Красота и верность человеческого чувства




Влияние музыки на эмоциональную сферу человека. Музыка и эмоции Музыкальные произведения в которых воплощаются человеческие чувства

Главная / Ссоры

Красота и верность человеческого чувства

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение мировой музыкальной классики. Для Чайковского это - первое крупнейшее завоевание в области программного симфонизма. В «Ромео и Джульетте» уже нашли свое воплощение многие принципы, характерные в дальнейшем для зрелого творчества композитора.

Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 гг.) перерабатывалось композитором. В 80-х годах Чайковский начал сочинение оперы на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии.

На мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфонического произведения трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» Чайковского натолкнул Балакирев, который уже создал к этому времени музыку к «Королю Лиру» и положил тем самым начало воплощению шекспировского творчества в русской симфонической музыке. Балакиреву и посвятил Чайковский свое сочинение.

Творчество гениального английского драматурга - представителя эпохи Возрождения - вызвало в середине XIX столетия исключительно большой интерес со стороны передовых деятелей русской культуры. Гуманизм произведений Шекспира, их обличительная сила, направленная на борьбу с косностью и предрассудками средневекового общества во имя высоких этических идеалов, во имя процветания сильной, гармоничной человеческой личности,! были близки передовым русским художникам.

К темам из Шекспира Чайковский обращался неоднократно. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества. Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира (1595 г), в основу которой легла старинная итальянская легенда о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Увертюра-фантазия - яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чайковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития (особенно тема вступления). И только во взаимодействии всех тем и! выявляется общий идейный смысл произведения.

Первая сумрачно-сосредоточенная тема (фа-диез минор, кларнеты и фаготы), получающая благодаря четырехголосному изложению н спокойному, мерному движению хоральный характер, вводит в мир средневековья:

Уже при втором ее проведении (у флейт и гобоев) общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем благодаря новому ритму сопровождения тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появляясь в измененном темпе и в повой звучности. Здесь имитационно проводится различными группами оркестра ли ль один из наиболее активных мотивов темы:

Дальнейшее видоизменение произойдет в разработке. Там тема вступления будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты.

Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряженного ожидания. Они подготавливают новую тему, которая прозвучит в тональности Соль-бемоль мажор:

Это - первоначальная, пока еще эскизная характеристика лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие п побочной партии аллегро. Таким образом уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, дается завязка последующей драмы.

Вступление переходит в основной раздел увертюры, который начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой с синкопированным, судорожным ритмом, диссонирующими гармониями и частыми сменами тональностей (основная тональность - си минор):

Эта тема контрастна как всей музыке вступления, так и появляющимся п разделе побочной партии лирическим темам. В 4-м такте главной партии возникает новый тематический элемент (гаммообразные пассажи шестнадцатыми), играющий важную роль в последующем развитии и способствующий созданию, большого драматического напряжения, так же как и характерные «броски-удары» аккордов и упругий ритм(Этот ритм выступает на первый план в среднем разделе главной партии при звучании постепенно восходящего мотива из трех звуков).

Что такое музыка?

Музыка — культурная практика и вид искусства, которая состоит из сочетания звуков и молчания различной длительности. Эти звуки и молчание по необходимости соблюдают ритм, который может меняться в зависимости от музыкального стиля. Благодаря своим произведениям, композиторы могут передавать аудитории различные послания и мысли. Это и превращает музыку в средство общения в полной мере.


Отличие музыкальных жанров

Чтобы отличать музыкальные жанры, необходимо учитывать несколько критериев.
Источник звука — наиважнейший критерий. В зависимости от инструментов, присутствующих в музыке, использования голоса или набора голосов и/или инструментов, может отличаться музыкальный жанр.

Место назначения музыки также помогает определить её музыкальный жанр. Например, церковные музыкальные произведения и военный марш отличаются в зависимости от места, в котором они сыграны.

Длительность песен — также важная специфическая характеристика. Национальный гимн не длится столько же времени, сколько длится классическое музыкальное произведение или музыка в опере.

Социальная роль музыки облегчает дифференциацию музыкальных жанров. Например, религиозные, похоронные, танцевальные музыкальные произведения, музыка для кино, компьютерных игр и т. д. имеют хорошо определённые социальные роли.

В зависимости от музыкального жанра и восприятия, слушатели испытывают абсолютно различные эмоции. Таким образом, мы собираемся посмотреть, как отличаются эти эмоции и как передаются с общей точки зрения.


Какие эмоции?

Эмоция — психологическая и физическая реакция на ситуацию, внутренний или внешний стимул. Как показал Рене Декарт, существуют различные типы эмоций. Согласно Декарту, имеется 6 первичных эмоций: восхищение, любовь, ненависть, грусть, желание и радость. Все другие существующие эмоции состоят из этих первичных эмоций или являются их некой изменённой формой. Между тем, интенсивность эмоций одного индивида может отличаться от интенсивности эмоций другого, потому что все люди не реагируют одинаково на одни и те же стимулы. Следовательно, мы рассмотрим несколько общих эмоций и моменты, в которые мы их испытываем.

Несколько эмоций

Радость — положительная эмоция. Обычно она означает удовлетворение ситуацией в данный момент, как например, радость употреблять своё любимое блюдо или когда удаётся преуспеть в чём-нибудь трудном. Физически люди испытывают радость, улыбаясь и/или смеясь. Радость обычно ассоциируется с надеждой и ликованием. Действительно, если мы достигаем цель, к которой идём уже годами, то мы счастливы и испытываем радость.

Грусть варьирует от лёгкого недомогания до глубокой депрессии, испытывая которую люди не имеют никаких желаний и кажутся утонувшими в своих эмоциях. Грусть связана с отчаянием, бессилием и меланхолией.

Восхищение — эмоция, испытываемая по отношению к тому, что является великим, красивым или актуализацией идеала. Мы восхищаемся кем-то, кого находим лучшим в определённой области или вообще.

Любовь — эмоция привязанности сентиментального и/или сексуального влечения между людьми. В более широком смысле, мы может также любить что-то абстрактное. Тогда мы пытаемся найти духовную, интеллектуальную, физическую или воображаемую близость с тем, что мы любим.

Ненависть — глубокая и жестокая неприязнь к кому-то или чему-то. Эта эмоция противоположна любви. Следовательно, мы не ищем никакой близости с человеком или предметом, к которым испытываем ненависть.

Желание — эмоция, которая подразумевает факт желать что-то. Мы всегда желаем получить то, чего у нас нет. Следовательно, когда мы получаем желаемое, мы заполняем эту нехватку.

Следовательно, интересно задать себе вопрос, каковы взаимоотношения между музыкой и эмоциями, и как музыкант передаёт точную эмоцию с помощью своего произведения.


Отношения между музыкой и эмоциями

Музыка всегда была одним их главных эмоциональных векторов. Как об этом сказал известный немецкий философ Эммануил Кант: «Музыка — язык эмоций».
Между тем, люди обладают различными характерами, чувствительны к различным вещам и по-разному реагируют на ситуации. Следовательно, и музыка пробуждает у каждого человека различные эмоции, воспоминания. То есть люди не одинаковы в отношении к музыке. Это объясняет, почему они не любят один и тот же музыкальный жанр, один и тот же тембр голоса, или почему одни предпочитают один инструмент быстрее, чем другой. Например, мужчина может любить музыкальное произведение, потому что танцевал под неё со своей женой первый раз. И наоборот, человек может ненавидеть и/или может быть охваченным грустью, потому что слышал эту музыку, когда узнал о смерти близкого. Эти эмоциональные ассоциации усиливают субъективную оценку индивидов и являются минимальной частицей нашего музыкального опыта.

Так и музыкальные произведения обладают сильной выразительной структурой, позволяющей предоставить эмоциональные состояния большому количеству индивидов. То, что позволяет получить силу значительной социальной сплоченности в различных культурах. Эта социальная сплоченность осуществляется, главным образом, во время юности. В течение этого периода музыка переводит эмоциональные состояния, переживаемые подростками. Также это легче обеспечивает группирование в соответствие с музыкальными предпочтениями, поэтому мы обнаруживаем группы рокеров, рэпперов, готов. Также это объясняет, почему в процессе знакомства подросток чаще всего спрашивает о музыкальных предпочтениях. Факт слушания определённого музыкального стиля позволяет подросткам принадлежать чему-то и иметь общие точки зрения с другими людьми. Эмоциональные ответы в музыке могут измениться по ходу жизни, но они останутся основным сосредоточием в подростковый период.

Музыка также отличается от других видов искусства, так как вопреки картине, например, где эмоции переданы видением, музыка передаёт эмоции только слухом. Следовательно, она требует наличие звуков, исключительных и оригинальных путей для того, чтобы каждое музыкальное произведение правильно передавало желаемые эмоции.

Кроме того, музыка — вид искусства и, как всякое искусство, индивиды могут ценить её добровольным образом. Следовательно, аудитория слушает музыку охотно, чтобы испытать удовольствие. Это удовольствие может принимать различные формы и зависит, главным образом, от того, что пережил слушающий, от его состояния во время слушания. Например, когда пара остаётся одна на ужине при свечах, она предпочтёт слушать скорее романтичные музыкальные произведения, чтобы усилить эмоции мгновения, чем тяжёлый металл с громкостью в 130 децибел.

Итак, можно прийти к выводу, что в музыке преобладают 4 большие категории эмоций музыки: радость, гнев (или страх), грусть и спокойствие. Интересен тот факт, что даже, если эмоции негативны, музыка, тем не менее, приятна для слушающего. Следовательно, интересно знать, как композиторы передают эмоции через их произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: