Метод Непосредственной Составляющей (НС).





Метод НС (Березин-Головин) заключается в последовательном бинарном членении какой-либо структуры (фонемологический, семантической и т.д.) на функционально значимые элементы. Этот метод был разработан американскими лингвистами Гуденафом и Лаунсбери, Хериссом и др. Вначале метод применялся к анализу морфологических структур, в дальнейшем этот анализ стал употребляться в семантике и в синтаксисе. В семантике он принял статус компонентного анализа. В синтаксисе метод НС позволяет обнаружить иерархические отношения между элементами синтаксической структуры. При этом традиционные сочинительные синтаксические связи игнорируются. Игнорируются также части речи, вместо них вводятся понятия рангов и классов. Ранг – класс слов, лексем, имеющих одинаковую дистрибуцию. Первый ранг образуют существительные и их эквиваленты, прилагательные и их эквиваленты, глаголы и их эквиваленты. Одинаковая дистрибуция – одинаковое окружение. (Удивляться чему? Удивляясь чему? Удивляющийся чему?) Классы – выражают отношения между классами слов разного ранга. Задачей анализа является переход от фраз, как единиц речи, к конструкциям, как единицам языка. Анализ состоит из нескольких приёмов. Первый приём – замена словоформы символами класса. Второй этап – свёртывание фразы, которое заключается в зачёркивании факультативных позиций и получения ядерных конструкций. Эта процедура встречается и в другом варианте, в бинарном, последовательном делении на две части.

Мой друг сейчас находится в университете.

1. Мой друг и находится сейчас в университете

Были у этого анализа и недостатки. Ведь грамматическая и синтаксическая факультативность вещи разные. Одинаковые структуры могут давать разные смыслы.

Письмо содержит намёк.

Отец содержит семью.

Структура здесь одна, а содержание разное.

В семантике анализ НС не применялся в чистом виде по выше сказанным соображениям. В языке нет чёткого разделения на форму и содержания. При критике метода НС лингвисты всё чаще упоминали, что надо обращаться к языковой семантике. Чаще всего компонентный анализ применяется для выявления структурных значений или структуры семантических полей. Если конечность функциональных элементов метода НС является непосредственно составляющей, то конечным функциональным элементом анализа является сема.

Значение в структурной семантике понималась как структура, которую нужно разбить на отдельные компоненты по аналогии с разбиением фонемы. Сами эти компоненты встречаются во многих значениях, но предполагалось, что набор этих компонентов у каждого значения свой. Например, компонентный анализ был применён американскими лингвистами для описания термина родства. Так любой родственник может характеризоваться по следующим параметрам: номер поколения, пол, характер родства. Задача исследователя заключается в том, чтобы сквозь эти признаки описать любые термины родства. Например, дядя это родственник, кровное родство, номер поколения второе, мужской пол. Для некоторых других языков важны другие ещё признаки (старше, младше; замужем сестра или не замужем; имеет детей или не имеет детей). Значения внутри этой системы описываются легко, так как набор признаков ограничен, так как система закрыта. В других случаях, если разбивать значения на самые мелкие элементы смысла, которые ещё и называют атомом смысла, то в результате описания такого значения мы получим большое количество сем. Выделение самих сем это только первая задача компонентного анализа. Вторая задача – установление логических отношений между семами, запись значения через семы и логические отношения подчас занимают не одну строку. Трудно читать неподготовленному исследователю и логические обозначения (дизъюнкция, конъюнкция и др.). Это приводит к тому, что эта запись пригождается для прикладной лингвистики. В лексикографии чаще употребляется другой способ описания значений, а именно описание значений через более простые значения, а не через все, то есть через семантические множители, а не через семы. Например, «дядя» - брат отца или матери. Единственно, что при этом нужно выделить логические отношения между множителями. Этот принцип был разработан Апресяном.

Алкоголь/наличие ручки/ножки
Чашка только неалкоголен, с ручкой
Стакан – нейтрален
Рюмка – алкоголь, с ножой
Стопка – алкоголь

 

Сами семы определяются двумя путями, во-первых в результате оппозитивного анализа (в результате противопоставлений внутри какого либо семантического поля), а во-вторых синтагматическим путём в результате анализа контекста. Например, крепкийи прочный– устойчивый к деформации. Однако есть различия. Если длительное воздействие силы тяжести, то прочный, а если разовое – то крепкий. Анализ этот помогает выявить различия между значениями и описать структуру значений. Вместе с тем он имеет и свои недостатки, во-первых, сами компоненты выделяются на основе языковой интуиции исследования. Не все значения разложимы на компоненты без каких-либо специфических тематических остатков. Если рассматривать тему родства и другие замкнутые системы, то многие значения так описать нельзя.

 

Дистрибутивный анализ

Относительно употребления относительно других элементов. Впервые сделанное Хэррисом. Субституция (занятие) и дивиация (деление). (когда разделяют по частям речи и выясняют).

Завернуть: 1) упаковка 2) сделать короче 3) заглянуть 4) сменить направление движения

Из словаря или из текста извлекаются все фразы, содержащие интересующий нас предмет. Возможность развёртывания или неразвёртывания фразы. Например, она боится и она боится за сынаглагол «боится» употребляется в одном значении, потому что обе эти фразы могут быть развёрнуты, например. «Дни бегут» и «студенты бегут в буфет». В первом случае развернуть фразу нельзя. В семантике дистибутивный анализ используется для описания полисемии, (недостатки) э

во-вторых, используется для составления синтаксической зоны толкования значений в современных толковых синонимических и других словарях.

Важно не сохранять всю лексику, важно передать смысл.

Различия формально одинаковых структурах и тождество смысла в разных структурах. Важным недостатком этого метода является то, что этот метод как и любой другой нельзя в полной мере считать формальным. Формальны лишь процедуры, лежащие в его основе. А вот исходные единицы выделяются интуитивно. Неясным остаётся вопрос о анализе языковых структур и речевых структур тоже.

 

15.12.2011

Когнитивная лингвистика и её методы

Основные постулаты её, и методы.

Рональд «Когнитивная грамматика», Москва, 1992

«Когнитивные аспекты лексической системы языка», Уфа

Кобозева «Семантика», Москва, 2001

Алефиренко «Проблемы семантики»

Вечковский «Когнитивный анализ»

Кронгаус «Семантика», Москва, 2001

КЛ возникает на базе ономасиологии. Ономасиология и семасиология как направления семантики сформировались ещё в 19 веке. Если СЛ изучает значение в направлении от языковой формы к содержанию, то ОЛ представляет исследования другого рода, от содержания к форме, т.е. решает проблемы – какие смыслы, какими способами и средствами представлены в языках. Слова-вещи, Шухарденс задаётся вопросом, почему предмет именно так называется (принципы наименования). Аналогичный путь, от содержания к форме, просматривается и в исследовании по. …и только в коммуникации раскрывает все свои системные возможности. Более того сам процесс коммуникации обогащает систему. 3) Нельзя рассматривать факты языка без обращения к культуре. И на основе этой теории возникает теория лингвистической относительности.

Постулаты:

1) О множественности воплощения когнитивных структур в языке.

 

В лингвистику вводят понятие Говорящего. Майкл Даммит создает теорию. Есть семантическое ядро и прагматическая оболочка. И задача лингвиста создать чтото, которая могла бы прогнозировать правила правильного оперирования с любым значением.

Метафорический способ. М.Блэк выделяет четыре структурные элемента метафоры:

1) Основной субъект

2) Вспомогательный

3) Некоторе признаки основного субъекта

4) Некоторые признаки вспомогательного субъекта

Различаются два типа метафоры:

1) Копна волос, стена дождя, стекло льда, ковёр цветом – это образная метафора.

2) Язык понимается как часть целостного явления, которое мы стремимся понять, то есть часть сознания. При этом выдвигается идея о наличии единого уровня представления знаний, на котором оказываются совместимыми языковая, сенсорная, моторная информации. Ged – угодить, год, годный (развивалось пространственно временное значение и локальное значение.)

Второй постулат: о неправильности языкового материала. Крепкий и прочный (крепкий и прочный). В зависимости от времени воздействия и естественности воздействия, и исключаются инструменты.

Третий постулат: о ритуализации мышления. Филмор писал об этом. На смену символизма знаковой теории языка приходит понимание конвенциональных структур. Основная идея судьбы это идее предопределённости жизни человека. Основные принципы – концептуализация. Второй принцип описания – категоризация. Процесс категоризации описал ещё Аристотель. У Аристотеля категории даются с позиции чистого разума, с позиции логики. Категоризация когнитивной лингвистики включает в этот процесс не только что то, но и опыт. Солнце – жена луны. Солнце и огонь объединяются.

Языковые категории и процессы признаются когнитивистами отражение процессов. Языковой знак. Нельзя понять языковые процессы без обращения к языку. И поэтому лингвисти признают язык чем-то. Языковое знание –часть знаний о мире. Во многом неправильно представлены, архаичные знания.

Следующий признак – эксплуаторность – объяснительность. Когнитивная лингвистика констатирует то, что существует в языке, и объясняет.

Методы КЛ. КЛ использует как общенаучные методы так и собственные лингвистические методы, предлагая при этом свои методы описания. Самый распространённый метод – метод моделирования, поскольку КЛ занимается анализом когнитивных структур. Без моделирования здесь не обойтись. Существуют модели концептов, фреймов. Например слои – понятийный слой концепта, в котором отражается знание о категоризации мира. Второй слой – денотативный слой концепт, в который включаются признаки (берёза дерево, какое? С белым стволом и с листьями в форме сердечка). Импликационный слой, отражается представление о данном предмете этнокультурного, исторического и индивидуального плана, например берёза – символ россии. Аксеологический слой концепта (ценностный слой) – сюда входят разные виды оценок, связанные с данным концептом, восприятие человеком (судьба – счастливая и несчастливая). Прагматический слой концепта выделяется в результате изучения поведения по отношению к концепту, отражается в пословицах и поговорках (судьбу и пешком не обойдёшь, и на коне не объедешь. Каждое значение даёт нам представление о какой-то когнитивной модели этого концепта (мама – биологическая модель: та кто родила, социальная модель: та кто воспитала; другая – суррогатная. Судьба – высшая сила и ход жизни.) Ядро – первое, основное значение лексемы, именующей концепт. Околоядерная зона образуется значениями синонимов.

Первый этап изучения концепта начинается с этимологии. Концептум и концептус. Концептум – отражён в этимологическом значении. Мы не можем понять образ фразеологизма «Жребий брошен» без объяснения истории. Этимологические смыслы со временем могут изменяться, но они никогда не уходят в никуда и могут проявиться в каких-то текстах. Некоторые исследователи относят понятие концепта только к одному значению слова. Другие исследователи полагают, что концепт связан со всей ключевой системы. Анализ продолжается выявлением всех моделей, то есть всех когнитивных структур, принадлежащих данному концепту. Некоторые соотносят концепт с синонимическим рядом этой лексемы.

Анализ деривата. Например «маленький» и «мало» - корень один, а оттенок разный (положительный и негативный).

Главное в системе языка – отношения. Де Сосюр выделял два типа отношений синтагматический и парадигматический. На основании разных типов отношений между членами оппозиций выделяют привативные и экопонентные оппозиции. Разные типы отношений дают разные типы семантических классов слов и типов семантических полей. В основном, когда говорим о членении в сегматики, то имеем дело с семантическими полями или классами слов. Существуют традиционные классы слов: синонимические, антонимические группы. В современной лингвистике антонимические отношения рассматриваются как разновидность синонимов. В качестве синонимов рассматриваются во-первых значения принадлежащие разным стилям, во-вторых значения, различающиеся коннотацией (юноша, юнец). В-третьих, значения, которые имеют доминанту, чьё значение входит в остальные элементы. (например: часть, доля, доза, порция. Часть – результат деления, доминанта; доля – часть, предназначенная для кого-либо; доза – часть лекарства, пищи на один приём) Спорным остаётся вопрос о том, какие смысловые элементы должны быть общими, те, которые повторяются во всех синонимах и являются категориальными, или всё-таки маркированные, принадлежащие к более узкому кругу значений. Не ясен вопрос, как быть с оценками (рок и фатум). Всегда ли общность даёт синонимию?

Вредный – безвредный
А – не А, А – не А не, А – ликвидировать результат А

Семеологические поля

Все системы подразделены на естественные, искусственные (чины, деньги) и полуискусственные (термины). В дальнейшем Трир представил теорию парадигматических семантическим полей, которые образуются значениями, имеющими общие компоненты. В дальнейшем стали выделять синтагматические поля, которые выделяются на основе общности синтагматических сем (лошадь ржёт, петух кукарекает)





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!