Женский шляхетский костюм




Мужская шляхетская одежда

Сложившиеся к началу XVII века формы мужской одежды, с одной стороны, несли традиционные и ориентальные черты, с другой, были подвержены влиянию королевского двора, многие из которых предпочитали моду европейскую. Шляхта периода барокко исповедовала идеологию, известную как сарматизм. Она оказала значительное влияние на самосознание шляхты и на многие аспекты повседневной жизни.

В костюме увлечение сарматизмом выражалось в роскошных нарядах и украшениях. Верхняя одежда изготовлялась преимущественно из сукна. Cукно было разного качества от высокого до крайне низкого. К высокого качества сукнам относятся часто упоминаемый в документах травянисто зеленый, красный, лазурный, черный, фалендыш. Фалендыш повторял гладкую фактуру дорогого английского сукна. Его покупала шляхта, на такую одежду ставили, как правило, подкладку из разных сортов шелка.

Белье

Сорочки, употреблявшиеся в шляхетской среде, условно можно поделить на два вида: с воротником-стойкой и без воротника. Изготовлялись они, как правило, из различных сортов льняного полотна, хлопчатобумажных тканей. В актах упоминают неоднократно сорочки «кошуль коленских» (кельнского полотна или производства) [2, Т. 36. С. 42].Сорочка выкраивается в виде прямоугольника, длиной примерно по колено или чуть ниже, вверху с горизонтальным разрезом под горловину. Спереди на груди вертикально делается прорезь. Вокруг ворота ткань собирается в складки.

Рукава также выкраиваются в виде прямоугольников, с прямоугольными же небольшими ластовицами. Собранные вместе с ластовицами рукава пришиваются к переду и спинке, которые затем сшиваются между собой. Последним пришивается достаточно высокий воротник. На вороте проделываются прорези, куда вставляется лента или пришиваются крючки. Рубашка могла иметь или не иметь манжеты, которые могли застегиваться на крючки или пуговицу либо завязываться лентами. Нижние штаны портки, шились также из льняных тканей и представляли собой два сшитых прямоугольника. Сверху пришивался пояс, в качестве завязки вставлялся шнур [3, С. 315].

Плечевая одежда Жупан.

Шляхетские жупаны изготовлялись, как правило, из однотонного сукна всех категорий качества от дорогих итальянских, английских, голландских до более дешевых немецких и местного производства. Шили также жупаны из недорогого домотканого сукна (белого и серого оттенков), шелка, хлопчатобумажных и льняных тканей, а также стеганые, с хлопком или шерстью внутри. Также жупаны изготовлялись из узорчатой материи, с растительным орнаментом. Наиболее популярные цвета жупанов: красный всех оттенков, синий, зеленый, белый и светло-серый, в начале XVII века редко, но встречается черный. Во время траура, погребальных церемоний и во время поста представители зажиточных классов носили жупаны из черного фабричного сукна [4, С. 509].

Распространившаяся в начале XVII века в основном среди шляхты мода на черную одежду продержалась недолго. Кроились жупаны с цельной спинкой с явно выраженной талией и расширяющейся к низу. Для придания полам трапециевидной формы, если не позволяла ширина ткани, в бока вшивались клинья и дотачивались углы на полах. Полы жупанов могли иметь внизу по бокам небольшой разрез. Застегивались жупаны посередине груди или с заметным запахом на левую сторону на пуговицы из крученого шнура, паяные, литые, латунные и посеребренные. Рукава кроились широкие в плечах, длинные и сужающиеся к запястью. Рукав на жупане застегивался на пуговицы или крючки, числом обычно около пяти. Край верхней суконной ткани могли обметать, но не загибали внутрь, подгибалась и подшивалась подкладка. Если толщина ткани и ее эластичность позволяли (например, на жупане из тонкого сукна, льна, хлопка и шелка), могли подворачивать и сшивать оба слоя ткани. Многие жупаны обшивались по месту соединения верхней ткани и подкладки шнуром. В этот же шнур на груди и рукавах вставлялись пуговицы [1, С. 41-70], с противоположной стороны формировались петли. Как правило, жупаны украшали на груди нашивками из галуна, крайне редко, но встречаются упоминания и изображения нашивок из плетеного шнура.

Доломан, жупица, кабат. Кроме жупана, в мужском гардеробе присутствовали такие виды плечевой одежды, как доломан, жупица, кабат. Жупица застегивалась по центру до пояса на пуговицы и длиной была примерно по колено, с отрезной талией, рукав с ластовицей, сужающийся к запястью. Шилась жупица из замшевой кожи с подкладкой [4, С. 404] и без подкладки. Перечисленные виды плечевой одежды подпоясывались кожаными ремнями, на которых подвешивали небольшие кожаные кошели-сумки, или шабельтасы, иногда покрытые тканью с вышивкой. Иногда под ремень повязывали тканые пояса [2, Т. 20. С. 302]. Концы пояса при обматывании выводились назад или завязывались сзади сбоку (рис. 18).

Верхняя плечевая одежда

Шляхта носила разные виды верхней плечевой одежды: гермяк (ярмяк), кунтуш, опанча, ферязь, плащик, катанка, копеняк, вильчура-бурка и делии всех форм. Шили верхнюю теплую одежду из тканей различных сортов и в сочетании с мехами. В качестве украшения использовались петлицы-нашивки, нашиваемые на груди: галунные, из шнуров, тканые матерчатые, на конце петлицы могли дополняться плетеными розетками с кистями. Гермяк предположительно кроился с цельной спиной с выраженной талией, чем-то по крою напоминал жупан. Застегивался по центру до талии на пуговицы, мог украшаться нашивками в виде шнура или галуна, имел отложной меховой воротник.

Кунтуши стали популярны в шляхетской среде к 1640-м годам [4, С. 869] и шились из сукна разных сортов или шелка. Подкладкой суконным кунтушам могла служить шелковая ткань, часто они подбивались мехом (рис. 23). В актах встречаем такие кунтуши: «кунтуш атласовый коралловый» [2, Т. 34. С. 78], «кунтушов пара один пулгранатовий, атласом подшитий, жолтий, кунтуш фалендишевий зелений» [5, С. 310]. Однако не всегда кунтуши шились из дорогих тканей. Как выглядел кунтуш в середине XVII века хорошо видно на рельефных композициях «Шляхтич и смерть» из костела в Тарлове (Польша) (рис. 21), на портретах и на сохранившемся уборе Яна Даниловича (рис. 14). В середине XVII века кунтуши стали украшать нашивками-петлицами, причем к ним могли пришиваться пуговицы из металла или галунные.

Копеняк (рис. 25) - широкий суконный или валяный, длинный или короткий плащ с рукавами, подшивался киром [4, С. 869]. В актах встречается «копеняк белый» [2, Т. 6. С. 60].

Опанча - суконный плащ с подкладкой из ткани или кожи, мог оторачиваться мехом. Имел форму от полного круга до полукруга (рис. 28). Воротник отложной из сукна или меха. В актах упоминаются разные виды плащей и в том числе шелковые.

Делия, надеваемая поверх жупана, жупицы, доломана, была очень популярной на протяжении всего XVII века, а особенно в первой его половине. По крою делия была очень похожей на турецкий елек. Делия существовала в разных вариантах кроя, с короткими и длинными рукавами, откидными ложными длиной почти до пят. Также популярны были короткие длиной по колено и с короткими рукавами, которые назывались делийками, делюрами. Иногда делии (как и опанча), украшались цветными петлицами из тесьмы, шнура, серебряного или золотого галуна. Иногда такие петлицы заканчивались плетеными розетками с кистями. Застегивалась делия на пуговицы, броши, шнуры. Также их могли подбивать мехом. Ферязь с простым прямым кроем похожа на делию. Она могла иметь стоячий небольшой воротник, короткий или длинный рукав. Застегивалась на ряд пуговиц, могла украшаться петлицами из шнура или галуна. В документах встречаются суконные или шелковые ферязи.

Поясная одежда. Штаны

Использовались облегающие ногу суконные штаны, а также суконные неширокие с клиновидными вставками штаны, которые подпоясывались шнуром или ремнем. Узкие венгерского типа суконные штаны имели застежку на поясе в виде небольшого клапана-лацбанта и облегали ногу. На ряде изображений сзади в районе щиколотки расположены пуговицы, таким образом достигалось максимальное облегание и минимум складок. Длиной штаны доходили почти до пяток. И дополнительно могли иметь внизу тесемку [3, С. 228]. В мужском шляхетском гардеробе встречаются чулки, короткие до колена или длинные выше колена, сшитые из сукна или фабричные вязаные.

Шапка

Наряду с отороченными мехом суконными колпаками и круглыми шапками, в первой четверти XVII века были очень популярны суконные венгерские шапки-магерки. Шапки могли кроиться из двух или четырех клиньев, оторачивались мехом лисы, волка, серны, хорька, бобра, соболя и украшались брошами-аграфами, с вставленными в них перьями. Существовало несколько способов ношения таких брошей: сбоку, спереди и сзади.

Обувь

На первую половину XVII века приходится пик популярности коротких ботинок, повторявших венгерские и турецкие образцы. Застегивались ботинки на пуговички или шнур с внутренней стороны халявы (голенища), каблук был наборный кожаный или с металлической оковкой, также оставалась популярной обувь на плоской подошве с подковками. Сапоги носились разных фасонов короткие или длинные из толстой твердой или мягкой кожи, с фигурным окончанием голенища. Цвет кожи подбирали преимущественно желтый и красных оттенков.

Женский шляхетский костюм

В женской шляхетской среде, в отличие от мужской моды, носились одежды, почти полностью копировавшие европейские образцы. Пошитые туалеты носились долго, до максимального износа тканей. При этом чем качественней и дороже была ткань, тем дольше она носилась, отсюда и некоторый консерватизм в одежде. Огромное влияние на женский шляхетский костюм оказала испанская мода, а также ее немецкие, французские и голландские вариации. Выражалось это, в частности, в популярности черного цвета для модных в конце XVI начале XVII века «фортугалов». Для такого типа женского платья характерна резко подчеркнутая талия и расширяющаяся к низу юбка. Лиф платья шился на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысиком. Нижнюю юбку шили из плотной ткани, в которую вшивали металлические обручи или под которую подкладывали мягкую подушку. В качестве воротников использовались разных размеров испанские гофрированные горгеры. В 1640-х годах стала преобладать французская мода. Лиф под названием казьака шился из бархата или сукна и украшался в зависимости от достатка галуном и кружевом. Юбки шили из тонкого мухояра (тонкая смесовая ткань с нитями основы и утка разного цвета) и по подолу украшали металлизированным кружевом пасамонами, галунами и обычным кружевом. Поверх юбки надевался полотняный фартук. Популярной тканью для юбок был камлот (шерсть, иногда с добавлением шелка), подшитый сукном (киром или багазеей).

Сорочка

Сорочка-кошуля мало чем отличалась от мужской (стр. 4). Ее шили из льняного полотна или тонкой хлопчатобумажной ткани батиста и шелка. Ворот мог иметь форму овала или каре и украшаться вышивкой. Рукава достаточно длинные, с ластовицей, на манжете и плече сборки. Длина до щиколотки. Популярными были сорочки-кошули из кельнского полотна.

Чулки

Чулки бывали вязаные или шитые, шерстяные, полотняные или шелковые. Длиной они были до колена или выше и крепились подвязками, кожаными ремешками или матерчатыми лентами.

Юбка

Поверх рубахи надевалась нижняя полотняная юбка длиной до щиколотки. Вторая, верхняя юбка шилась из полотняной, хлопчатобумажной шелковой или шерстяной ткани. Юбка кроилась из нескольких прямоугольных полотнищ. Длина полотнищ равняется расстоянию от талии до щиколотки (необходимая длина юбки). Общая ширина полотнищ, около двух длин. Сзади и по бокам на стыке полотнищ верхней юбки оставляли небольшие разрезы для доступа к карманам. Полотнища сшивают между собой, а затем закладывают в складки до объема талии. Сверху пришивается пояс, в котором пробиваются дырочки для завязок из шнура или ленты. По подолу юбки в несколько рядов украшали кружевом.

Лиф-казьака

На рубашку одевался плотно облегающий лиф, носивший в Речи Посполитой название казьака. Аналогичного кроя лиф носился всеми сословиями в Европе. К лифу-казьаке по линии талии могла подшиваться оборка. Зашнуровывалась казьака спереди или сзади. Лиф-казьака существовал в разных вариантах: с подшитым корсетом или без него, с рукавами или без рукавов, из сукна, шелка, возможно, из полотна высого качества, мог декорироваться голландским кружевом, галуном, металлизированным кружевом, пасамонами. Как выглядели казьаки в гардеробе шляхты, мы можем увидеть на сохранившихся акварелях Ю. Глоговского (рис. 48). Эти изображения хранились в костелах иезуитов и бернардинов во Львове.

Кшталт

Популярным женским комплектом одежды, носимым в описываемый период, был станик-лиф без рукавов и юбка, он назывался кшталт.

Верхняя одежда

В холодное время года носили короткие и длинные плащи, плащики из сукна, а также короткие суконные пелеринки, которые могли подбивать мехом. И уж совсем в мороз надевали суконные шубы, подбитые мехом, иногда с разрезными рукавами. Часто упоминаются в актах летники-однорядки, сукманы: ґчорная муравская, з строкою шолковоюґ [2, Т. 6. С. 65].

Головные уборы.

В первой половине XVII века популярным головным убором были белые полотняные или шелковые чепцы. Их также могли обшивать золотыми нитями и кружевом [6, С. 466-467]. Также могли носить черные чепцы по голландской моде. Поверх чепца перед выходом на улицу могли надевать суконную шапку, отороченную мехом, однако в чепцах, покрытых рантухом, можно было выходить на улицу и в костел. Также популярным были так называемые заушницы, прямоугольные платки, закрывающие шею. Рантух -полотняный платок, украшенный золотным кружевом у шляхты. Одевался рантух поверх чепца, иногда имел достаточно большие размеры.

Шапки

Женские шапки имели практически аналогичный мужским фасон и крой, но, как правило, с небольшим круглым верхом.

Обувь

В шляхетской и мещанской женской среде носили обувь, мало чем отличавшуюся от европейской.

 

Список источников

1. Drazkovska A. Odziez grobowa w Rzeczypospolitey w XVI-XVII wieku. Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Mikołaja Kopernika 2008.

2. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. В 39 т. Вильна, 1865с1915.

3. Golebiowski L. Ubiory w Polscze. Warszawa 1830.

4. Stefanska Z. Polskie ubiory wojskowe z XVIсXVII w. Warzsawa. 1964.

5. АЮЗР. Акти к эпохе Б. Хмельницкого. Ч. 3. Т. 4. Киев, 1914.

6. Gutkowska-Rychlewska M. Historia Ubiorow. Wroclaw, 1968.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: