Возрастная периодизация, возрастные кризы, особенности возрастных периодов




Задание № 5

 

 

Выполнила: студентка заочного отделения психологического факультета СамГУ

1-курса Киреева В.А.

 

Проверила: педагог психолог СамГУ

Ферапонтова О.И.

 

 

Возраст – определённая, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида, единица развития человека

Период Возраст Критерии развития Развивающие задания
социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Личностные новообразования
Пренатальный период (от оплодотворения до рождения) 3 стадии: предзародышевая (2 недели) зарождение чел. существа в результате соединения сперматозоида и яйцеклетки в зиготу образуя индивидуальный генетический код ребенка; зародышевая(до конца 2-го месяца) время важнейшего развития и роста, формирование из зародышевого диска всех органов и характерных признаков эмбриона- начинается сердцебиение, работа нервной системы, появляются сенсорные, положительные и отрицательные эмоциональные переживания сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние зародыша; стадия плода (с 3 месяца- до рождения) формируются и начинают функционировать внутренние и внешние органы, системы организма. Эмоциональное состояние – удовольствие или неудовольствие – изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери, через поступающие с кровью гормоны матери, после 6 месяцев- поиск удобной позы… Период внутриутробной активности ребенка.     оптимизация психического и физического здоровья единого организма «мать – плод». Дородовое воспитание: любовь, позитивное мышление, прикосновения, речь
Кризис новорожденности промежуточный адаптационный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Длится с момента рождения до окончания 1 месяца. Рождение - первая большая психологическая травма ребёнка: гипоксия, сдавливание головки, мощный выброс в кровь гормонов стресса (адреналина и норадреналина) глубокое потрясение нервной системы. Ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях долгое время остается биологически несамостоятельным существом. Период характерен наличием основных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный), развитием зрительного и слухового сосредоточения, осязания, отсутствием поведенческих актов и терморегуляции тела, удовлетворением основных потребностей при помощи взрослых в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.     подготовка к общению: негромкая ласковая речь, установление зрительного контакта, поглаживание, улыбка, демонстрация игрушек
Младенчество 1м.- 1 г. полная биологическая беспомощность, зависимость- контакт с действительностью социально опосредован через помощь взрослого эмоциональное общение с матерью, перекатывание, ползание, ходьба, звуки, слова, игра   индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления зрение, восприятие, память, мышление, становление эмоциональных контактов с окружающими двигательная активность, познавательные процессы, речь
Кризис 1 года внешние проявления: обидчивость, агрессия, упрямство, крик, манипуляторный плач, аффективные состояния на запрет чего-то взрослым Внутренние проявления: нарастание противоречий между потребностями в познании окружающего мира и реальными возможностями. Ребенок чувствует себя более самостоятельным- происходит отделение себя от взрослого и осознание взрослого, как препятствия на пути к самостоятельному познанию мира. перевод конфликта в игровую ситуацию, терпеливое общение, развивающие занятия
Раннее детство 1-3 г. личностная социализация, возникновение совместной предметной деятельности ребенка и взрослого как носителя культурно-исторического опыта предметно-орудийная деятельность, способность понимать и активно пользоваться языком в общении. Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, подражающие игры, начальное сознание «Я — сам» речь, восприятие, самосознание, повышенная любознательность, развитие волевых качеств, самостоятельности, активности и автономии задания на воображение, конструирование, творчество, рисование, совершенствование речи
Кризис 3 лет внешние признаки: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, диктование своих условий, стремление чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Внутренние признаки: зарождение потребности в уважении и признании собственного «Я», самостоятельность намерений и замыслов отдельно от взрослых. Ощущение себя источником воли.   ролевые игры, восприятие ребёнка и его потребностей на ровне со своими
Дошкольное детство 3-6-7 л. взрослый как носитель социальных и личностных отношений, расширение круга познаний, общения. ролевые игры Развитие рефлексии, формирование внутреннего плана действий, уверенности или не уверенности в себе формирование внутренних позиций - произвольность мышления (логический тип обобщения), половая идентификация, эмоционально-волевая сфера, контекстная речь сюжетно-ролевые игры, развитие мышления, воображения, развитие способов и средств ориентации
Кризис 7 лет кризис саморегуляции, характеризуется утрированными формами поведения. Потеря непосредственности, появление тайн, перелом в ориентации поведения через личные переживания. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние. Болезненная адаптация к новым социальным отношениям. поощрение самостоятельности и инициативы. Плавный переход от игры к учёбе.
Школьное детство 6-7-10 л. взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Первый выход за пределы семьи перестройка всех систем отношений с действительностью учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) внутренний план действий рефлексия, опосредованность всех психических процессов, самооценка Я - личность, способность к саморегуляции дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы и изучении предметов
Младший подростковый 10-12 л. повышение уровня социальной активности, освоение норм соц. поведения, морали, равенства и уважения друг к другу, переход от детства к взрослой жизни межличностное общение с ровесниками, общественно полезный труд и обучение активное самопознание, логическая мышление память, овладение нравственными нормами, системой научных понятий активное занятие спортивной, художественной, общественно полезной деятельностью
Старший подростковый 12-15 л. сверстник как объект и субъект отношений потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности интимно-личностное общение со сверстниками общественно полезный труд Чувство взрослости, рефлексия отрицательная самооценка Психокоррекция, профориентация, совместная трудовая деятельность со взрослыми
Кризис подросткового возраста изменение взаимоотношений с окружающими, предъявление повышенных требований к себе и взрослым, нарушение внутренних запретов, протест направленный на родителей и общество. Изменение психического статуса, потеря идентичности с самим собой. Проявление грубости, агрессии, не подчинение (подростковый негативизм) или замыкание в себе, попытки освобождения от родительской опеки   проявление терпения, доверия, уважения, дружеское отношение
Ранняя юность 15-17 л. взрослый как старший соратник, установления новых отношений со сверстниками общение со сверстниками, живой интерес к противоположному полу, неустойчивая психика. система ценностей, формирование логического интеллекта, гипотеко-дедуктивное мышление, эгоцентризм, организ. способности совместная деятельность со взрослыми, организованная на основе единства интересов
Поздняя юность 17-21 г. начало самостоятельной жизни, поиск своего места и дела в обществе, начало «экономической активности» Профессиональная учеба, труд, любовь. становление характера, интеллекта, мировоззрение, самоанализ, выбор спутника жизни, сексуальная активность Развитие нравственных и эстетических чувств (духовное развитие)
Кризис юношеского возраста самоидентификция, поиск своих возможностей, потенциала, путей их реализации, расхождении образовательной системы и системы взросления, отказ от семейных традиций, отчуждение, отдельное проживание, независимость мыслей, эмоций, чувств, действий, ранимость. Повышение уровня самоконтроля и саморегуляции
Молодость 21-35 л. социально -личностное общение, социальная активность, преобразование себя и мира.   семья, профессиональная деятельность, труд   завершение физиологического взросления, семейные отношения, профессиональная компетентность. духовно-нравственное совершенствование
Зрелость 35-60 л. наивысшее развитие духовных, интеллектуальных и физических способностей, подтверждение своей значимости для других профессиональная деятельность, семейно-бытовые отношения, общение, воспитание детей     полный расцвет личности, сложившееся мировоззрение, выработка нового образа «Я», самокритичность.   переосмысление жизненных целей, расширение кругозора, закрепление достигнутого  
Кризис зрелого возраста депрессивное состояние в связи с неудовлетворенностью жизненным путем, межличностным общением, психосексуальной дисгармонией- тревога, подавленность, пассивность, злоба, суетливость, опустошенность, бесперспективность, сожаление об упущенных возможностях, боязнь старости, жалость к себе самоанализ и переоценка собственных ресурсов, новые цели
Пожилой возраст 60-75 л. выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности, сужение пространства межличностных отношений. Приспособление к старению, озабоченность, чрезмерная опека близких   изменения в психике, характере, мотивации мировоззрения, снижение жизненных сил   Поддержание личной духовности и физического здоровья
Старческий возраст 75-90 л. нарушение жизненных стереотипов, изоляция от социального окружения физиологическое ослабление всего организма, чувство ненужности, опустошения   адаптироваться к новым условиям существования усиление сознательного контроля и регуляции биологических процессов
Долгожительство 90-…л. самоизоляция от социального окружения посильная занятость в быту, размышления мудрость как приобретение смирение с неизбежностью
             

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: