Банковская гарантия как кредитный инструмент




Банковские гарантии, с одной стороны, являются инструментом, обеспечивающим обязательства принципала, и входят в сферу документарных операций, с другой - представляют собой кредитный продукт, который все чаще используется на практике.

Банковские гарантии, в отличие от поручительств, представляющих собой акцессорные обязательства, являются прежде всего абстрактными обязательствами, независимыми от основной сделки, по которой они предоставляются, и обычно регулируются правом страны пребывания банка-гаранта, если в гарантии не указано иное.

Рассматривая гарантию как кредитный инструмент, банк-гарант при выдаче гарантии по поручению принципала в пользу бенефициара фактически предоставляет принципалу кредит, но не в денежной форме, а в форме обязательства произвести платеж по получении требования бенефициара, соответствующего условиям гарантии.

При этом подход к рассмотрению вопроса о предоставлении гарантии по поручению принципала аналогичен подходу к рассмотрению кредитной заявки потенциального заемщика. Предоставляя кредит, банк заинтересован в его возвратности, а также получении дохода в виде процентов за пользование заемными средствами. При предоставлении гарантии на условиях платности (банковское вознаграждение за выдачу гарантии значительно ниже кредитных ставок, что является немаловажным фактором, определяющим финансовую привлекательность этой операции для клиентов банка) банк заинтересован в том, чтобы обязательство, обеспеченное гарантией, исполнялось принципалом самостоятельно в соответствии с условиями основного договора. В случае же получения банком требования по гарантии, соответствующего ее условиям, банк должен иметь возможность получения от принципала возмещения выплаченных по гарантии сумм.


Предоставление банковской гарантии

 

Банк-гарант предоставляет гарантию на основании просьбы/поручения принципала. Принципалу при обращении в банк с заявлением необходимо представить соответствующие документы, список которых весьма сходен со списком документов, необходимых для рассмотрения кредитной заявки.

Общая информация

· Заявление / просьба на фирменном бланке предприятия (организации) за подписью руководителя и главного бухгалтера, в котором должны быть указаны:

- сумма, срок и цель гарантии, вид предполагаемого обеспечения обязательств заемщика / принципала гарантии перед банком, источники и способы погашения принципалом обязательств, обеспечиваемых гарантией банка;

- краткая информация о деятельности предприятия (организации), опыте работы, партнерах, перспективах развития.

· Для потенциальных клиентов - учредительные документы (нотариально заверенные копии): устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, карточка с образцами подписей и оттиском печати, удостоверенная нотариусом. Документы о назначении лиц, имеющих право подписи, и подтверждении их полномочий. Справки о постановке на налоговый учет, а также из фондов - пенсионного, медицинского страхования, социального страхования.

Виды обеспечения гарантии:

· финансовые активы заемщика (залог имущественных прав на денежные депозиты)

· недвижимое или движимое имущество (залог целостных имущественных комплексов, зданий, сооружений, квартир, оборудования, транспортных средств, товаров в обороте)

· имущественные права по контрактам (на получение денежной выручки или на получение товара)

· гарантии банков

· финансовое (имущественное) поручительство третьих лиц.

Таким образом, при рассмотрении заявления / заявки на предоставление банковской гарантии, предшествующего принятию решения о предоставлении банковской гарантии, необходим комплексный подход к рассмотрению гарантийной сделки по следующим направлениям:

1. Анализ условий основного договора, по которому требуется обеспечение обязательств и определение объема ответственности банка по предполагаемой банковской гарантии. Учитывая, что банковские гарантии являются обеспечительным инструментом, банк-гарант должен четко представлять характер и объем обязательства, подлежащего гарантированию исходя из условий контракта/договора, заключаемого принципалом со своим деловым партнером.

При этом помощь банка в защите финансовых интересов своих клиентов будет весьма существенна еще на стадии обсуждения контракта, предусматривающего предоставление гарантии. Кроме того, учитывая независимость гарантийного обязательства, согласие банка, обслуживающего принципала, на предоставление гарантии на определенных условиях является обязательным.

Банк, предоставляющий гарантию, со своей стороны заинтересован в том, чтобы в тексте гарантии был четко сформулирован объем его ответственности перед бенефициаром по гарантии и условия осуществления платежа по гарантии. Таким образом, как для бенефициара и принципала, так и для банка чрезвычайно важно понимание характера обязательства и условий гарантии, корректность использования гарантийной терминологии.

2. Анализ финансового состояния принципала. Анализ финансового состояния потенциального принципала на момент обращения обычно осуществляется банком на базе предоставленной финансовой отчетности за последние 2 года деятельности принципала. Этот анализ проводится путем расчета показателей и оценки их в динамике на основании действующих в банке методик анализа финансового состояния юридических лиц. При этом могут использоваться специальные программно-аналитические средства.

Банку целесообразно также на основании ТЭО принципала и заключенных договоров, информации о денежных потоках, иных представленных документов составлять прогнозы финансового состояния на момент исполнения обязательств по основному договору, проверять источники исполнения принципалом своих обязательств по основному договору.

3.. Оценка возникающих для банка рисков в связи с предоставлением банковской гарантии.

4. Заключение договора о предоставлении банковской гарантии и обеспечительных договоров. Заключение договора о предоставлении банковской гарантии. Остановимся на возможных правовых последствиях, вызванных отсутствием инструкций принципала на выдачу гарантии исходя из норм российского гражданского права.

После подписания договора о предоставлении банковской гарантии и выдачи гарантии в пользу бенефициара в течение всего срока действия договора и гарантии целесообразно осуществлять контроль за финансовым состоянием принципала, предоставленным обеспечением, как и при кредитной операции, а также ходом выполнения обязательств по основному обязательству / договору.

Хотелось бы обратить внимание на принципиальное отличие гарантийной операции от кредитной. Если при ухудшении финансового состояния заемщика или при нарушении заемщиком условий кредитного договора банк в зависимости от условий договора может потребовать досрочного возврата кредита, а в случае невозврата - обратить взыскание на обеспечение, то в гарантийной операции обязательства банка-гаранта не могут быть досрочно прекращены без согласия бенефициара. А право регрессного требования у гаранта возникает только после осуществления платежа по гарантии. Однако имея информацию об ухудшении финансового состояния принципала или возможности получения требования, банк все же может предпринять определенные шаги, например потребовать от принципала увеличить обеспечение в целях уменьшения возможных потерь.


Список используемой литературы

1. Власов В.А. «Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности МСФО в кредитной организации», 2006г.

2. Громов И.Л.«Сравнительный анализ основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и российским ПБУ» 2007г.

3. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки» 2006г.

4. Каширин А.И. «Банковское дело» 2008г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: