Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». «Бытие» - самое широкое и самое абстрактное понятие. «Бытие» означает «наличествование», «существование».
Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат - это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» - Гегель, Платон); материалистический монизм (материя - первооснова мира).
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию - «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Объективная реальность - объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.
Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа. Так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опросить и т.п. Такой, пока лишь придуманный урок или агрегат, тем не менее, существует, имеет место быть в сознании создавших их людей. Эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности. Под субъективной реальностью понимается сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.
Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее значимыми, чем и материальные явления.
Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и к объективному (в силу своей телесности) и к субъективному (как обладатель создания) миру.
Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир - это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек - центр бытия, а его судьба - ядро философской проблемы бытия в целом.
Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения «исторической реальности» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека.
Основными формами бытия являются:
• материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
· идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия;
· человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
· социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Выделяют также:
• ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Категорией противоположной бытию является понятие небытия. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние противоположное бытию. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы, люди, вещи, общества, которые раньше были, а потом погибли, разрушились, исчезли - сейчас их нет, они находятся в небытии.
Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И. Кантом: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.