КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
(на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»)
ЮМАТОВА Дина Борисовна,
преподаватель кафедры
естественнонаучных и общегуманитарных дисциплин
АНО ВО «Институт непрерывного образования»,
Автор методических пособий
По общему развитию дошкольников
победитель конкурсов «Язык — это путь цивилизации и культуры» (проект "Играю и говорю по-русски"),
«Волшебный мир музыкального искусства»,
лауреат премии Губернатора Московской области
с программой «Жемчужина Здоровья».
I. Речевая деятельность:
1. Пересказывание, разыгрывание русской народной сказки «Колобок".
2. Придумывание вариантов положительного окончания сказки, новых сюжетов, введение других героев и т.д.
3. Использование сюжета русской народной сказки или придуманной детьми для драматизации, сочинение либретто, мюзикла, оперы и т.д.
II. Изобразительная деятельность:
1. Рисование портрета Колобка по замыслу.
2. Сюжетное рисование по замыслу сказки.
3. Лепка, аппликация, народно-прикладное творчество в изображении героев сказки, отдельных сюжетов.
4. Работа с РТ «Музыка движения" (Д. Юматова). «Погружение в цвет». Нахождение и раскрашивание жёлтой клавиши «МИ» на макете клавиатуры пианино (варианты: пальчиками/карандашами/красками).
III. Музыкально-ритмическая деятельность:
1. Слушание. «Поиграем со звуками». Развитие ритмического чувства (длинные и короткие дорожки от героя к герою). Работа с дидактическими заданиями РТ «Музыка движения» (провести пальчиком по дорожкам, пропеть - «раскрасить голосом»).
2. Исполнительство. Нахождение и наклеивание жёлтых стикеров на клейкой основе на клавиши «МИ» пианино/синтезатора. «Озвучивание сказки». Исполнение песенки Колобка на клавишах пианино/синтезатора (РТ «Музыка движения" Д. Юматова).
3. Творчество. Работа с песней «Куплеты Колобка» (муз. В Мороз). Побуждение детей к выразительной и ритмичной импровизации и передаче в танцевальных движениях характера музыки:
—Инсценирование текста песни.
— Сочинение дополнительных мелодий или использование ранее выученных авторских или народных песен в музыкальной сказке, мюзикле, опере «Колобок» и т.д.
— Хороводная игра, балет на тему сказки. Музыкальное сопровождение на выбор.
*** Примечание: во время хороводной игры вокальные партии героев могут быть импровизированы детьми.
IV. Двигательно-игровая деятельность (сюжетное физкультурное занятие)
Сюжетный двигательно-игровой комплекс по русской народной сказке "Колобок" (МП "Интерес. Движение. Игра")
Цель: поддержание интереса к доступным видам двигательной деятельности и интереса к русскому языку.
Задачи:
- Развивающие: развитие двигательной активности, навыков мышечного расслабления.
- Воспитательные: воспитывать желание помогать окружающим.
Программное содержание:
1 неделя - Упражнять детей в различных видах движений: ходьба обычная, змейкой, прыжках, закрепить прыжки через гимнастические палки.
2 неделя - развивать равновесие и координацию движений.
Оборудование: дуги – 2 шт., доска, гимнастические палки, «Волшебный коврик» (дидактическое пособие «Парашют»).
Предварительная работа: в процессе познавательной деятельности (беседы, наблюдения) дети получают информацию о зверях, живущих в лесу: заяц, медведь, лиса, из каких продуктов можно испечь колобок. Со всеми стихотворными текстами дети знакомятся до занятия, при рассматривании иллюстраций и в ходе самостоятельной деятельности.
Ход двигательной сюжетной игры:
Дети входят в зал, встают около педагога.
Интерес- Мотивация
Педагог - Сегодня, мы с вами отправимся вот в какую сказку:
От зайца убежал От медведя убежал От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался… Колобок! Движение «ушки» Движение «покачивание», руки слегка расставлены в стороны Поглаживание ладошек Рисуют руками сверху-вниз круг.
Двигательный рассказ.
Комплексы ОРУ и ОВД:
Домик старика и старухи находится далеко — Обычная ходьба. Дети идут, проговаривая слово «далеко».
Пойдем между камушками — Ходьба змейкой
Перешагнем через кочки — Перешагивание через предметы
Пришли к домику. Пришли! — Построение в круг с помощью педагога. Произносят слово «пришли».
Утром проснулся дед, вышел из домика, потянулся — И.п.основная стойка, Поднять руки через стороны вверх, опустить.
Говорит старухе: - Испеки, бабка, колобок… А старуха отвечает — И.п. Ноги на ширине плеч. Наклоны в стороны (на каждое слово или слог)
- Из чего, муки-то нет — Пауза.
А ты по амбарам помети, вот и наберешь — Наклоны в стороны (на каждый слог). Пауза. Стоят.
Стала старуха колобок лепить. Растёт наш колобок…. — И.п.: сидя на пятках, руки на пояс. Встать на колени, потянуться, посмотреть вверх, вернуться в и.п.
Испекла. Положила на окошко студиться, — Опускаясь, сказать «сели».
колобок лежал, лежал и спрыгнул...Прыг на дорожку — Прыжки
И - покатился. — Лёгкий бег.
Катится колобок…Подлезает под низкие веточки... — Подлезание под дуги.
Перебирается через поваленные деревья… — Прыжки через гимнастические палки
Прокатился по узкому мостику — Ходьба по доске
Встретил колобок зайчика…Зайчик говорит: - Колобок, колобок, я тебя съем. -Не ешь меня, лучше научи прыгать — Прыжкина двух ногах, «как зайчики», продвигаясь вперед.
Покатился колобок к речке, а там медведь.- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, а покажи, как ходить по-медвежьи — Ходьба по-медвежьи
Поучился колобок у мишки и покатился дальше. — Бег
3. Игра. Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»
Встретил лису. — Останавливаются.
А лиса ему: - Колобок, колобок, я тебя съем! (дети проговаривают слова)
Колобок отвечает лисе: - Не ешь меня, давай поиграем в игру.