В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.
Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:
«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».
«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».
а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?
б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?
в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?
Практическое занятие№6:
Этапы философии
Теоретический материал.
Студенту нужно обратить внимание, что развитию философии присущи определенные закономерности. Например, некоторые темы, характерные для античной философии, перешли в философию современную.
|
Одной из постоянных проблем философии был поиск первоначала, принципа развития и движущих сил бытия. Двумя главными направлениями в развитии философии признавались материализм и идеализм в хависимости от того, признавалась первичной материя или идея.
Помимо дилеммы идеализма и материализма, существуют дилемма рацинализма и эмпиризма.
Вопросы:
1. В чем основные различия идеализма и материализма?
2. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии – античным, средневековым и новоевропейским?
3. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?
4. В чем сходство и различия между философией Платона, Августина и Канта?
5. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?
6. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XXв.?
7. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?
9. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?
10. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
Практическое занятие №7
Методы философии
Теоретический материал.
Философия имеет специфический предмет исследования и собственные методы. Студент должен значть, что Л. Гегель сделал действительность отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.
|
Студент должен изучит метафизический и диалектический, прагматический методы.
По существу, основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Важны также личность философа и внешние условия его работы.
Вопросы:
1. Как соотносятся предмет и метод исследования?
2. В чем суть формально-логического метода?
3. В чем суть диалектического метода?
4. В чем специфика прагматического метода?
5. Что такое структурализм?
6. Что такое системный подход?
7. Что такое функциональный анализ?
8. Как соотносятся философский метод и философские принципы?
9. Как соотносятся систематическая философия и специальные философские принципы?
10. Какова структура философского знания?
Практическое занятие №8:
Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
Сравнительная таблица отличий философской, научной и религиозной истин.
Критерии | Мифологическая картина мира | Обыденная картина мира | Религиозная (христианская) картина мира | Современная картина мира |
Один мир или несколько? | ||||
Каким образом он возник и что из себя представляет? | ||||
Каковы его пространственно-временные характеристики? | ||||
Как появился человек и каково его место в мире? |
Практическое занятие №9:
Значение этики
Теоретический материал
Этика- раздел философии, изучающий, человеческое поведение. Она исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, так как этическое поведение состоит в реализации, осуществлении ценностей.
|
Под ценностью подразумевается то, что превыше всего и к чему можно и должно стремиться, относиться с уважением, признанием и почтением. Наличие множества человеческих потребностей объясняет существование разных оценок.
То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или совсем не имеющую никакой значимости. Однако в любом случае ценности надлежит искать и во всех ситуациях, и в поведении личности.
Студент должен знать, что в этике существует так называемое золотое правило, евангельская формулировка которого считается наиболее полной: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". У древнеримского философа Сенеки есть более краткая формула: "Что ты людям, то и они тебе". Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества – если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, сам не делай зла – этика придает характер обязательного предписания.
Вопросы:
1. Что изучает этика?
2. В чем отличие киников от киреатиков?
3. В чем секрет известности Диогена Синопского?
4. Что такое этика в понимании Аристотеля?
5. Какие добродетели выявлял Аристотель?
6. Каково соотношение в античной философии между знанием, удовольствием и добродетелью?
7. Какие этические проблемы возникают в связи с развитием современных технологий?
8. Как соотносятся понятия необходимости и ответственности?
9. Как соотносятся понятия свободы ответственности?
10. Как соотносятся права и ответственность человека?