Задание № 5
Выполнила: студентка заочного отделения психологического факультета СамГУ
1-курса Киреева В.А.
Проверила: педагог психолог СамГУ
Ферапонтова О.И.
Возраст – определённая, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида, единица развития человека
Период | Возраст | Критерии развития | Развивающие задания | |||
социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Личностные новообразования | ||||
Пренатальный период (от оплодотворения до рождения) | 3 стадии: предзародышевая (2 недели) зарождение чел. существа в результате соединения сперматозоида и яйцеклетки в зиготу образуя индивидуальный генетический код ребенка; зародышевая(до конца 2-го месяца) время важнейшего развития и роста, формирование из зародышевого диска всех органов и характерных признаков эмбриона- начинается сердцебиение, работа нервной системы, появляются сенсорные, положительные и отрицательные эмоциональные переживания сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние зародыша; стадия плода (с 3 месяца- до рождения) формируются и начинают функционировать внутренние и внешние органы, системы организма. Эмоциональное состояние – удовольствие или неудовольствие – изменяется в зависимости от эмоционального состояния матери, через поступающие с кровью гормоны матери, после 6 месяцев- поиск удобной позы… Период внутриутробной активности ребенка. | оптимизация психического и физического здоровья единого организма «мать – плод». Дородовое воспитание: любовь, позитивное мышление, прикосновения, речь | ||||
Кризис новорожденности | промежуточный адаптационный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Длится с момента рождения до окончания 1 месяца. Рождение - первая большая психологическая травма ребёнка: гипоксия, сдавливание головки, мощный выброс в кровь гормонов стресса (адреналина и норадреналина) глубокое потрясение нервной системы. Ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях долгое время остается биологически несамостоятельным существом. Период характерен наличием основных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный), развитием зрительного и слухового сосредоточения, осязания, отсутствием поведенческих актов и терморегуляции тела, удовлетворением основных потребностей при помощи взрослых в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др. | подготовка к общению: негромкая ласковая речь, установление зрительного контакта, поглаживание, улыбка, демонстрация игрушек | ||||
Младенчество | 1м.- 1 г. | полная биологическая беспомощность, зависимость- контакт с действительностью социально опосредован через помощь взрослого | эмоциональное общение с матерью, перекатывание, ползание, ходьба, звуки, слова, игра | индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления зрение, восприятие, память, мышление, становление эмоциональных контактов с окружающими | двигательная активность, познавательные процессы, речь | |
Кризис 1 года | внешние проявления: обидчивость, агрессия, упрямство, крик, манипуляторный плач, аффективные состояния на запрет чего-то взрослым Внутренние проявления: нарастание противоречий между потребностями в познании окружающего мира и реальными возможностями. Ребенок чувствует себя более самостоятельным- происходит отделение себя от взрослого и осознание взрослого, как препятствия на пути к самостоятельному познанию мира. | перевод конфликта в игровую ситуацию, терпеливое общение, развивающие занятия | ||||
Раннее детство | 1-3 г. | личностная социализация, возникновение совместной предметной деятельности ребенка и взрослого как носителя культурно-исторического опыта | предметно-орудийная деятельность, способность понимать и активно пользоваться языком в общении. Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, подражающие игры, начальное сознание «Я — сам» | речь, восприятие, самосознание, повышенная любознательность, развитие волевых качеств, самостоятельности, активности и автономии | задания на воображение, конструирование, творчество, рисование, совершенствование речи | |
Кризис 3 лет | внешние признаки: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, диктование своих условий, стремление чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Внутренние признаки: зарождение потребности в уважении и признании собственного «Я», самостоятельность намерений и замыслов отдельно от взрослых. Ощущение себя источником воли. | ролевые игры, восприятие ребёнка и его потребностей на ровне со своими | ||||
Дошкольное детство | 3-6-7 л. | взрослый как носитель социальных и личностных отношений, расширение круга познаний, общения. | ролевые игры Развитие рефлексии, формирование внутреннего плана действий, уверенности или не уверенности в себе | формирование внутренних позиций - произвольность мышления (логический тип обобщения), половая идентификация, эмоционально-волевая сфера, контекстная речь | сюжетно-ролевые игры, развитие мышления, воображения, развитие способов и средств ориентации | |
Кризис 7 лет | кризис саморегуляции, характеризуется утрированными формами поведения. Потеря непосредственности, появление тайн, перелом в ориентации поведения через личные переживания. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние. Болезненная адаптация к новым социальным отношениям. | поощрение самостоятельности и инициативы. Плавный переход от игры к учёбе. | ||||
Школьное детство | 6-7-10 л. | взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Первый выход за пределы семьи перестройка всех систем отношений с действительностью | учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) | внутренний план действий рефлексия, опосредованность всех психических процессов, самооценка Я - личность, способность к саморегуляции | дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы и изучении предметов | |
Младший подростковый | 10-12 л. | повышение уровня социальной активности, освоение норм соц. поведения, морали, равенства и уважения друг к другу, переход от детства к взрослой жизни | межличностное общение с ровесниками, общественно полезный труд и обучение | активное самопознание, логическая мышление память, овладение нравственными нормами, системой научных понятий | активное занятие спортивной, художественной, общественно полезной деятельностью | |
Старший подростковый | 12-15 л. | сверстник как объект и субъект отношений потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности | интимно-личностное общение со сверстниками общественно полезный труд | Чувство взрослости, рефлексия отрицательная самооценка | Психокоррекция, профориентация, совместная трудовая деятельность со взрослыми | |
Кризис подросткового возраста | изменение взаимоотношений с окружающими, предъявление повышенных требований к себе и взрослым, нарушение внутренних запретов, протест направленный на родителей и общество. Изменение психического статуса, потеря идентичности с самим собой. Проявление грубости, агрессии, не подчинение (подростковый негативизм) или замыкание в себе, попытки освобождения от родительской опеки | проявление терпения, доверия, уважения, дружеское отношение | ||||
Ранняя юность | 15-17 л. | взрослый как старший соратник, установления новых отношений со сверстниками | общение со сверстниками, живой интерес к противоположному полу, неустойчивая психика. | система ценностей, формирование логического интеллекта, гипотеко-дедуктивное мышление, эгоцентризм, организ. способности | совместная деятельность со взрослыми, организованная на основе единства интересов | |
Поздняя юность | 17-21 г. | начало самостоятельной жизни, поиск своего места и дела в обществе, начало «экономической активности» | Профессиональная учеба, труд, любовь. | становление характера, интеллекта, мировоззрение, самоанализ, выбор спутника жизни, сексуальная активность | Развитие нравственных и эстетических чувств (духовное развитие) | |
Кризис юношеского возраста | самоидентификция, поиск своих возможностей, потенциала, путей их реализации, расхождении образовательной системы и системы взросления, отказ от семейных традиций, отчуждение, отдельное проживание, независимость мыслей, эмоций, чувств, действий, ранимость. | Повышение уровня самоконтроля и саморегуляции | ||||
Молодость | 21-35 л. | социально -личностное общение, социальная активность, преобразование себя и мира. | семья, профессиональная деятельность, труд | завершение физиологического взросления, семейные отношения, профессиональная компетентность. | духовно-нравственное совершенствование | |
Зрелость | 35-60 л. | наивысшее развитие духовных, интеллектуальных и физических способностей, подтверждение своей значимости для других | профессиональная деятельность, семейно-бытовые отношения, общение, воспитание детей | полный расцвет личности, сложившееся мировоззрение, выработка нового образа «Я», самокритичность. | переосмысление жизненных целей, расширение кругозора, закрепление достигнутого | |
Кризис зрелого возраста | депрессивное состояние в связи с неудовлетворенностью жизненным путем, межличностным общением, психосексуальной дисгармонией- тревога, подавленность, пассивность, злоба, суетливость, опустошенность, бесперспективность, сожаление об упущенных возможностях, боязнь старости, жалость к себе | самоанализ и переоценка собственных ресурсов, новые цели | ||||
Пожилой возраст | 60-75 л. | выход на пенсию и прекращение активной трудовой деятельности, сужение пространства межличностных отношений. | Приспособление к старению, озабоченность, чрезмерная опека близких | изменения в психике, характере, мотивации мировоззрения, снижение жизненных сил | Поддержание личной духовности и физического здоровья | |
Старческий возраст | 75-90 л. | нарушение жизненных стереотипов, изоляция от социального окружения | физиологическое ослабление всего организма, чувство ненужности, опустошения | адаптироваться к новым условиям существования | усиление сознательного контроля и регуляции биологических процессов | |
Долгожительство | 90-…л. | самоизоляция от социального окружения | посильная занятость в быту, размышления | мудрость как приобретение | смирение с неизбежностью | |