Материалы для изучения темы «Вода» с помощью художественной литературы.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет физико- математических и естественных наук Кафедра "Химия и теория и методика обучения химии"

Направление подготовки 04.03.01 Химия

Профиль подготовки Аналитическая химия

 

 

Реферат на тему:

«Использование художественной литературы при изучении темы «Вода»».

 

Пенза, 2021

Содержание

Введение 3

1.Использование произведений художественной литературы на уроках химии 4

2. Материалы для изучения темы «Вода» с помощью художественной литературы. 5-9

Вывод 10

Библиографический список. 11

 

Введение.

Между всеми естественными науками существует взаимосвязь, они обмениваются информацией, которая в той или иной степени помогает в определенной дисциплине. Например, география связана с биологией, биология в свою очередь с химией. Но как же связана химия и литература?

Литературу мы изучаем с ранних лет, знакомимся с писателями и поэтами разных времён. Химию же мы напротив изучаем с 8 класса, но также сталкиваемся с ней с самого рождения. Когда мы начинаем непосредственно узнавать предмет «химия», то вспоминаем какие-то отрывки из рассказов, стихотворений, поэм и проанализировав их, возникают вопросы, которые хочется проверить экспериментально.

Связь химии и литературы – это своеобразный клад, для реализации творческих моментов в изучении химии, привлечения учащихся к данному предмету, развитие их творческих способностей непосредственно на уроке.

Художественная литература может раскрыть «химию» для учащихся по-новому, в игровом и увлекательном ключе.

 

Использование произведений художественной литературы на уроках химии

 

Так как именно литература оказывает благотворное влияние на развитие у учащихся воображения, заставляет их думать, то ее применение в целях реализации устойчивого интереса на уроках химии неоспоримо. Ещё А.М.Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она воздействует одновременно и одинаково на мысль и чувство».

Художественная литература помогает раскрыть красоту химии – внешнюю и внутреннюю. Дело не только в красоте строения веществ, кристаллов, растворов – в этой внешней привлекательной стороне. Химия красива своей внутренней сущностью, способностью объяснять явления, разнообразием возможностей.

Методика использования художественной литературы на уроках химии разнообразна: к фрагментам литературных произведений обращаются при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными.

Например, найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении, или веществе идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.

Если правильно использовать художественные произведения они не только оживят урок, но и привлекут внимание учащихся к предмету, вызовут интерес к его углубленному изучению, а также помогут увидеть химические явления в окружающей среде.

Многие писатели и поэты вдохновлялись этой особенность к созданию образов, навеянных размышлениями о веществе и его превращениях, сравнении и эмоциональном описании явлений и процессов. Всё это делало их произведения наиболее яркими, колоритными, образными и особенными.

Материалы для изучения темы «Вода» с помощью художественной литературы.

 

Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты – величайшее богатство в мире».

Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».

В отрывке данного произведения можно наглядно показать учащимся о физических свойствах воды, что это вещество без вкуса, цвета и запаха. Главное выделить здесь важную роль воды в круговороте веществ и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов.

Природная вода не может быть химически чистой, так как содержит самые разнообразные примеси, которые отсутствуют в дистиллированной, т. е. химически чистой воде, которой посвящено стихотворение Л. Мартынова:

“Вода благоволила литься!
Она блистала. Столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало
Чистой – дистиллированной воде!”.

Здесь учащимся могут быть заданы такие вопросы как: «Какие физические свойства воды были упомянуты? Что такое дистиллированная вода? Может ли природная вода быть дистиллированной? Чем дистиллированная вода отличается от водопроводной?».

Даже суровые условия Великой Отечественной войны привели к переосмысливанию многих вещей, например, к новой оценке воды - вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным. Даже такие произведения могут быть использованы в целях урока. Например, произведение А. Твардовского "Василий Теркин":

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда,-

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода."

 

О возможности использования воды как источника тепловой энергии писал Ж.Верн:

“- Какое топливо заменит уголь? – Вода, – ответил инженер. – Вода? – переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, – пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо. Водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно. Они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков”.

Изучая тему «Вода» всегда нужно стараться привлечь учащихся к подбору необходимого материала (стихи, пословицы, загадки, афоризмы, иллюстрации, рисунки).

Существует много загадок и пословиц, которые отражают химические или физические свойства воды:

 

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

 

На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
(Кусок льда.)

Вода – это универсальный растворитель. Данное свойство отражается в следующем стихотворении:

Всыпать в чашечку изволь

Либо сахар, либо соль.

Влей туда воды немножко,

Помешай все той же ложкой.

Так к чему здесь разговор –

В чашке истинный раствор.

 

 

Откуда появилась вода

В государстве Химера правил король и был у него сын

– Кислород.

Случилось так, что королевский сын Кислород подружился с бедняком по имени Водород. Его домик находился в сторонке от королевства. Он часто приходил к своему другу. Молодые люди не скрывали ни от кого своей дружбы. Каждый день они вместе гуляли по королевскому саду. Принц даже гордился своим другом, потому что Водород был добр, честен и смел. И все – таки эта дружба не понравилась королю. Он пригласил к себе Водорода, и приказал ему удалиться из королевства. Пришлось юноше взвалить котомку на плечи и отправиться в далекое странствие. Юный принц, узнав об этом, не слушая короля, отправился вдогонку за своим другом. Вскоре он догнал своего друга. Друзья обнялись и отправились в путь вдвоем. Едут они по лесу, и вдруг услышали какой-тo шум. Они оглянулись, но никого не увидели, и поехали дальше. Но тут на них напали разбойники: Натрий и

Калий. Стали друзья отбиваться от разбойников, но никак поодиночке они не могут справиться с злодеями. И тут, Кислород крикнул: “Иди ко мне, объединимся, и двоим легче будет справиться”. Обнялись друзья, и победили разбойников, так как при соединении получилось новое вещество – вода – такая сильная и могучая. Напала она на разбойников. Разбойники долго бегали по воде, зло шипели, со взрывом эмоций.

Но вода победила, потому что в единстве рождается сила и мощь. Вот так появилась вода, которая приносит много радости и счастья только хорошим людям. А также, верность и дружба оказались сильней самых злых разбойников.

Сказка Валентины Викторовны Прутко объясняет химические свойства воды, а также ее создание. Сопровождать рассказ можно химическими уравнениями:

2H2 + O2 = 2H2O

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2K + 2 H2O = 2KOH + H2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Привлечение к изучению темы «Вода» художественной литературы может, стихотворений, загадок, способствует развитию у учащихся интереса к предмету. Урок становится более динамичным, красочным, интересным. Такой метод может использоваться не только в данной теме, но и на протяжении всего курса химии.

Междисциплинарная связь химии и литературы, также формирует у учащихся грамотную, многогранную речь, умение работать с текстом и выделять основные моменты в теме, использовать другие источники знаний, привлекать в изучение и понимание предмета художественную литературу.

Использование художественной литературы на уроках химии - прием важный и нужный. И учитель химии, не решающийся взять его на вооружение, значительно обедняет свои уроки. Умело включенные в урок фрагменты из литературных произведений оживляют рассказ учителя, привлекают внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: