Конспект 3
Тема: Живопись Фландрии 17 век
История искусств Нидерландов эпохи Возрождения (Ян ванн Эйки, Питер Брейгель, Босх), продолжалась во Фландрии и Голландии в 17 в. На этой основе сложилась фламандская и голландская школа живописи.
Нидерланды в ходе войны с Испанией (Филипп 2), разделились на Республику Соединенных провинций – Голландия, где протестанты составляли большинство. На юге Нидерландов победу одержали испанцы. Филипп 2 передал эти области любимой дочери инфанте Изабелле, государство стали называть Фландрией, оно полностью зависело от Испании.
Крупнейшим мастером фламандской живописи был Питер Пауль Рубенс.
Родился в Германии. После долгих лишений вернулись на родину в Антверпен (столицу Фландрии).
Юный Рубенс уже в 13 летнем возрасте решил стать живописцем и начал учиться у разных мастеров. Скоро он был принят в члены городской гильдии Святого луки (гильдии художников), что дало ему право подписывать и продавать свои работы. В 23 года завершает свое образование в Италии. Он копировал и изучал работы великих итальянских мастеров, скоро сам начал получать заказы. Получив известие о тяжелой болезни матери, он возвращается в Антверпен.
Первые картины Рубенса – это алтарные образы для городского собора Антверпена
«Воздвижение креста», «Снятие с креста»,
1. «Воздвижение»
Крест с распятым на нем Христом поднимают и восстанавливают на месте казни. Такой сюжет еще не писал никто. Основой композиционной линией является диагональ: она подчеркивает динамику, не позволяя движению остановиться.
Вскоре Рубенс жениться на Изабелле Брандт. Свидетельством бракосочетания стал
2. «Автопортрет с изабеллой Брандт»
|
Это документ создания новой семьи. Молодожены изображены под кустом жимолости – символом супружеской верности. Их богатые костюмы искусно выписаны. Живопись передает многообразие фактур материалов: бархат, вышивка, кружево. Композиция умело выстроена, лица и сомкнутые руки вписаны в окружность. Мастерство живописца – Рубенса достигло расцвета: свет, полутень и рефлексы на лице Изабеллы – одна из вершин мировой живописи.
Картины на евангельские и мифологические сюжеты, большого формата: «Поклонение волхвов», «Похищение дочерей Левкиппа», «Суд Париса», Святое семейство» и другие.
Известность Рубенса перешагнула границы Фландрии: французская королева Мария Медичи пригласила его в Париж для создания цикла картин с эпизодами жизни и царствования Генриха и его супруги, самой Марии Медичи.
Аллегории – дополняют и раскрываю содержание произведений созданных за два года.
3. «Представление портрета» фрагмент
Реальным является только король Генрих IV, который по портрету знакомиться со своей невестой. Все остальные персонажи аллегорические: восседающие на облаках Зевс и Гера – аллегория прочного семейного союза, Гименей – аллегория брачных уз. Амур – божество любви, указывает на зримые достоинства невесты, а женская фигура в военном шлеме (аллегория Франции) шепчет ему на ухо слова одобрения.
Рубенс – на вершине успеха. Ему покровительствует инфанта Изабелла. У него огромная мастерская, ученики, заказы. Однако бедствия не обходят его стороной. От чумы умирает его дочь и жена. В течение нескольких лет он не мог писать, даже жить в Антверпене. В качестве дипломата он побывал в Голландии, Испании.
|
Вернувшись в Антверпен женился на Елене Фоурмен. Он восхищался её обликом, написал множество её портретов: в образах – Венеры, Вирсавии, Андромеды. Сестра Елены Сусанна – модель знаменитого портрета «Шляпка».
Рубенс – пример художника известного и состоятельного. Он умел угодить заказчикам не изменяя себе. Его картины, рисунки были всегда в цене. Последние годы жизни провел за городом в замке Стен. Он работал и работал, не стремясь продавать картины.
4. «Пейзаж с возчиками камня»
5. «Кермесса» народный танец – вихрь.
Одним из любимых учеников Рубенса был Антонис Ван Дейк.
Художник уехал в Англию и стал придворным портретистом Карла I. Аристократы на портретах лишены ярких эмоций, их лица холодно-приветливы.
Другой ученик Рубенса, Якоб Йорданс, наоборот развивал простонародную струю творчества учителя. Его излюбленная тема – праздник бобового короля. Изображает свободной и словно развеселой кистью.
Изобилие земных плодов стало главной темой – Франса Снайдерса. Снайдерс писал натюрморты, на которых были изображены разного рода лавки: рыбная, овощная, фруктовая, лавка дичи.