Современная Клиническая Супервизия – поле профессиональной взаимопомощи.




С.К.С. не ставит пределов профессионального развития.

Мы живём в динамично меняющемся мире, так что современный психолог, психотерапевт, обречён находиться в постоянном развитии, остановка смерти подобна!

Словом, клиническая супервизия является системной и занимается всем, что попадает в поле профессионального влияния специалиста и даёт целостный взгляд на взаимодействие психотерапевта с пациентом и, что характерно, в контексте расстройства пациента и задач терапии, реабилитации.

Возможно, в этом и есть её ограничение.

Однако в то же время, это и её преимущество!

Заметим, супервизия решает задачи помощи специалисту в его профессиональном развитии, и не затрагивает его личность.

При этом, как нам известно, личность специалиста, особенно в реализации психологической помощи, личностно-ориентированных методах психотерапии, является основным инструментом. А именно, речь идёт о профессионально-значимых качествах (ПВК) личности специалиста.

И в этой связи, личности специалиста уделяется особое внимание.

Внимание – этим супервизия и ограничивается!

Место для работы над этими задачами в психотерапии.

Представляется, что за рамками обучения методу, супервизия является интегративным инструментом помощи специалисту в его продвижении по ступеням профессионального самосознания и идентичности.

(Кстати, а чего стоит способность сознавать себя, без способности уживаться с другими? Именно эти способности и являются профессионально значимыми).

Эта идея находит подтверждение в сообществе специалистов, которые объединяются в группы участников, разнородных по методам практики, хотя и общих по группам клиентов или видам работы – индивидуальные, групповые, семейные.

С развитием интернет-коммуникации, появилась и он-лайн супервизия. Само по себе перемещение в он-лайн не сильно повлияло на содержание и направленность, хотя и добавило некоторые нюансы, так, имеют значение количество участников и продолжительность рабочей встречи, качество связи, обращённость (хотя бы иногда) в глазок камеры и навыки широких жестов для усиления возможности видения друг друга.

Если участников слишком много, появляется резон в организации, как и в офф-лайн, малой рабочей группы и группы наблюдателей – «аквариум».

При всех этих прекрасных возможностях столь замечательного инструмента, печально видеть, что молодые специалисты не спешат им пользоваться, вероятно, опасаясь чего-то?

И в самом деле, представляя свой профессиональный опыт на «суд коллег», мы переживаем состояние чрезвычайной уязвимости. Случайны ли метафорические образы супервизоров в виде крокодилов, львов, медведей и прочих чудесных существующих и не существующих хищников?!

Возможно, этот феномен отмечается скорее в случаях вхождения в роль супервизора, его становления, утверждения в этой практике, где он действует, словно, считая себя обязанным причинить пользу супервизанду, даже не столько разделяя с ним ответственность за пациента, сколько исполняясь ею и рассматривая его, как продолжение себя в работе с пациентом.

Эффект такой «супервизии» печален, и, увы, неплохо известен в сообществе специалистов. Впору говорить о «супер­_гениях» – психогениях, возникающих в условиях профессионального консультирования!

И тогда действительно, значение подготовки супервизоров представляется довольно высоким!

В докладах говорилось о параллельных процессах – феномене переноса ситуации консультирования в ситуацию супервизии.

Нам известен и обратный феномен, когда ситуация супервизии переносится в ситуацию психологической работы с пациентом. И когда это так, за пациента можно быть спокойным – терапевт принимает веру супервизора в себя и привносит её в свою работу с пациентом, чем подзаряжает и его самого.

Соглашаясь с Дж. Бьюдженталем, что «идеальный терапевт» признаёт, что эмоции, конфликты, склонности, предубеждения и страхи его собственной жизни оказывают влияние на жизнь клиента, и берёт на себя ответственность за постоянное самонаблюдение, чтобы уменьшать, снижать непрямое влияние собственных дистрессов на клиента, мы думаем о том, как делать эту практику полезной, развивающей, доступной и приятной, интересной для специалистов столь отличающихся друг от друга.

Необходимость в систематическом участии в супервизорских группах, семинарах, психогигиенического и обучающего характера вряд ли вызывает сомнение.

Действительно, вряд ли кто-то из специалистов станет возражать, говорить о возможности соответствовать этим требованиям, не рассматривая обучение, как непрерывный процесс, длящийся всю профессиональную жизнь специалиста.

Консультанты учатся ценить опыт конкретного человека и раскрывать себя перед другими людьми. Чтобы быть способным устанавливать связь с переживаниями другого человека, консультант должен уметь устанавливать связь с собственными переживаниями, быть в контакте с собой.

Такая задача консультанта – узнавать себя, как можно глубже, больше о себе, реализуется в ходе участия в разных группах – обучения, психодинамики и супервизии.

Представляется, что, чтобы расти, развиваться и сохранять творческую форму, консультанту необходимо иметь возможность:

· действовать, экспериментировать в безопасном пространстве при помощи и поддержке коллег;

· описывать и представлять свою работу в условиях конфиденциальности;

· получать обратную связь/руководство/поддержку;

· постоянно развивать профессиональные навыки, получать новые знания;

· «проветривать свои чувства», «выпускать пар», если/когда чувствуется злость, усталость от перегрузок, теряется вера в себя, возникают беспокойство и растерянность, сомнения и замешательство, тревога, неудовлетворённость…;

· уважать, принимать свои чувства – как позитивные (радость, удовлетворение), так и негативные (подавленность, горечь неудачи) и заботиться о себе, разделять переживания в поддерживающем кругу коллег;

· чувствовать себя адекватно оцененным коллегами.

 

В этой связи возникает вопрос об идеальном супервизоре – какой он?

Думается, что супервизор обязан быть просто достаточно хорошим, и точка.

Когда мы, посмотрев сессии Ф.Фарелли, восклицали – «Это как же такое повторить?!», Леонид Маркович Кроль спокойно замечал – «Вряд ли стоит стремиться повторять, это просто невозможно, однако видеть, знать, как это делает Фрэнк, весьма полезно, ценно».

И тогда акцент переносится на то, что возможно, что реально в ситуации здесь и теперь.

Уместно вспомнить Карла Роджерса, который говорил о достаточности подготовки специалистов для старта работы – «Это просто чудо, что одно несовершенное человеческое существо может быть полезно другому несовершенному человеческому существу».

Да, мы помним, что К. Роджерс сформулировал знаменитую триаду – позицию гуманистического терапевта, действуя из которой, терапевт может надеяться, что его вклад в работу будет не лишь безвредным, но и полезным.

Представляется, что этот взгляд может быть перенесён и на практику подготовки и деятельности супервизоров, что даст нам всем достаточную степень свободы и лёгкости для творчества, при этом возможность реализации ответственности в своей активности.

Тогда супервизию можно определить, как профессиональную деятельность, направленную на формирование свежего понимания, принятие значения перемен и преобразование к прогрессу в работе терапевта с пациентом, движимую его интересом профессионального развития.

Стоило бы добавить об атмосфере, важной для супервизии, и в этом я передам слово Анатолию Михайловичу Ялову, он говорил о решение-фокусированной терапии, однако, как мне представляется, всё то же самое относится и к пространству супервизии – «Краткосрочная позитивная психотерапия в очень большой степени ориентирована на создание атмосферы, способствующей поиску решений.

Эту атмосферу можно кратко обозначить такими словами, как надежда, юмор, любопытство, уважение своих сил, сотрудничество ».

(А.М.Ялов из методического пособия «Краткосрочная позитивная психотерапия». МАПО С-Пб. 1997г.)

Замечательным примером такой атмосферы, как мы прочувствовали на себе, может послужить мастер-класс Леонида Марковича Кроля.

Выражаем надежду, что наше методическое пособие внесёт свой вклад в общую копилку профессионального опыта и позволит специалистам воспользоваться супервизией для разрешения ряда вопросов, поднимающихся самой практикой.

В нашей методичке найдут отражение определения супервизии, в частности, клинической.

Кроме этого будут представлены формы работы и протоколы. Есть идея и подготовки книги, эта затея на будущее.

Приглашаем к сотрудничеству с ИПиМП им. Б.Д. Карвасарского по ряду направлений его деятельности, и, в частности, в реализации программ супервизии, участии в работе нашей лаборатории.

И добро пожаловать на групповую супервизию, в рамках идущей конференции по супервизии, она состоится параллельным потоком 21 марта с 10:30 до 12:00 по Москве.

Мы организуем её методом аквариума – рабочая группа в количестве 7 человек, и остальные в качестве наблюдателей. И рассмотрим случай практики коллеги из числа участников для разработки более объёмного понимания им своей работы с клиентом, оптимизации работы нашего коллеги.

Добро пожаловать!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: