Ных граждан, имеющих собственность и принимающих активное участие в жизни общества и государства.
Р азвитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Признаки гражданского общества
наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
развитая демократия;
правовая защищённость граждан;
определённый уровень гражданской культуры;
высокий образовательный уровень населения;
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
самоуправление;
конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
сильная социальная политика государства;
многоукладная экономика;
Правовое государство, его признаки
2.1.Источником власти является народ. Он определяет формы государственно - правовой жизни
2.2. Верховенство права в управлении государственными делами – власть осуществляется не командными методами, а с помощью форм и методов, обозначенных правом.
2.3.Верховенство законов, а не подзаконных актов в регулировании общественных отношений. Подзаконные акты должны соответствовать законам
2.4.Приоритет прав и свобод личности над государственными. Правам и свободам отдается предпочтение.
2.5.Взаимная ответственность государства и личности.
2.6.Разделение власти на государственную, законодательную, исполнительную
2.7.Наличие эффективной правоохранительной и судебной системы
2.8.Высокая правовая культура общества и личности
Правовое государство- демократическое государство, в котором максимально защищены права и свободы личности, а государственная власть осуществляется в правовых формах
|
Правосознание.
Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, навыков, умений, чувств, эмоций, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.
Правомерное поведение
Правомерное поведение – это осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.
Правовая культура.
Правовая культура личности — это знание и понимание права,а так же действия в соответствии с ним. Правовая культура личноститесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она ширеправосознания, ибо включает в себя не только психологические иидеологаческие его элементы, но и юридически значимое поведение
Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым явля-ется только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельнос-ти им следует.
Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
1. психологический элемент (правовая психология);
2. идеологический элемент (правовая идеология);
3. поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
4. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических эрм.
|
Правовая культура общества — это уровень правосознания и равовой активности общества, степень прогрессивности юридичес-ких норм и юридической деятельности.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
1. уровень правосознания и правовой активности общества;
2. степень прогрессивности юридических норм (уровень разви- ти|я права, культура юридических текстов и т.п.);
3) степень прогрессивности юридической деятельности (культу-ра правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культу- и характеризуется следующими факторами;
· реальной потребностью в праве;
· состоянием законности и правопорядка в стране;
· степенью развитости в обществе юридической науки и юри дического образования.
Функции правовой культуры.
Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, пра-ворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную.
1. Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.
|
3. Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность.
5. Выполняя коммуникативную функцию, правовая культура обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.
Правовой нигилизм.
правовой нигилизм - осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел, одна из самых распространенных форм деформации правосознания граждан;
формы выражения правового нигилизма
- прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
- издание противоречивых актов, которые нейтрализуют друг друга;
- несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
- нарушения прав человека;
-подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью.