УМК: «Школа России»
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема урока: «Имя прилагательное»
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний об имени прилагательном
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме имя прилагательное и включение их в общую систему знаний
Задачи | Планируемые результаты |
Дидактические: Формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»; познакомить с существенными признаками этой части речи; формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи; | Предметные: Знают понятие «имя прилагательное», знакомы с существенными признаками этой части речи, умеют распознавать имена прилагательные в тексте и речи. |
Развивающие: · развивать мыслительные операции: обработка и систематизация информации, сравнение, анализ · развивать умение ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища; · развивать умение слушать и слышать друг друга. | Метапредметные: Познавательные УУД: · при выполнении практических заданий демонстрируют мыслительные операции: обработка и систематизация информации, сравнение, анализ Регулятивные УУД: · умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища. Коммуникативные УУД: · умеют слушать и слышать друг друга |
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу | Личностные: проявляют уважительное отношение друг к другу |
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
Самоопределение | Словесные (беседа, художественное слово), Прием «целепологание» | -Всем известно мы – способные ученики! Любая тема нам по плечу, С проблемой справимся с любой – Ведь мы – исследователи, друг мой - Отгадайте мою загадку Конь …, хвост … - Почему вы её не поняли? - К какой части речи относятся слова? - Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь? -Послушайте ещё раз: Конь стальной, хвост льняной. Что это? - Какие слова помогли отгадать загадку? - Что они обозначают? (признак предмета) - О каких словах пойдёт речь на уроке? - Как бы вы сформулировали тему урока? Я – часть речи интересная, Широко в миру известная. Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. (О. Головко) | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Не хватает слов. -Прилагательное. -Нет. - Иголка и нитки. -Прилагательные. - О прилагательных. Формулируют тему урока. | Фронтальная. | - | - | П: умеют анализировать, систематизировать информацию; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. | |||||
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Словесный (беседа), наглядный. | - Я предлагаю вам вспомнить, что мы знаем о прилагательном, составить дерево – знаний (открываю листочки) Слайд 1. -Приведите примеры имен прилагательных. - Назови прилагательное мн. ч., ср. р. ед. ч, ж. р. ед. ч., измените прилагательное школьный по родам. | Вспоминают, что знают о прилагательном Приводят примеры прилагательных | Фронтальная, индивидуальная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация | Знакомы с признаками прил. | П: умеют анализировать, систематизировать информацию; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; | Уважительно относятся друг к другу. | |||||
Постановка учебной задачи, целей урока | Словесные (беседа) | - Кому было трудно? Как вы думаете почему? - Что предстоит сделать на уроке? - Что будем отрабатывать? Слайд 2. (Задачи урока) | - Проходили в 1 классе, забыли. Формулируют задачи собственной деятельности | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация | Распознают имя прил. | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. | |||||
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения | - Предлагаю вам перенести имеющуюся информацию в схему. Работаем в паре. На работу 3 мин. Слайд 3. - Сравните свою таблицу с образцом. - Где возникли трудности? - Почему получились свободные места? - Расскажите, что мы знаем о прилагательном - Сегодня на уроке эта схема – подсказка, помощник | Переводят материалы рисунка в схему. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, групповая. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация | Знают понятие «имя прилаг.»; знают признаки части речи. | П: умеют анализировать, систематизировать информацию; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. | ||||||
Реализация выбранного проекта | Словесный (беседа), метод проблемного обучения (прием «наводящих вопросов», прием «систематизации материала»), наглядный. | . Значение прилагательных в речи - Прочтите 1 текст: Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. - Прочитаем 2 текст: Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. - Что заметили? - О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите. - Что же отличает первый текст от второго? - Для чего нужны прилагательные? 2. Упр. в нахождении прилагательных - Подчеркните прилагательные. Докажите что вы выполнили задание правильно Хороший, хорошеет, хорошенький, хорошо. Длина, удлинить, длинный. Голубой, голубеет, голубизна, голубенький. - Что объединяет слова каждой строки? 3. Согласование прилагательных в речи - Что нужно сделать в упражнении? Слайд 4. - Сверьте с доской. Слайд 5. Как подбирали слова? 4. Упражнение в определении значения имени прилагательных - Какие могут быть признаки прилагательных? - Распределите их по корзинам. 1 ряд – запахи, 2 ряд – цвет, 3 ряд – размер Слайд 6. | Работают устно. Отвечают на вопросы учителя. Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее. -Для красоты описания. -Однокоренные Вставляют слова, осуществляют взаимопроверку. Выполняют задание по рядам. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация | Знают понятие «имя прилаг.»; знают признаки части речи; распознают прил. в тексте и в речи. | П: умеют анализировать, систематизировать информацию; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. | |||||
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Словесные (беседа), метод проблемного обучения (прием «систематизации материала»), практический (выполнение проверочной работы). | -Мы с вами долго работали вместе, теперь поработаем самостоятельно.
Слайд 7.
- Напишите в тетради ваши ответы и сдайте мне на проверку.
Ответы:
| Внимательно слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу в тетради. | Индивидуальная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация | Знают понятие «имя прилаг.»; знают признаки части речи; распознают прил. в тексте и в речи. | П: умеют анализировать, систематизировать информацию; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. | |||||
Этап рефлексии деятельности | Словесные (беседа), метод рефлексии (прием «Выбор») | -Какую цель мы с вами поставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели на сегодняшнем уроке?
-Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, с помощью выданных Вам карточек. Подчеркните то, что касается вашей деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. Отмечают ответы на карточке. | Фронтальная. | - | - | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; | Уважительно относятся друг к другу. |
Карта оценки конструкта урока в начальных классах по одному из учебных предметов
ФИО студента эксперта Лазарева Вера
№ позиции | Максимально кол-во баллов | Критерии выполнения | Класс тип крока |
0,5 | Формулировка цели соответствует теме фрагмента урока | + | |
0,5 | Задачи соответствуют этапам урока и решают обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты | + | |
0,5 | Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам | + | |
0,5 | Предусмотренные этапы урока и предложенные виды деятельности учащихся отражают последовательность (логику) заявленного типа урока | + | |
0,5 | Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) | - | |
0,5 | Предусмотрено применение интерактивного оборудования | + | |
0,5 | Указаны дидактические средства на каждом этапе урока | - | |
0,5 | Запланированы формы контроля и оценки | + | |
0,5 | Запланированы формы самоконтроля и самооценки | + | |
0,5 | Проектируемая деятельность учителя обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов | + | |
Сумма баллов |
Для оценки используем «+» или «-», подсчет баллов идет с учетом указанных максимально это 6 баллов.