Немецкая классическая философия. Вопросыдляобсуждения.




 

Вопросыдляобсуждения.

1. Гносеология И.Канта. Понятие априорного знания.

2. Этическое учение И.Канта. Нравственный категорический императив.

3. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Задание № 1. Какова структура познающего субъекта? Какие уровни её выделяет немецкий философ И.Кант?

 

Задание № 2. Воссоздайте процесс познания в соответствии с учением Канта, пользуясь понятиями: «вещь сама по себе», чувственность человека, предмет восприятия, рассудок, разум.

 

Задание № 3. Чем отличаются «идеи» И.Канта от «идей» Платона?

 

Задание № 4. Что такое антиномия? Приведите пример антиномии И.Канта.

 

Задание № 5. Категорический императив И.Канта состоит в необходимости поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Раскройте его смысл.

 

Задание № 6. Немецкий мыслитель Г.В.Ф. Гегель обосновал идеалистическую диалектику. Раскройте сущность данного понятия и назовите ступени развития абсолютного понятия в абсолютный дух.

 

Задание №7. Ответьте на вопросы:

1. Как взаимосвязаны гносеология и этика Канта?

2. Почему Кант «разделил» практический и теоретический разум?

3. Как, по Канту, моральный человек должен относиться к государству, к другому человеку и к самому себе?

4. В чем различие в понимании основных положений философии Фихте и Шеллинга?

5. В чем, по Гегелю, смысл мирового процесса, назначение человека и содержание истории?

6. Какие этапы проходит в своем развитии Абсолютная идея? На основании какого метода осуществляется процесс познания?

Задание № 8. Какие положения Канта принимаете, какие нет? Обос ­ нуйте. Какие способы аргументации использованы Кантом?

«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».

(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)

Задание № 9. Проанализируйте рассуждение Г. Гегеля о диалектике. Какие этапы прошла диалектика как учение, что понималось в разные эпохи под категорией «диалектика». В чем специфика Гегелевского понимания диалектики? Какие законы диалектики упомянуты в рассуждении Гегеля?

«Этот столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе, должен быть назван диалектическим. Диалектика — это одна из тех древних наук, которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени, а затем вообще в популярной философии как античного, так и нового времени. О Платоне Диоген Лаэрций говорит, что подобно тому как Фалес был творцом философии природы, Сократ — моральной философии, так Платон был творцом третьей науки, относящейся к философии, — диалектики; древние считали это величайшей его заслугой, которую, однако, часто оставляют совершенно без внимания те, кто больше всего говорит о Платоне. Диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком-то субъективном таланте, а не принадлежит к объективности понятия. Какой вид она приобрела в философии Канта и какой вывод он сделал из нее — это было показано выше на определенных примерах его взглядов. Следует рассматривать как бесконечно важный шаг то, что диалектика вновь была признана необходимой для разума, хотя надо сделать вывод, противоположный тому, который был сделан отсюда [Кантом].

Помимо того, что диалектика обычно представляется чем-то случайным, она, как правило, имеет ту более точную форму, что относительно какого-нибудь предмета, например относительно мира, движения, точки и т.д., указывают, что ему присуще какое-нибудь определение, например (в порядке названных предметов) конечность в пространстве или времени, нахождение в этом месте, абсолютное отрицание пространства; но что, далее, ему столь же необходимо присуще и противоположное определение, например бесконечность в пространстве и времени, ненахождение в этом месте, отношение к пространству и тем самым пространственность. Древнейшая элеатская школа применяла свою диалектику главным образом против движения; Платон же часто применяет диалектику против представлений и понятий своего времени, в особенности софистов, но также против чистых категорий и определений рефлексии; позднейший развитый скептицизм распространил ее не только на непосредственные так называемые факты сознания и максимы обыденной жизни, но и на все научные понятия. А вывод, который делают из такой диалектики, — это вообще противоречивость и ничтожность выдвинутых утверждений. Но такой вывод может иметь двоякий смысл: либо тот объективный смысл, что предмет, который таким образом сам себе противоречит, снимает и уничтожает себя (таков, например, был вывод элеатов, согласно которому отрицалась истинность, например, мира, движения, точки); либо же тот субъективный смысл, что неудовлетворительно само познание. Этот последний вывод понимается или так, что лишь сама эта диалектика проделывает фокус, создающий такого рода ложную видимость. Таков обычный взгляд так называемого здравого человеческого рассудка, придерживающегося чувственной очевидности и привычных представлений и высказываний; иногда он проявляется более спокойно (как, например, у Диогена-собаки, который показывал несостоятельность диалектики движения посредством молчаливого хождения взад и вперед), иногда же начинает гневаться по поводу этой диалектики, считая ее либо просто глупостью, либо, если дело идет о важных для нравственности предметах, — святотатством, которое стремится поколебать самые устои и поставляет доводы пороку (таков взгляд сократовской диалектики, направленной против диалектики софистов, таков тот гнев, который, в свою очередь, стоил жизни самому Сократу). Вульгарное опровержение, которое противопоставляет, как это сделал Диоген, мышлению чувственное сознание, и полагает, что в этом чувственном сознании оно обретает истину, должно быть предоставлено самому себе; что касается утверждения, что диалектика упраздняет нравственные определения, то нужно питать доверие к разуму — он сумеет восстановить их, однако в их истине и в сознании их права, но также и их границы. — Или же вывод о субъективной ничтожности касается не самой диалектики, а скорее того познания, против которого она направлена, и — в скептицизме, а равным образом в кантовской философии — познания вообще.

Главный предрассудок состоит здесь в том, будто диалектика имеет лишь отрицательный результат; это сейчас будет определено более подробно. Но прежде всего следует заметить относительно упомянутой формы, в которой обычно выступает диалектика, что по этой форме диалектика и ее результат касаются исследуемого предмета или же субъективного познания, и объявляют ничтожным или это познание, или предмет; определения же, которые указываются в предмете как в чем-то третьем, не рассматриваются и предполагаются как значимые сами по себе. Одна из бесконечных заслуг кантовской философии состоит в том, что она обратила внимание на этот некритический образ действия и этим дала толчок к восстановлению логики и диалектики в смысле рассмотрения определений мышления в себе и для себя. Предмет, каков он без мышления и без понятия, есть некоторое представление или даже только название; лишь в определениях мышления и понятия он есть то, что он есть. Поэтому в действительности дело в них одних; они истинный предмет и содержание разума, и все то, что обычно понимают под предметом и содержанием в отличие от них, имеет значение только через них и в них. Поэтому нельзя считать виной какого-нибудь предмета или познания, если они по своему характеру и в силу некоторой внешней связи выказывают себя диалектическими. В этом случае представляют и то и другое как субъект, в который определения в форме предикатов, свойств, самостоятельных всеобщностей привнесены так, что в диалектические отношения и в противоречие их полагают как прочные и сами по себе правильные только путем чуждого им и случайного соединения их в чем-то третьем и через него. Такого рода внешний и неподвижный субъект представления и рассудка, равно как и абстрактные определения, вместо того чтобы считать их последними, прочно остающимися лежать в основании, должны скорее сами рассматриваться как нечто непосредственное, а именно как такое предположенное и начало полагающее, которое, как показано выше, само по себе должно быть подчинено диалектике, потому что его следует принимать за понятие в себе. Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход; синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».

(Гегель. Наука логики. М., 1972. Т. 3 С. 296 — 299)

 

Задание №10. Найдите правильный ответ:

1. Автор цитаты «И чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне» - ……

2. Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена:

А) этике

Б) политике

В) гносеологии

Г) религии

3. Форма познавательной деятельности изначально присущая человеческому механизму познания по Канту:

А) опытная

Б) апостериорная

В) априорная

Г) трансцендентальная

4. Постулаты практического разума И. Канта:

А) Бог существует

Б) воля свободна

В) душа бессмертна

Г) мир познаваем

5. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира по Гегелю - …….

6. Цель мировой истории, являющаяся «единственной целью духа» по Гегелю:

А) гуманизация

Б) прогресс

В) свобода

Г) эволюция

7. Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод:

А) Фейербах

Б) Гегель

В) Кант

Г) Фихте

8. Закон, описывающий направленность и преемственность развития:

А) отрицания отрицания

Б) перехода количественных изменений в качественные

В) единства и борьбы противоположностей

9. Автор произведения «Феноменология духа»:

А) Кант

Б) Ницше

В) Фихте

Г) Гегель

10. Понятие, используемое Кантом, в переводе с греческого «парные суждения, каждое из которых исключает другое - ……..

 

 


Русская философия

Вопросы для обсуждения

1. Традиции и особенности русской философии ХIХ-ХХ в.в. Западничество и славянофильство. Философия русского космизма.

2. Проблема человека и смысла жизни в русской философии. Л. Толстой. С.Франк.

3. Софиология и идея соборности в русской философии. В.Соловьев. С.Франк.

4. Персоналистская философия Н.Бердяева. Проблема свободы.

 

Задание № 1. В чем состоит принцип всеединства в философии Вл.Соловьева?

 

Задание № 2. Русский философ Вл.Соловьев в своих трудах рассуждает о богочеловеке. Какие черты свойственны богочеловеку?

 

Задание № 3. И.А.Ильин подчеркивал, что философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть источник и предмет. Раскройте смысл высказывания русского мыслителя о философии.

 

Задание № 4. Л.И.Шестов писал, что самый страшный враг всего одушевленного не косная материя, которая и в самом деле, как учили древние, либо совсем не существует, либо существует потенциально, как нечто призрачное, жалкое, немощное, умоляющее всех о помощи,- самый страшный и беспощадный враг – это идеи. В чем смыл предостережения философа?

 

Задание 5. Русский философ Н.Бердяев выделяет первичную абсолютную свободу и божественную свободу. К чему ведет каждая из них по Бердяеву?

Задание 6. Выполните кроссворд по русской философии

 

                           
                     
                             
                       
                         
             
                               
                     
                         
                                 
           
                                         

По вертикали:

1. Понятие, выражающее единство Вселенной, всего сущего, принцип организации бытия.

По горизонтали:

1. Идея бессмертия в христианстве, выраженная в том, что тела умерших, соединясь с их душами, оживут и будут бессмертны.

2. Сознательное ограничение человеком своих плотских потребностей.

3. Идея примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновленного христианства.

4. Понятие, употребляемое в философии для обозначения акта познавания другого человека, а также постижения трансцендентного.

5. Идеология, пропагандировавшая и отстаивавшая "российский" путь развития к социализму.

6. Образ вечной женственности (центральный образ философии В.С. Соловьева).

7. Направление русской мысли, защищавшее идеи "европеизации" России.

8. Понятие, выражающее сущность и природу культуры, бытия и сознания как сверхличных качеств на базе духовного единения людей.

9. Теория познания, утверждающая, что знание есть не копия, не символ и не явление действительности в познающем субъекте, а сама действительность, сама жизнь.

10. Направление русской мысли об особой мессианской роли России и других славянских стран в мире на основе учения о единстве духа.

11. Высший предмет и содержание воли. В философии всеединства наряду с истиной и красотой определяет сущностный уровень «общественного организма».

Задание № 7. Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии? (Ответ обоснуйте)

 

Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика, как это и было в средневековых школах, когда им пришлось усваивать древнюю философию лишь в самых скудных размерах. Чтобы правильно судить о будущем нашей философии, надо обращать внимание не на то, что она заимствованная, а на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялось и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях.

Л. И. Введенский. Судьбы философии в России. Электронная библиотека. История философии.

 

Задание № 8. Русская философия XIX века находилась в очень тесной связи с художественной литературой. Вспомните из школьного курса литературы то произведение русского поэта или писателя, которое оказало на Вас наиболее сильное воздействие. По возможности приведите эти строки и поясните свой ответ.

 

Задание № 9. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходится их жизнь и творчество.

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

Задание № 10. Ознакомьтесь с представленным ниже текстом и ответьте на вопросы к нему.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – великий русский писатель и мыслитель, значительное влияние уделял религиозно-нравственной проблематике (Цит. по: 1) Антология мировой философии: В4 т. Т.4. – М., «Мысль», 1969).

Человек стремится, т.е. человек деятелен. Куда направлена эта деятельность? Каким образом сделать эту деятельность свободною? – есть цель философии в истинном значении. Другими словами, философия есть наука жизни. Чтобы точнее определить самую науку, определить надо стремление, которое даст нам понятие о ней.

Стремление, которое находится во всем существующем и в человеке, есть сознание жизни и стремление к сохранению и усилению ее. [...] И так, цель философии есть показать, каким образом человек должен образовать себя. – Но человек не один; он живет в обществе, следовательно, философия должна определить отношения человека к другим людям. Ежели бы каждый стремился к своему благу, ища его вне себя, интересы

частных лиц могли бы встречаться и отсюда беспорядок. Но ежели каждый человек будет стремиться к своему собственному усовершенствованию, то порядок никак не может нарушаться, ибо всякий будет делать для другого то, что он желает, чтобы другой делал для него. [...] Для познания философии, т. е. знания, каким образом направлять естественное стремление к благосостоянию, вложенное в каждого человека, надобно образовать и постигнуть ту способность, которой человек может ограничивать стремление естественное, т. е. волю, потом все способности человека к достижению блага. (Психология). Метод же для познания спекулятивной философии состоит в изучении психологии и законов природы, в развитии умственных способностей (математических), в

упражнениях для легкости выражения мыслей, именно в определениях. Метод же к изучению практической философии состоит в анализе всех вопросов, встречающихся в частной жизни, в точном использовании правил морали, в последовании законов природы.

Какова цель философии с точки зрения Л.Н. Толстого?

Задание № 11. Ознакомьтесь с представленным ниже текстом и ответьте на вопросы к нему.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ, публицист и поэт, оказал большое влияние на развитие русской философии (Цит. по: Антология мировой философии: В 4т. Т.4. – М.: «Мысль», 1969).

Оправдание добра. НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. [...] Никаких самостоятельных экономических законов, никакой экономической необходимости нет и быть не может, потому что явления хозяйственного порядка мыслимы только как деятельность человека – существа нравственного и способного подчинять все свои действия мотивам чистого добра. Самостоятельный и безусловный закон для человека, как такого, один – нравственный и необходимость одна –нравственная. Особенность и самостоятельность хозяйственной формы отношений заключается не в том, что она имеет свои роковые законы, а в том, что она представляет по существу своих отношений особое своеобразное поприще для применения единого нравственного закона, как земля отличается от других планет не тем, что имеет какой-нибудь свой самобытный источник света (чего у нее в действительности нет), а только тем, что по своему месту в солнечной системе она особым определенным образом воспринимает и отражает единый общий свет солнца.

Вопросы:

1. Какая основная мысль приведенного отрывка?

2. Согласны ли Вы с данным утверждением В.С. Соловьева (ответ обоснуйте)?

Задание № 12. Заполните схему с указанием хронологических рамок русской философии, основных направлений и наиболее ярких представителей:

       
 
 
   


Задание №13. Ответьте на вопросы:

1. Когда зародились первые философские идеи на Руси?

2*. В чем культурно-историческое значение крещения Руси?

3. В чем специфика проблематики первого периода русской философии?

4. Нил Сорский был сторонником «святой Руси» или теократии?

5. В чем видел мессианское призвание Москвы Филофей?

6. Какие причины у старообрядчества?

7*. В чем суть концепции царской власти Ивана Грозного?

Задание №14. Решите упражнение. Кому принадлежит текст? Какой период и какой процесс в русской истории отражает? Обоснуйте свое мнение.

«Даже от вышней и от всемогущей, всё в себе содержащей десницы божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольного государя великого князя, православного владыки всех, браздодержателя святых божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова-града, церковные двери внуки агорян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится.

Так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это блюсти со страхом божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле остается <…>.

И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».

 

Задание № 15. Какие понятия и идеи не могли быть в «Поучении Владимира Мономаха». Найдите их.

«Азъ худый дъдомъ своимъ Изяславом, благословленымъ, славнымъ, наречный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы...

<…> и хрестьяных людий дъля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отни молитвъ от всъх бъдъ! Съдя на дровнях, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ гръшнаго допровади. Да дьти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмъйтеся, но ему же люба дътий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лънитися начнеть тако же и тружатися.

Первое, бога дьля и душа своея, страх имьйте божий в сердци своемь и милостыню творя с осмотрением – достойному дай, а недостойного прочь гони яко вредного, то бо есть начатокъ всякому добру.

Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силъ кормите, и придайте сироть, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человъка. Ни права, ни крива не убивайте, ни повельвайте убити его. Аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны.

Рьчь молвяче, и лихо и добро, не кленитеся богомь, ни хреститеся, нъту бо ти нужа никоея же. Аще ли вы будете кресть целовати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цьлуй-те, и цъловавше блюдъте, да не, приступни, погубите душъ своеъ. Епископы, и попы и игумены... с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силъ любите и набдите, да приимете от них молитву... от бога. Но помятуйте, что и епископов есть нужды и с осмотрением толкуйте немного бо вред от того может быть. Паче всего гордости не имъйте в сердци и въ умъ, но рцьм: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гробъ; се все, что ны еси вдалъ, не наше, но твое, поручил ны еси на мало дний».

Задание №16. Найдите правильный ответ:

1. Центральная категория в «Поучении» В. Мономаха:

А) покаяние

Б) милосердие

В) добродетель

Г) правда

2. Кто автор цитаты: «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом … И сберегется и то и другое»:

А) Феодосий Печерский

Б) Илларион

В) Мономах

Г) Никон

3. В молении Даниила Заточника мудрость человека рассматривается:

А) мудрость правителя

Б) мудрость обычного человека

В) мудрость мыслителя

Г) мудрость богослова

4. «Знание вещей божественных и человеческих, насколько может приблизиться человек к Богу, которое учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его», утверждал:

А) Илларион

Б) Мономах

В) Кирилл Философ

Г) Иван Грозный

5. Первый древнерусский философ - …….

6. Иосифу Волоцкому, в диспуте о статусе церкви и характере её власти, оппонировал:

А) Никон

Б) Симеон Полоцкий

В) Сильвестр Медведев

Г) Нил Сорский

7. Автор доктрины «Москва – третий Рим»:

А) Илларион

Б) Мономах

В) Филофей

Г) Никон

8. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этический кодекс поведения - ………

9. Оппонентом Ивана Грозного в споре о характере царской власти был:

А) Максим Грек

Б) Нил Сорский

В) Симеон Полоцкий

Г) Андрей Курбский

10. Первый руководитель Славяно-греко-латинской академии:

А) Софроний Лихуда

Б) Петр Могила

В) Симеон Полоцкий

Г) Андрей Курбский

Задание №1. Ответьте на вопросы

1. В чем слафянофилы не соглашались с Чаадаевым?

2*. В чем состояло различие в позициях северного и южного обществ декабристов?

3. Какая цель философии по Веневитинову?

4*. Какая цель мировой истории по Чаадаеву?

Задание №17. Решите упражнение.В духе какой политико-правовой концепции высказался Г.И. Пестель? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.

«Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, ничто ни в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с законами природы, как и святыми законами веры».

 

Задание № 18. Определите, кому принадлежит цитата: П. Чаадаеву, А. Хомякову, М. Ломоносову, М. Щербатову, М. Бакунину?

1) «Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры, печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие больше прежнего, каждому упадку высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым божественным промыслом воздвигнуты были бодрые государи.

Толикие перемены в деяниях российских: соединение разных племен под самодержавством первых князей варяжских, внутренние потом несогласия, ослабившие наше отечество, наконец, новое совокупление под единоначальство и приобщение сильных народов на востоке и на западе, рассуждая, порядок оных подобен течению великия реки представляю, которая от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; но паки соединяясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом, присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы».

2) «Он ввел в наш язык западные речения; свою новую столицу он назвал западным именем; он отбросил свой наследственный титул и принял титул западный; наконец, он почти отказался от своего собственного имени и не раз подписывал свои державные решения западным именем. С этого времени мы только и делали, что, не сводя глаз с Запада, так сказать, вбирали в себя веяния, приходившие к нам оттуда, и питались ими. Должно сказать, что наши государи, которые почти всегда вели нас за руку, которые почти всегда тащили страну на буксире без всякого участия самой страны, сами заставили нас принять нравы, язык и одежду Запада. Из западных книг мы научились произносить по складам имена вещей. Нашей собственной истории научила нас одна из западных стран; мы целиком перевели западную литературу, выучили ее наизусть, нарядились в ее лоскутья и наконец стали счастливы, что походим на Запад, и гордились, когда он снисходительно соглашался причислять нас к своим».

3) «Эти-то лучшие инстинкты души русской, образованной и облагороженной христианством, эти-то воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться: уничтожение смертной казни, освобождение Греции и церкви греческой в недрах самой Турции, открытие законных путей к возвышению лиц по лестнице государственных чинов, под условием заслуг или просто просвещения, мирное направление политики, провозглашение закона Христа и правды, как единственных законов, на которых должны основаться жизнь народов и их взаимные сношения. Кое-что сделано; более, несравненно более остается сделать такого, на что вызывает нас дух, живущий в воспоминаниях, преданиях или символах, уцелевших от древности. Весь этот прекрасный мир замирал, почти замер в беспрестанных борьбах, внутренних и внешних, России. Без возобновления государства все <бы> погибло; государство ожило, утвердилось, наполнилось крепостию необычайною: теперь все прежние начала могут, должны развиваться и разовьются собственною своею неумирающею силою. Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество. Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою; но все это было подавлено, уничтожено отсутствием государственного начала, раздорами внутренними, игом внешних врагов. Западным людям приходится все прежнее отстранять, как дурное, и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь. Надежда наша велика на будущее».

Задание №19. Найдите правильный ответ:

1. В «Общество любомудров» входили:

А) Д.В. Веневитинов

Б) И.В. Киреевский

В) В.Ф. Одоевский

Г) П.И. Пестель

2. Представители славянофильства:

А) А. Хомяков

Б) И. Киреевский

В) А. Герцен

Г) Ф. Достоевский

3. Задачи декабристов по своему характеру - …..

4. Принцип соборности предложил:

А) А. Хомяков

Б) И. Киреевский

В) А. Герцен

Г) Ф. Достоевский

5. Автор мнения, что «Мы жили и сейчас живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования» - …….…

6. Представители западничества:

А) А. Герцен

Б) Б. Чичерин

В) П. Чаадаев

Г) И. Киреевский

7. Парламентская республика это идеал:

А) почвенников

Б) славянофилов

В) народников

Г) западников

8. Автор «Философических писем» - …….

9. Течение, опиравшееся на идеи европейского Просвещения в вопросе развития России:

А) славянофильство

Б) почвенничество

В) западничество

Г) позитивизм

10. Первичный фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:

А) возможность

Б) воля

В) потребности

Г) вера

Задание №20. Ответьте на вопросы:

1*. Почему русский позитивизм В.В. Зе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: