музыкантов, художников на создание новых книг, музыки, картин. Среди них - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Фауст-Симфония» Гектара Берлиоза. В опере Шарля Гуно «Фауст» из всей трагедии Гете композитором использован лишь эпизод любви Фауста и Гретхен-Маргариты. К гениальному поэтическому произведению Гуно прибавил свои гениальные мелодии, дав Фаусту и Маргарите сценическую жизнь. В Германии опера идет под названием «Маргарита». Образы Гете вечные, как вечная любовь.
ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ “ФАУСТ”
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст.
Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний. И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной
и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы.
Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, “тут надо изловчаться и лукавить”. В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности.
|
Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:
О небо, вот так красота!
Я в жизни не видал
подобной.
Как неиспорченно-чиста
И как насмешливо-беззлобна!
Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим – не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части “Фауста” посвящена истории любви Фауста и Гретхен.
Между влюбленными – огромная пропасть. Фауст – человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям.
Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:
Кто из нас дерзнет
Ответить, не смутясь: “Я верю в Бога”?
А отповедь схоласта и попа
На этот счет так искренне глупа,
Что кажется насмешкою убогой.
Гретхен – прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю жизнь сопровождает ее мама – образец религиозной добродетели.
|
Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе.
Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами.
Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки.
Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, – праздник для любой девушки.
Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему неплохие дивиденды.
Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.
В тот момент, когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении “лиходей”, который “так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит”. Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в “грех” и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений.
Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.
Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних.
Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.
Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент.
Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство.
Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?
Хоть то же все на вид,
Мне нет с тобой удачи,
И холод твой страшит…
В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:
Спаси меня, Отец мой в вышине!
Вы, ангелы, вокруг меня, забытой,
Святой стеной мне станьте на защиту!
Ты, Генрих, страх внушаешь мне.
Осужденная людьми, она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: “Спасена!” Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение.
Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.