Для контроля качества шабрения поверхности применяют
Поверочные плиты, линейки, призмы и конусы
Соответствующих размеров. При этом сначала определяют
Выступающие места с помощью поверочной плиты или
Сопряженной детали, поверхности которых покрывают тонким
Слоем краски (суриком, сажей или синькой, разведенными в масле), и с легким нажимом перемещают по ним плиту (или
Деталь по плите) в разных направлениях, после чего
Выступающие над поверхностью детали места окрашивают в
Соответствующий цвет. Именно эти окрашенные места и
Соскабливают шабером. Затем вновь окрашивают деталь и вновь соскабливают шабером.
Таким, образом, процесс шабрения заключается в
постепенном удалении окрашенных выступов и
производится до тех пор, пока окрашенные пятна не
будут равномерно расположены по всей поверхности.
После этого, чтобы повысить точность шабрения,
приступают к увеличению количества пятен,
соскабливая все появившиеся после проверки по
плите пятна. Поверхность, обработанная шабрением, должна иметь мелкий и равномерный штрих, на ней не должно быть царапин и глубоких следов шабера. Во время шабрения (каждый раз после удаления
шабером покрытых краской мест) поверхность детали очищают щеткой и тщательно вытирают сухой тряпкой.
При подсчете количества
пятен пришабренных
отверстий или вкладышей
подшипников удобно
пользоваться
целлулоидным шаблоном,
вогнутым по радиуса
Рис.
Целлулоидный шаблон
вкладыша. На шаблон
наносят сетку с квадратами
25х25 мм, пользуясь
которой легко определить число пятен краски.
Разновидностями шабрения являются:
|
• шабрение плоскостей;
• шабрение плоскостей под острыми
углами;
• шабрение криволинейных поверхностей.
Ручное шабрение, один из наиболее трудоемких процессов слесарной
обработки, можно заменить более производительными способами:
механической обработкой поверхностей, в частности шлифованием,
применением специальных шабровочных станков и головок,
использованием механизированных шаберов электрического и пневматического действия и др.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Кафедра № 24 - «Авиационной техники»
Использованная литература:
Ремонт летательных аппаратов: Учебник для вузов гражданской авиации.
А. Я. Алябъев, Ю. М. Болдырев, В. В. Запорожец и др.; Под ред. Н. Л. Голего. - 2-е изд., перераб. и доп.- М: Транспорт, 1984. - 422 с.
Бейлин. Л. А., Мейер А. А. Ремонт самолетов, вертолетов и авиационных
Двигателей. Учеб. пос. для сред. учеб. заведений ГА. - М.: Транспорт, 1966. - 428 с.
Петров Н. И. Производство и ремонт ракетного вооружения: Учебник. -
Л.:ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1984. - 400 с.
Ингликов М. А. Ремонт технических систем. Л.: ВИКИ им. А. Ф.
Можайского, 1978. - 322 с.
Горохов В. А., Лоцманов С. Н., Михайлов А. А., Петрунин И. Е. Авиационное
Ремонтное дело. Часть 1 и часть 2. Под ред. д.т.н. проф. А. А. Михайлова. М.: Военное издательство МО СССР, 1970.
6. A&P Technician. Airframe/ Texbook. Jeppesen Maintenance Mastery Realized.
Jeppesen Sanderson, Inc. - Published in the Unated Stated of America Jeppesen
Sanderson, Inc. 55 Inverness Drive East, Engleood, CO 80112-5498. -
www.jeppesen.com
Якущенко В.Ф. Ремонт воздушных судов: Учебное
|
пособие / СПбГУГА. С.-Петербург, 2008.