1. Современная психолого-педагогическая классификация
детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис)
Разнообразие в развитии речи ДНС связано с рядом факторов:
1*степенью нарушения слуха
2*временем нарушения
3*педагогическими условиями
4*индивидуальными особенностями ребенка.
Выделены 2 основные группы ДНС:
Глухие (выше 80 дБ) | Слабослышащие (менее 80 дБ) | ||
Слух не может быть самостоятельно использован ребенком для накопления речевого запаса | Возможно самостоятельное накопление речевого запаса хотя бы в минимальной степени | ||
Развитие речи и обучение возможны лишь на основе сохранившихся анализаторов | В обычных условиях также не могут успешно обучаться, но развитие речи и обучение опираются не только на сохранные анализаторы, но и на неполноценный слух. | ||
Остаточный слух может быть только вспомогательным средством для улучшения качества произношения и повышения качества чтения с губ | |||
Глухие дети без речи (ранооглохшие) | Глухие дети, сохранившие в разной степени речь (позднооглохшие) | Сл/сл с зачаточной или глубоко недоразвитой речью (речь отдельными словами или короткими фразами с неправильным построением) | Сл/сл с развернутой речью, с некоторыми недостатками (небольшие отклонения в грамматическом построении, характерные ошибки письма, отклонения в произношении) |
2. Особенности отклонений в общем и речевом развитии слабослышащего ребенка
Своеобразие речевого развития сл/сл проявляется:
1*в отклонениях в фонетическом строе речи
2*в овладении словарным составом языка (лексикой)
3*в нарушениях грамматического строя речи и письма
4*затруднениях в понимании обращенной речи
|
1*характерна неточность артикуляции, типичны смешения звуков (сходных по способу образования: «ключ»-«клюц», мягких и твердых звуков и др.), выпадения звуков и слогов (метла – «мета»),пропуск начала или конца слова, перестановка звуков и слогов при общем правильном контуре слова, неправильное ударение.
2*ограниченный словарный запас, непонимание значения слова и неправильное употребление.
3*аграмматизмы – неумение правильно изменять слова и строить предложения. При письме также встречаются те же замещения звуков, что и в произношении.
4*размытое неточное восприятие обращенной речи и бедность словарного запаса мешают достаточному осмыслению устной речи и читаемых текстов.
Для сл/сл детей характерно также общее недоразвитие познавательной деятельности:
*недостаточность кратковременного запоминания (из-за бедности словарного запаса);
*фрагментарность, изолированность действий по решению задач;
*выделяют только однозначные наглядные отношения между причиной и следствием событий (по сюжетным картинкам);
*самостоятельного овладения логическими действиями не происходит – требуется специальная работа.
3. Структура современной школы для слабослышащих и позднооглохших детей
Определена с опорой на принцип дифференцированного подхода к процессу обучения (в его основе: показатели нарушения слуха + особенности речевого развития + особенности познавательной деятельности).
1 отделение | 2 отделение |
Обучаются дети с относительно развитой речью с некоторыми недостатками (неправильное произношение, аграмматизмы) | Дети с глубоко неразвитой речью, искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным оформлением связных высказываний. Часто имеют существенные различия в уровне владения речью и степени развития остаточно слуха |
Позднооглохшие дети – с относительно сохранной речью | |
Учащиеся получают полное среднее образование и аттестат | Учащиеся получают общее среднее образование и свидетельство об образовании |
4. Характеристика дидактических принципов, отражающих специфический характер обучения во 2 отделении школы слабослышащих
|
Принцип учета социальных факторов в формировании личности сл/сл школьника
Специальная организация педагогического процесса, особая система методов и средств формирования речи и логического мышления, коррекции других психических функций обеспечивает высокий уровень развития личности и подготовку к жизни в обществе сл/сл ребенка.
Специальная система обучения языку – важнейшее средство преодоления
нарушенного хода развития
Речевое недоразвитие учащихся носит глубокий системный характер и требует: специального обучения языку, накопления словаря, уточнения звукового состава речи, усвоения грамматической системы языка, овладения разными видами и формами речевой деятельности, формирования речи как средства общения и мышления.
Принцип обучения основам наук в единстве
с усвоением родного языка как средства общения
Овладение языком и усвоение знаний и навыков по основам наук организуются и протекают в условиях широкой и разнообразной речевой практики. Весь языковой материал используется детьми в ходе предметно-практической, познавательной, игровой и трудовой деятельности. Происходит постоянное обогащение и развитие лексики учащихся, совершенствуется произносительная и грамматическая стороны речи.
|
Принцип максимального обогащения речевой практики
Требует систематической работы по уточнению, коррекции и активизации самостоятельно приобретаемого языкового материала. Создаются условия по обогащению речи не только на уроках и спец.занятиях, но и во внеклассное время.
Принцип активизации разных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе
Требует специальной организации коллективной деятельности на уроках и вне их, ситуаций делового и эмоционального общения детей между собой (игры, трудовая деятельность, экскурсии, совместный просмотр передач, фильмов, подготовка к различным мероприятиям внутри класса, общешкольным и за пределами школы).
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению
Требует систематического психолого-педагогического изучения детей, динамики их развития – и учета полученных данных в работе с каждым ребенком (при общении, подготовке домашних заданий, дозировке педагогической помощи, индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения, работе над ошибками в письменной речи).
Принцип компенсаторной направленности обучения в единстве
с развитием сенсорной базы (полисенсорной основы)
Работа по развитию навыков чтения с губ (слухо-зрительное восприятие речи), развитие тактильно-вибрационной чувствительности (при работе над произношением), работа по развитию и использованию остаточного слуха.
Принцип единства практического овладения системой научных знаний и
обучения основам наук
Параллельно решаются задачи практического овладения языком, расширения представлений детей об окружающем мире, развитие различных видов восприятия, формирования мышления (наглядных и отвлеченных обобщений). При этом проводится изучение языка как учебного предмета и изучение основ наук. Доказано, что успехи, достигнутые в одном направлении, будут положительно влиять на другие и наоборот (происходит взаимовлияние).
5. Система методов обучения в школе слабослышащих
Включает несколько подсистем:
*методы формирования речи и обучения языку как учебному предмету
*методы обучения основам наук
*методы развития и использования слухового восприятия
Педагоги организуют учебный процесс на полисенсорной основе (слухозрительной) и одновременно с обучением каждому предмету обеспечивают речевое развитие учащихся с учетом особенностей их наглядного и понятийного мышления.
На всех этапах усвоения знаний используется графическая фиксация материала, используются приемы коррекции речи, контроля воспринятого.
Общедидактические методы (объяснение, беседа, демонстрация, практические задания и упражнения, работа с книгой, наблюдения и т.д.) опираются на широкое применение наглядных пособий и доступного языкового материала. Также используется сочетание устной, письменной и дактильной речи.
Специфические средства: дактилология, звукоусиливающая аппаратура (ЗУА), индивидуальные слуховые аппараты (ИСА), приспособления для коррекции произношения (шпатель, зонды).
Общие средства: письменная речь и наглядные средства (муляжи, картины, натуральные объекты, графические изображения, макеты, экраны) – не просто иллюстрируют материал, а должны раскрывать его содержание.
Наглядно-действенные средства (инсценировка, создание ситуаций, драматизация, пантомима) должны сочетаться с доступными для детей словесными способами обозначения.
6. Характеристика содержания обучения слабослышащих языку
В процессе формирования и коррекции речи решается целый комплекс задач:
*развитие понимания детьми обращенной речи;
*формирование активной (продуктивной) устной речи;
*расширение лексико-грамматического запаса;
*обучение диалогической и монологической (связной) речи;
*обучение письменной речи;
*формирование словарного состава и грамматического строя речи;
*первоначальное ознакомление с системой языка.
Перед обучением и в процессе его педагог проводит изучение речи каждого учащегося (произношения, словаря, грамматических навыков). Это позволяет отследить развитие каждого ребенка и наметить направления работы с ним в будущем.
Обучение сл/сл языку организуется в коммуникативной системе – она обеспечивает усвоение языка в процессе его употребления в общении и одновременного приобретения знаний о мире.
Система специального обучения языку опирается на наиболее общие закономерности развития речи в норме:
*поэтапность в овладении языком и речевыми навыками
*развитие речи в разных видах деятельности
*постепенный переход от наглядно-ситуативных к отвлеченным формам общения
*переход от понимания речи к ее продуцированию.
Содержание обучения языку отражено в программах. Особенностью программы по русскому языку для сл/сл – в том, что она учитывает своеобразие речевого развития этой категории детей. Содержание и структура программы, отбор материала, объем требований к знаниям, умениям и навыкам, последовательность их усвоения подчиняются главной цели обучения – овладению языком как средством общения и орудием познания.
Программа по русскому языку включает несколько разделов:
*обучение грамоте
*чтение
*развитие речи
*формирование грамматического строя речи
*грамматика и правописание
*обучение произношению.