Раскройте специфику музыкальной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной), ее отличия от музыкальной деятельности взрослых.




10. Методы и приемы музыкального воспитания детей.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому обучение является и воспитывающим, и развивающим. Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танце, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально- эстетического развития. Для характеристики методов музыкального воспитания можно избрать одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Т.о, Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга, зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей. Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хороводов и т. д.) и усвоению элементарных музыкальных знаний, навыков и умений.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:Ø наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО — основное содержание этого метода. Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная

наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. ВØ музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что то такое, что приближало бы слово к музыке». В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ

Приём «Использование стихотворений». Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Приём «Использование сказочных сюжетов». Применение сказочного сюжета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Приём «Использование эмоциональной окраски речи». Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. ПоказØ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные

навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности.

Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

 

11. Охарактеризуйте восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности.
В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество и музыкально-образовательная деятельность.

Восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Характеризуя виды музыкальной деятельности детей, Б. В. Асафьев предложил схему - композитор - исполнитель – слушатель, которую нужно читать, начиная с конца: восприятие – исполнение – творчество. Объясняется это тем, что первичным и ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная матери – первое его знакомство с музыкой. Восприятие с музыкой осуществляется уже тогда, когда ребенок еще не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, и когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности в дошкольном и школьном детстве. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений.

В детстве опыт восприятия музыки мал, поэтому требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным и прочувствованным.

Качество музыкальных произведений, звучащих в детской аудитории, должно отвечать требованиям художественности и доступности. Очень важно также, чтобы педагог исполнял музыкальные произведения для детей технически грамотно, в должном темпе и ритме, выразительно, или использовал качественную аудиозапись.

Восприятие музыки, как самостоятельный вид деятельности организуется в ДОУ и школе в форме беседы. Готовясь к беседе, педагог должен продумать ее тему, образовательные и воспитательные задачи и вопросы к детям. Беседа о музыке будет иметь развивающий характер, если педагог использует вопросы проблемного характера и прослушает с детьми не одно, а два или три музыкальных произведения в сравнении, побуждая детей находить в них сходство и различия.

Восприятие музыки является основой исполнительской деятельности детей, т. к. прежде, чем разучить песню, танец или мелодию на музыкальном инструменте, необходимо вначале прослушать с детьми эту музыку, определить ее настроение, темп, динамику, запомнить мелодию, и только потом приступить к ее исполнению. Когда ребенок уже знаком с музыкой, запомнил ее мелодию и ритм, ему легче ее будет ее разучить на металлофоне, либо в танце или в пении.

Восприятие музыки является основой творчества детей. Для того, чтобы дети могли импровизировать в пении, в танце или игре на детских музыкальных инструментах, необходимо накопить с детьми опыт восприятия классической, народной и современной музыки.

Восприятие музыки является также основой музыкально - образовательной деятельности детей, т. к. давать детям знания о музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах без слушания музыки невозможно.

Таким образом, восприятие музыки доступно человеку с самого раннего возраста. Оно может существовать как самостоятельный вид деятельности, а также предшествовать и сопутствовать другим видам деятельности детей.

 

12. Дайте характеристику репертуара для слушания музыки.
Выбор музыкального репертуара для детей должен осуществляться по следующим критериям:

основные - художественность, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость, доступность (соответствие возрастным особенностям учащихся в отношении постижения содержания и воспроизведения музыкальных произведений в процессе исполнения);

дополнительные - увлекательность, яркость, динамичность музыкальных образов, небольшой объем, принцип совершенствования умений и навыков в исполнительской деятельности.

Принцип доступности следует рассматривать в двух аспектах: доступность художественно-образного содержания музыки и доступность воспроизведения музыкальных произведений детьми. Доступность художественно-образного музыкального материала соотносится с эмоциональным опытом ребенка.

В программах по музыкальному воспитанию музыкальный материал представлен списком конкретных произведений. Это инструментальные и вокальные сочинения русских композиторов (М.П. Мусоргский. А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков и другие), пьесы зарубежных композиторов-классиков (Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Э.Григ и другие), народные песи, песни современных композиторов, музыка совре-менных отечественных композиторов.

Основой содержания музыкального образования в школе в настоящее время должно являться профессиональное творчество композиторов. Репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох. Велика роль классического наследия в воспитании и образовании детей.

На основе анализа программ Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Г.С. Ригиной следует отметить содержательно-тематический принцип подбора репертуара. Образный строй произведений очень широк: это природа, человеческие чувства, сказочные образы, мир детских игр. Музыкальное искусство несет в себе звуковую информацию о живой и неживой природе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: