ПУБЛИКАЦИИ Г.Г. СМОЛЕНЧУК на своей страничке во ВКОНТАКТЕ и в газете «ГУДОК»




КРУПНОВЫ: ОТЕЦ И СЫН, А ТАКЖЕ ИХ ВНУЧКА И ДОЧЬ - ГАЛИНА

Когда началась война, ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ КРУПНОВ, работавший директором КУСТАНАЙСКОГО СОВХОЗА, а затем готовивший на базе совхоза плацдарм для размещения завода № 222 ушёл на фронт. Награжден двумя боевыми орденами, представлялся к Герою.

Сын его ГЕННАДИЙ остался с матерью и младшей сестрёнкой, по сути, единственным мужчиной в доме. Было ему тогда 11 лет. Как и многие сверстники, пошёл работать на завод. День и ночь они делали запчасти для автоматов, огнемёты, снаряды для артиллерийских орудий. Мальчик старался изо всех сил, потому что знал: его отец, командир батареи стрелкового полка, защищает Родину. На снарядах мальчишки писали: «Папа, возвращайся с победой!» Писал так и он...

О КРУПНОВЕ и КРУПНОВЫХ я знал давно. От родственников его КИЗИЛОВЫХ, с которыми был дружен. Но только в самых общих чертах. Они и сами мало чего о Викторе Сергеевиче знали. Работал директором Кустанайского совхоза, затем вроде – эвакуированного в наши края завода. Ушел на войну и не вернулся.

Помнил и о статье «ОРДЕНА МОЕГО ДЕДА», опубликованной районной газетой 22 ноября 1975 года. Подпись по дней стояла: «ГАЛЯ КРУПНОВА, УЧЕНИЦА 8 «Д» КЛАССА средней школы №104 г. УФЫ».

После того, как в документах Кустанайского зерносовхоза, с которыми продолжительное время работал, наткнулся на приказы, подписанные В.С. Крупновым, захотелось поделиться находкой с Галей Крупновой.

В надежде, что она не оставила своих попыток пройти, так сказать, боевым путем деда до конца, узнать о нём всё, прибег к уже привычной сейчас палочке-выручалочке под названием «интернет».

И Галю, теперь уже ГАЛИНУ ГЕННАДЬЕВНУ СМОЛЕНЧУК, отыскал в виртуальном пространстве в общем-то без особого труда. Убедился, что времени она даром не теряла. Со времени публикации в районке Галине Геннадьевне и её дружной семье, по собственным её словам, удалось «восстановить каждый месяц и год боевого пути Солдата».

Думаю, нелишними для Крупновых, да и для нас с вами, будут, скорее всего, неизвестные им факты довоенной биографии славного предка, извлеченные мной из архивов.

СОВХОЗ

Директора Кустанайского зерносовхоза до Алексея Андреевича ПАКА менялись с прямо-таки калейдоскопической быстротой. Порой по несколько в год.

Предшественником Крупнова был некто РОЖКОВ.

Судя по текстам приказов, толковый знающий, скорый на кнут управленец. Хватило его где-то, кажется, на год-полтора. Почему ушел, или почему Рожкова ушли, неизвестно. Дефицит кадров заставлял советы играть одними и теми же фигурами на самых разных позициях.

Виктор Сергеевич Крупнов принял совхоз 19 марта 1941 года. О чем и сообщил в первом параграфе первого подписанного им приказа № 48 от 25 марта того же года: «На основании приказа треста за №38 вступил в обязанности директора Кустанайского зерносовхоза с 19.03.41 г».

Последний приказ (№ 121) был подписан Крупновым 30 сентября.

Таким образом возглавлял он совхоз с 19 марта по 30 сентября 1941 года.

Всего Крупновым было издано около пятидесяти приказов.

Каким-то особым стилем, оригинальностью содержания они не отличались. Да и не могли отличаться. Жанр такой. Разве, что «кнута» было чуть меньше, чем у Рожкова. Да и то как сказать.

Отлучался из совхоза Крупнов лишь с 12 по 19 июня, оставляя хозяйство на своего зама – СУСЛЯЕВА, который в сорок втором тоже уйдёт на фронт.

ЗАВОД

С директорством Крупнова на заводе не всё ясно. Документами на сей счёт, по крайней мере, я не располагаю. Есть только косвенные свидетельства.

Разбираемся.

Решение ГКО (государственный комитет обороны) о переводе Егорьевского завода на центральную усадьбу Кустанайского зерносовхоза было принято 15 октября 1941 года.

Крупнов ушел из совхоза 30 сентября.

Скорее всего, местные власти, зная о том, что подмосковный завод планируют разместить на центральной усадьбе Кустанайского совхоза, ещё до официального решения, заблаговременно перебросили Виктора Сергеевича на более важный участок.

Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях ветерана завода ПАВЛА МИХАЙЛОВИЧА БАБИЧА, немало покопавшегося в архивах.

«Специально созданная в области комиссия с участием представителей завода заблаговременно приняла необходимые меры по размещению завода, расквартированию рабочих и их семей», - отмечает он.

Лучшей кандидатуры, чем директор совхоза, чья база, по сути, стала основной для размещения цехов и инфраструктуры эвакуированного завода, и придумать было трудно.

Если действительно первые эшелоны «Егорьевского комсомольца» начали прибывать в середине ноября, а не месяц спустя, как утверждают некоторые источники, то принимать их должен был именно Крупнов.

Вот только какие обязанности исполнял Виктор Сергеевич можно только догадываться. Возможно, и командовал парадом, но недолго, всего около двух месяцев, а именно – октябрь-ноябрь 1941 года.

В соответствующем разделе книги П.М. Черныша «Наш отчий край Карабалык» (с. 183) в качестве директора завода в декабре 1941 года упоминается некто ПЬЯНКОВ.

Крупнов же в декабре был призван в армию. В документе, который можно найти в интернете, к сожалению, нет ни даты, ни месяца призыва, лишь год- 1941-ый. podvignaroda.ru/?id=32758223

ПУБЛИКАЦИИ Г.Г. СМОЛЕНЧУК на своей страничке во ВКОНТАКТЕ и в газете «ГУДОК»

МЫПОМНИМ... НАШИ ДЕДЫ.

В России нет семьи, где " не памятен был бы свой герой" войны. Только в одних семьях - он живая легенда, живой пример героизма, воинской чести и славы. Он Победитель, Освободитель. Ему почести.
В День Победы, он, смущаясь надевает ордена и медали. Гордо, стараясь высоко держать голову, изо всех сил, распрямляя свои старческие плечи, идёт ОН - Солдат, Победитель. Идёт на площадь, где собрался стар и млад для того, чтобы в очередной раз встретить Великий праздник.
Как счастлива семья Солдата. вернувшегося с войны!! В нашем краю это многодетные семьи, где есть дети " довоенные" и есть дети" послевоенные". Большие, дружные семьи, где много внуков и правнуков. Такова моя дружная и большая семья по линии мамы, где живым вернулся с войны Кизилов Емельян Алексеевич. Герой! Сильный, справедливый, добрый мужчина! Глава семьи и радушный хозяин!
Воевал все четыре огненных года. Был шофёром в миномётной батарее стрелкового полка. Подвозил боеприпасы, увозил раненых. Награждён орденом Красной звезды за взятие города Ельни, медалями "За взятие Берлина", "За взятие Варшавы", "За победу над Германией."

Сейчас его уже нет в живых и 9 мая, все, кто может из нашей семьи, несут цветы на его могилу. Это в Казахстане, посёлок Карабалык.
Но есть и другая семья. Маленькая, но очень дружная. По линии моего папы. Герой этой семьи прошёл всю войну, но с войны так и не вернулся. И в этой семье - он легенда, только легенда безвестная. Он тоже Освободитель, только почести ему нет, и могилы у него нет, и награды его с войны не пришли. Есть только память и... письма. Фронтовые письма, а потому очень ценные свидетели военной судьбы моего деда.

Крупнов Виктор Сергеевич, 1906 года рождения, старший лейтенант - командир батареи 1126 стрелкового полка, представленный к Звезде Героя, но так её и не получивший.
Дед прошёл всю войну. Форсировал Днепр, освобождал Россошь, Конотоп, Киев, где был тяжело ранен. Его боевой путь шёл через Калинковичи, Мозырь, Лунинец, Пинск, Шауляй, Гумбиннен, Кенигсберг, Пиллау. За личное мужество и умелое руководство своим подразделением дед награждён двумя орденами Красного Знамени. Долгие годы наша семья ничего не знала о нём…
Только через шестьдесят лет после войны, мы смогли восстановить каждый месяц и год боевого пути Солдата. Только через шестьдесят лет после войны, наша семья смогла найти последнее пристанище дорогого нам человека. Это Польша, город Бранева, Ольштынского воеводства.
Великая Отечественная война "втянула " в себя миллионы человеческих судеб, многие выжили, многие канули в Вечность. Их судьбы для целого государства - ничто, но для отдельно взятой семьи - драгоценный и важный факт их семейной биографии.
А в день 9 мая… Пусть каждый вспомнит СВОЕГО. Поставит чарочку на стол. Вздохнёт и скажет:" Что ж ещё... Мы помним, помним ту войну."
https://vk.com/notes26595180

 

Дёма – это целая жизнь

Более полувека отдал любимому делу путеец Геннадий Крупнов

«ГУДОК»

Выпуск № 75 (26214) 12.05.2017

7 полоса | История из конверта

«Следующая станция – Дёма» – эти слова слышит каждый житель Уфы, едущий на пригородных поездах по маршрутам Уфа – Чишмы и Уфа – Раевка. Для кого-то это просто остановка, где всегда на входе и выходе много народу. Однако для нашей семьи станция Дёма – это целая жизнь и даже больше – судьба, родина.

Судьба моего отца Геннадия Викторовича Крупнова складывалась непросто. Родился он 1 января 1929 года в Пензенской губернии. Его отец Виктор Сергеевич возглавлял крупные совхозы Кустанайской области Казахстана. А мама Вера Яковлевна учила детей, занималась сбором книг для местных библиотек.

Когда началась война, глава семьи ушёл на фронт. Геннадий остался с матерью и младшей сестрёнкой, по сути, единственным мужчиной в доме. Было ему тогда 11 лет. Как и многие его сверстники, пошёл работать на завод. День и ночь они делали запчасти для автоматов, огнемёты, снаряды для артиллерийских орудий. Мальчик старался изо всех сил, потому что знал: его отец, командир батареи стрелкового полка, защищает Родину. На снарядах мальчишки писали: «Папа, возвращайся с победой!» Писал так и он...

Но не вернулся его отец, а мой дед с фронта – в апреле 1945 года погиб под городом Пиллау.

По окончании школы Геннадий поехал в далёкую Одессу поступать в мореходку. А на вокзале в Одессе случилась беда – выкрали документы вместе с деньгами. И всё же экзамены он сдал, и очень успешно, зачислили его в мореходку. Помог и другому пареньку, у которого отец тоже не вернулся с войны, – сдал и за него экзамены. Учился легко, трудно было переносить другое – голод! А работу студенту без документов найти было непросто. Поэтому через полтора года вернулся он домой, в Казахстан.

И только на следующий год, вычитав где-то, что страна нуждается в специалистах железнодорожного дела, поступил в Ташкентский железнодорожный институт. В начале 50-х Геннадия, защитившего диплом на отлично, распределили в Челябинскую область. Попал он на станцию Аша Куйбышевской дороги, трудился мастером. На практике познавал азы путейской работы, выполнял ещё и обязанности путевого обходчика. Пешком проходил десятки километров, чтобы самому убедиться в том, что состояние пути позволяет обеспечить безопасность движения поездов.

А в 1956 году его перевели на станцию Дёма той же Куйбышевской дороги. Это крупная сортировочная станция Уфимского железнодорожного узла. Отсюда поезда шли на Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Самару, Ульяновск.

В 70-х годах Крупнова назначили начальником Дёмской дистанции пути. Ответственность большая: надо было обеспечить содержание пути, сооружений в надлежащем состоянии, нужна была гарантия бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. С его слов я знаю, что Дёмская дистанция пути несколько раз меняла границы обслуживания. Увеличивались протяжённость путей и объём работы.

В Дёмской дистанции пути не хватало в то время грамотных специалистов, и Геннадий Викторович после окончания рабочего дня занимался обучением мастеров и бригад путейцев. Он учил их, как содержать путь и рельсовые цепи, производить выправку профиля главных и станционных путей в особо трудных условиях. А что такое «особо трудные условия», наша семья знала по себе. Зимними ночами, в мороз и снежные бураны отец уходил на работу, собирал путейские бригады. Люди боролись со снежными заносами, чтобы не было сбоев в движении поездов.

Благодаря добросовестной работе моего отца и его коллег пути на Дёмской дистанции содержались в отличном состоянии. Папа рассказывал, что особенно сложно было производить работы в местах пересечения железных дорог с автодорогами, примыкания подъездных и соединительных путей к главным на перегонах и станциях. Там важно было выставить ограждение при проведении работ и обеспечить безопасность. Это тоже входило в обязанности моего отца. За многие годы работы на Дёмской дистанции пути Крупновым были разработаны и внедрены десятки рационализаторских предложений по совершенствованию организации ремонтно-путевых работ и содержания пути.

Выйдя на пенсию, он продолжал заниматься расчётами среднесетевых норм усиленного капитального ремонта пути, определением периодичности дополнительных сплошных замен рельсов в кривых участках пути. Его пригласили преподавать в дорожную техническую школу. Из своих 88 лет 58 он отдал железнодорожному транспорту.

Сегодня папа на заслуженном отдыхе. Но, несмотря на возраст, он по-прежнему обладает широким кругозором. У него острый математический ум. Без проигрышей играет в шахматы. Умеет тактично, с лёгким юмором решать текущие семейные проблемы.

Его любовь к своей специальности, к своему району передалась и нам, его детям. Нашей остановкой навсегда останется станция Дёма. Мы очень любим нашего отца, деда, прадедушку Геннадия Викторовича Крупнова. И благодарны судьбе за то, что подарила нам и нашим детям возможность учиться у настоящего Человека грамоте жизни, профессионализму, доброте. Мы всю жизнь им гордимся!
Галина Смоленчук

Станция Дёма

https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1373197&archive=2017.05.12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: