Раскройте значение элементарного инструментального музицирования в музыкальном и личностном развитии ребёнка.




16. Творчество детей в различных видах музыкально – творческой деятельности.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

Восприятие:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры;

Исполнительство:

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

Творчество:

- песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах;

Музыкально-образовательная деятельность:

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.

Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, некоторые из них начинают копировать педагога и друг друга.

В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.

В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.

Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему.

Задания:

Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);

Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;

Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

Озвучивание стихотворений, сказок;

Озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.

Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

 

17. Раскройте содержание музыкально – образовательной деятельности на начальной ступени общего образования.
Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования, изучение музыки в основной школе направлено на достижение целей: 1. формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; 2. развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, фантазии и воображения; 3. развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержания обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которой предоставляются младшему школьнику.

Задачи личностного развития предполагают духовное развитие личности ребенка, расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой, позитивную самооценку своих творческих и музыкальных способностей.

Задачи познавательного развития следующие: целостно воспринимать художественную картину мира, эмоционально воспринимать и наблюдать музыкальные явления в их связях с жизнью, размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений (выразительные средства музыки) и тд.

К задачам коммуникативного и социального развития школьников на уроках музыки относятся: участие в диалоге, осуществление учебного сотрудничества с взрослыми и сверстниками в хоровом пении, игре на музыкальных инструментах.

Поощрение содержательных инициатив в музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Музыкальное образование нацелено на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Тем самым, предусмотрена ориентация уроков музыки на приобщение учащихся посредством музыкального искусства к художественной культуре в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: