Варганные традиции в Халлингдале.




Мунхарпа – широко используемая, но малоизвестная

Халльгрим Берг

В Норвегии играют на мунхарпе с XIII века. Маленький и удобный для желающего поиграть инструмент. На нём играли, чтобы убить время, для забавы или на танцах. В последние десятилетия интерес к мунхарпе значительно вырос. Многие люди освоили искусство игры на ней. Несколько умелых мастеров делают хорошие инструменты. Доступно множество кассет и дисков с записями игры на мунхарпе. Стало легче изучать новые мелодии. Мунхарпа стала серьёзным инструментом: она выглядит незамысловато, но требует от игрока значительных умений. Существуют тематические семинары, концерты, мастерские, фестивали. Документируются теоретические основы. Звук хорошей мунхарпы в руках умелого варганиста весьма увлекателен. Гармонические серии привлекают как музыкантов и зрителей, так и техников с продюсерами. Мунхарпа нашла своё место в поп- и рок-группах, а также в перекрёстных экспериментах между народной музыкой и новейшими жанрами, такими как техно.

 

Варганные традиции в Халлингдале.

В Халлингдале этот инструмент был популярен, как и во всём мире. Но статус его был невысок, его не ставили в один ряд с другими, более академичными инструментами. Обычно первые «капплейки» (соревнования в области народной музыки) в Норвегии, в г.Оль, Халлингдаль, в 1880-х годах, не включали в себя мунхарпу. На тех соревнованиях призы вручались за игру на лангелейке (дульцимере), луре (рожке) и приллархорне (козлиный рожок с отверстиями для пальцев). Мунхарпа была слабым инструментом, практически не приспособленным для игры на большую аудиторию. Однако существуют весомые доказательства того, что на ней играли во время танцев в помещениях – т.н.танцев в носках. Но на капплейках она не появлялась до 1960-х гг.

С приходом индустриализации и урбанизации традиции народной музыки отошли на задний план и окопались на задворках сельской местности. Большая часть из сохранившихся полевых записей игры на мунхарпе пришла из отдалённых сельских районов в горах. Мунхарпы импортировались в Норвегию с начала XVII века. Но до этого и позднее, параллельно импорту дешёвых варганов, во многих поселениях существовали устоявшиеся традиции ковки мунхарп. Самодельные инструменты разных форм были найдены в нескольких музеях в этой долине [Халлингдаль – долина Халлинга.], но не факт, что сделаны они были именно там.

Хальвор Андерсен (род.в 1732 г.), из Грёв, был варганным мастером. Он поселился в Гулльхауге в Эйгардо, путешествовал и продавал сделанные им инструменты. Перепись населения в 1801 г. показывает, что он тогда был ещё жив, но назад не вернулся.

Ларс из Ларсхуса в Голе (1755-1833) был родом из Биндарплассен в Эйгардо, и носил прозвище Биндар-Ларс. Невысокий, он тем не менее был хорошим танцором, всегда носил с собой мунхарпу и постоянно играл на ней.

Из более поздних варганистов стоит отметить Олу Х.Муена (род.в1871г.). Он также родом был из Эйгардо. По свидетельству Терье Эйстро, был варганистом гораздо выше среднего уровня.

В городе Оль было несколько человек - достаточно искусных музыкантов, чтобы быть замеченными в своих общинах:

Ларс Б.Сель (род.в 1857г.) изучал и записывал старые народные традиции. Прославился своей игрой, ковал мунхарпы для продажи.

Его сын, Торгер Сель, род. в 1917 г., в основном известен своей игрой на мелодеоне, но также имел репертуар мелодий для мунхарпы.

Сивер Эйнарсен (род. в 1884) был скрипачом и варганистом. Существует несколько полевых записей его игры в Халлингстадском собрании музейных архивов в Оле.

Кристи Колбьёрнсен была энтузиастом. Она сыграла мне спрингар «Skriulåtten» на своей кухне в Сундре, её игра обладала уверенным ритмом и была полна юмора. Она также исполнила для меня отрывок «ротовой музыки» [?] [Халльгрим использует глагол «huga», который редактор не смог найти даже в большом словаре лингвиста Ивара Осена.]

Олаф Опсато (род. в 1940г.) был вундеркиндом. Он играл на мунхарпе изготовления Ларса Селя в Сольхов, Фотлькетс Хус и Сундрехалле. Будучи двадцати лет от роду он взял первый приз уже в третий раз; а призом было пребывание в Осло. Когда он был представлен кронпринцу Олафу, он поклонился так низко, что произвёл глубокое впечатление на будущего короля. Парень достал свою мунхарпу и сыграл “Purka sat fast I grinde” [Свиноматка, что застряла в воротах]

Мунхарпы часто были невысокого качества. Звук был тих и расслоён. Инструменты были либо самодельными, либо дешёвками, завезёнными из Австрии или США.

Первым действительно выдающимся варганистом, которого я встретил, был Нильс Эллингсгард (род.в 1927), из Ватса, известный художник, декоратор и писатель. Он знал множество прекрасных мелодий, и исполнял их в бодром ключе. Он один из тех, кто всё ещё владел мастерством ротовой музыки. На своей мунхарпе он играл скрипичные мелодии, часто в ускоренном темпе, в почти агрессивном стиле. Когда он жил в Осло, он приобрёл одну из замечательных мунхарп Хаугли из Бюгдьёй - в аккуратной деревянной коробочке удобного карманного размера. В 1960-х они стоили около 50 крон за штуку, сейчас же они обойдутся вам примерно в тысячу. Коллекционер Райдар Севог оценил эти инструменты как «орган среди варганов». В Хольсбоке II нам повествуют о Халдисене из южного Рейнтона. Он был хорошим мастером и играл тоже отлично. Фото на странице 632 [Det tilla og detlæt] изображает другую мунхарпу, лучшей формы, чем та, что была найдена в Халлингдале. «Bøyle» (закруглённая часть корпуса) маленькая, а деки длинные. Язычок совершенно подогнан к декам, и прекрасно вибрирует при игре. Всё это зависит от правильного использования рук, рта и постановки зубов.

Я пережил нечто необычное, когда встретился с Сандером и Ларсом Роенами в 1973 г. Сандер Роен (род. в 1888 г.) только что вернулся домой после многих лет работы в США. Он был миллионером, и притом довольно эксцентричным. Я посещал его и прежде, в доме без электричества и мебели на Лаккегата, 27 [Осло]. Он расхаживал по нему в сумерках и готовил еду на примусе. Примус он украл у немецких оккупантов в 1944 г. Одна из первых вещей, которые он сделал вернувшись в Хол (Халлингдаль), в возрасте уже за 80, - выковал мунхарпу в большой кузнице в Рёа. Это была впечатляющая поделка. Люди в Рёа – шотландского происхождения. Когда Сандер увидел в моих руках красненький билет в сто крон, он продал свою мунхарпу без промедления. И тогда случилось невероятное: Сандер взял свою мунхарпу и приставил ко рту обратной стороной коленом языка внутрь. Он привёл его в движение своим языком, и инструмент зазвучал! Ранее я только читал об этом феномене, а теперь мне посчастливилось увидеть это своими глазами! Язычок же был почти таким же жёстким, как на других хороших мунхарпах, но Сандер, должно быть, много тренировался играть таким образом: он показал мне нечто похожее на большую мозоль на языке.

Продолжение в следующем выпуске.

[Последний абзац несколько бессвязен и в норвежском оригинале. Я попытался воспроизвести его так достоверно, как только возможно.]

37) Эта выдержка взята из статьи Халльгрима Берга в Paul Breihagen, Det tilla og det læt, Folkemusikken i Hallingdal, spel, dans, song og leik. 1999.

38) Халльгрим Берг по-прежнему член норвежского парламента (консервативная партия) См. мунхарпа №2 для примера звучания.

 

Музыка и репертуар

 

Какую же музыку играли люди Халлингдаля на своих мунхарпах? Очевидно, это были повсеместно известные у них мелодии, народные песни и песенки-частушки, темы и фразы мелодий для лура (норвежский альпенхорн, прим.ред.), козлиных рожков и различных духовых, например, костяной дудки и тростниковой флейты. Многие мелодии для лангелейка [норвежский горный дульцимер/цитра] прекрасно подходят для мунхарпы, и наоборот. В очень малой степени они играли «slåttar» в современном значении этого слова [«slått» (мн.ч. «slåttar») означает старинную народную танцевальную мелодию], по крайней мере пока не появилась скрипка и не оказала своё влияние на музыку.

Скрипка хардингфеле в Норвегии была впервые изготовлена семьёй Ботнен в середине XVII века. Инструмент пересёк горы с запада и за следующую сотню лет распространился по всей Халлингдальской долине. Но и до появления хардингфеле там существовали устоявшиеся темы, легко запоминающиеся мелодии и разные инструменты попроще. Есть основания верить, что эти фрагменты были абсорбированы скрипичной музыкой и использованы в качестве строительного материала наиболее творческими скрипачами с чувством формы.

Эпоха Возрождения, с более свободными стилем жизни, большими компаниями, чувственными танцами и весельем потребовала более громкой музыки с твёрдым ритмом халлинга в размере 2/4 и 6/8, или «халлингспрингара» в 3/4. Скрипка стремительно набрала популярность и стала основным инструментом. Изобретательность и энтузиазм музыкальных душ были вложены в музыку хардингфеле – не столь лирическую и поэтичную, сколь зажигательную и драматичную.

С XIX века игра на мунхарпе в Халлингдале и других сельских местностях столкнулась с вопросом интеграции скрипичной музыку в варганный репертуар и попыток превзойти природные ограничения мунхарпы. Музыка ограничивалась лаусом (размером 2/4 и 6/8) и спрингаром (3/4), с парным вальсом или райнлендером (шоттисом) между ними.

В некоторых местностях, таких как Гудбрандсдаль и Сетесдаль, существовали оригинальные «slåttar» для мунхарпы, но это было редкостью. Многие люди играли на мунхарпах, и некоторые были в этом настолько хороши, что были востребованы как мастера и учителя. Тем не менее, трудно отыскать ясно выраженные передававшиеся устно через поколения традиции.

Те, кто играют на мунхарпах в Халлингдале в наши дни, к примеру, я, Халльгрим Берг (род. в 1945) и Бьорн Квиннегард (род. в 1961), принадлежат к «новой» традиции Нильса Эллингсгарда [см.предыдущую статью Х.Берга.], потому что мы переняли местные скрипичные мелодии, и к тому же играли мелодии для хардингфеле и лангелейка из других областей страны, изученные от других музыкантов или через записи. Городской парень из Осло, Эрик Ройне, работает с этим материалом с тех пор, как сделал себе имя в 1966 году своим блестящим выступлением на мунхарпе под аккомпанемент Роберта Нормана на гитаре.

На семинаре, посвящённом мунхарпе, в Фагернесе в 1995 г. широко обсуждалось «пуританство», т.е. вопрос, что «правильно» исполнять на мунхарпе, а что нет. В конце семинара был концерт, и из чистого бунтарства я сыграл три мелодии, не относящиеся ни к одной из народных традиций: одна была «ротовой музыкой», вторая мелодией для флейты, и последняя - для аккордеона. Я адаптировал их под мунхарпу и играл множество раз, и ТЕПЕРЬ они вошли в число традиционных варганных мелодий! Я надеюсь, никто в 2050 году не сможет сказать, что эволюция остановилась в 1995.

Ваш покорный слуга также начал создавать новые мелодии, которые подходили к структуре старых «slått». Моей целью было создание материала, отвечающего требованиям мунхарпы, и увеличение репертуара всего Халлингдальского региона. При этом важно было сфокусироваться на энергичном танцевальном ритме, характерном для него.

Первый норвежский CD с исключительно варганной музыкой вышел в 1999. [“Munnharpe”, издан Heilo.] На этом диске Эрик Ройне и я играем порознь и вместе (в унисон, в две партии и в гармонирующих тональностях, таких как фа и до). В то же время его обложка (с варганом, гимбардой, маультроммелем и скаччиапенсьери) говорит о том, что звукозаписывающая компания Heilo хочет привлечь и возможных слушателей за границей, поскольку варган – один из самых интернациональных инструментов повсюду. Одна из целей выпуска – показать, что варган – вполне прогрессивный инструмент, если находится в правильных руках. У него есть потенциал. Репертуар его охватывает спрингары, халлинги, рилы, польки, американский сквэр дэнс и даже имитации лягушки в ритме 3/4.

Нелегко найти подходящий репертуар, если хочешь прилично играть на мунхарпе. Старые пластинки и кассеты могут стать настоящим сокровищем. Если перелопатить добрых полторы сотни халлингдальских скрипичных мелодий, обнаружишь, что едва ли 20-30 из них могут быть перенесены на мунхарпу. Наиболее старые мелодии часто подходят для мунхарпы или тростниковой флейты, потому что звукоряд и интервалы согласуются с возможностями инструмента. Новейшие, более продуманные мелодии труднее. Но даже такие сложные мелодии, как «Skinntroya» имеют форму, которая будет совпадать с оригиналом, если вы поменяете октаву в некоторых мелодических фразах, чтобы заставить мелодию зазвучать. И тогда вы идёте от мелодии к мелодии, совершенствуя свою игру и затем добавляете её в свой личный репертуар.

Хорошим началом для отработки движений руки, контроля рта, дыхания и ритма является «Pål sine hønu» [широко известная в Норвегии детская песенка с плясовым ритмом в две четверти.] Позже, когда у вас наладится исполнение устойчивого ритма в трёх четвёртях, можно рискнуть и попробовать «Utpå Vassfjorden på ein plankji» [дословно: Сидя на коряге в Вассфьорде.]

Существуют ли традиции мунхарпы в Халлингдале или Вальдресе? Трудно сказать – я не уверен, что таковые традиции существуют вообще. По крайней мере, они должны быть воссозданы. Но, имея доступ к хорошим инструментам, молодые игроки в наши дни следуют по стопам традиции Эллингарда/Ройне, отыскивая скрипичные мелодии и адаптируя их к мунхарпе, насколько это возможно. В то же время другие исполнители, копирующие старых варганистов вплоть до неприятных рыгающих звуков и наподобие [Халльгрим здесь использует слово «matrøygulping», которое можно перевести как «сжатие грудной клетки».] Во многих дискуссиях мы встречаемся с претензиями типа: «Это должно играться так-то и так-то, потому что Такой-то сыграл так в 1935 году». Во всех спорах о народной культуре всегда есть любители выяснять, что правильно, а что нет. Как бы то ни было, а всё-таки варганная игра в Норвегии на рубеже тысячелетий стала куда богаче, чем когда-либо до того.

Кросс-музыкальные эксперименты, проводившиеся с 1996 года, в которых ваш покорный слуга принимал участие, - смесь народной музыки и техно, нацеленная на дискотеки и радио, - это настолько сложная концепция, что находится за пределами темы этой статьи. CD “Licensed to dance” (MNW) не содержит элементов старинной народной музыки, и там есть фрагменты народной музыки между треками, но это больше «этно-поп», нежели фольклор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: