Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.




В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

 

 


 

Практическое занятие№6:

Этапы философии

Теоретический материал.

Студенту нужно обратить внимание, что развитию философии присущи определенные закономерности. Например, некоторые темы, характерные для античной философии, перешли в философию современную.

Одной из постоянных проблем философии был поиск первоначала, принципа развития и движущих сил бытия. Двумя главными направлениями в развитии философии признавались материализм и идеализм в хависимости от того, признавалась первичной материя или идея.

Помимо дилеммы идеализма и материализма, существуют дилемма рацинализма и эмпиризма.

Вопросы:

1. В чем основные различия идеализма и материализма?

2. В чем сходство и различия между тремя кругами в философии – античным, средневековым и новоевропейским?

3. Каковы закономерности развития в пределах каждого круга?

4. В чем сходство и различия между философией Платона, Августина и Канта?

5. В чем сходство и различия между философией Аристотеля, Фомы Аквинского и Гегеля?

6. В чем сходство и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии XXв.?

7. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

8. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

9. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

10. Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?

 

Практическое занятие №7

Методы философии

Теоретический материал.

Философия имеет специфический предмет исследования и собственные методы. Студент должен значть, что Л. Гегель сделал действительность отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.

Студент должен изучит метафизический и диалектический, прагматический методы.

По существу, основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Важны также личность философа и внешние условия его работы.

 

Вопросы:

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть формально-логического метода?

3. В чем суть диалектического метода?

4. В чем специфика прагматического метода?

5. Что такое структурализм?

6. Что такое системный подход?

7. Что такое функциональный анализ?

8. Как соотносятся философский метод и философские принципы?

9. Как соотносятся систематическая философия и специальные философские принципы?

10. Какова структура философского знания?

 


 


Практическое занятие №8:

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

Сравнительная таблица отличий философской, научной и религиозной истин.

 

Критерии Мифологическая картина мира Обыденная картина мира Религиозная (христианская) картина мира Современная картина мира
Один мир или несколько?        
Каким образом он возник и что из себя представляет?        
Каковы его пространственно-временные характеристики?        
Как появился человек и каково его место в мире?        

 


 


Практическое занятие №9:

Значение этики

Теоретический материал

Этика- раздел философии, изучающий, человеческое поведение. Она исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, так как этическое поведение состоит в реализации, осуществлении ценностей.

Под ценностью подразумевается то, что превыше всего и к чему можно и должно стремиться, относиться с уважением, признанием и почтением. Наличие множества человеческих потребностей объясняет существование разных оценок.

То, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или совсем не имеющую никакой значимости. Однако в любом случае ценности надлежит искать и во всех ситуациях, и в поведении личности.

Студент должен знать, что в этике существует так называемое золотое правило, евангельская формулировка которого считается наиболее полной: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". У древнеримского философа Сенеки есть более краткая формула: "Что ты людям, то и они тебе". Этому древнейшему принципу моральных представлений человечества – если не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, сам не делай зла – этика придает характер обязательного предписания.

Вопросы:

1. Что изучает этика?

2. В чем отличие киников от киреатиков?

3. В чем секрет известности Диогена Синопского?

4. Что такое этика в понимании Аристотеля?

5. Какие добродетели выявлял Аристотель?

6. Каково соотношение в античной философии между знанием, удовольствием и добродетелью?

7. Какие этические проблемы возникают в связи с развитием современных технологий?

8. Как соотносятся понятия необходимости и ответственности?

9. Как соотносятся понятия свободы ответственности?

10. Как соотносятся права и ответственность человека?

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: