Педагогическое наблюдение




Лекция: «Методы исследования, используемые

В физической культуре и спорте»

 

При сборе фактического материала для научной диссертации по специальности «Физическая культура и спорт» наряду с медико-биологическими, психологическими и психофизиологическими методами широко используются следующие:

- анализ и обобщение научной и научно-методической литературы;

- анализ документальных данных;

- анкетирование, интервью, беседа;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- хронометрирование;

- контрольные испытания.

Наряду с этим при проведении исследований в области физической культуры и спорта нередко используются также другие методы, позволяющие оценить физическое развитие, мышечную работоспособность и состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Анализ документальных материалов

 

Многие аспекты физической культуры и спорта находят свое отражение в разнообразных документальных источниках: учебных планах и программах, руководящих материалах и протоколах соревнований, сводных отчетах о соревнованиях, планах и дневниках тренировок, врачебно-физкультурных картах и пр.

Работа над документальными материалами предполагает их предварительный отбор и последующий анализ.

Отбор того или иного типа документальных материалов для получения необходимых сведений зависит от характера и задач исследования. Выбор документов может быть осуществлен при помощи двух основных методов: фронтального и выборочного. Фронтальный метод предусматривает отбор документов, характеризующих деятельность взаимосвязанных организаций и учреждений за относительно короткий промежуток времени. Выборочный метод предусматривает отбор лишь тех документов, которые характеризуют развитие какого либо педагогического явления на протяжении сравнительно длительного периода времени.

При всем разнообразии документальных источников существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы сравнительно многообразны. К ним относятся общие способы (понимание, осмысление, интуиция) и специальные (психологические, историковедческие, юридические). Следует отметить, что при использовании данной группы методов роль субъективных факторов в оценке документов достаточно велика. Использование формализованных методов позволяет повысить объективность изучения документа. Наиболее широкое распространение из данной категории методов получил контентанализ (анализ содержания), сущность которого заключается в выделении в тексте документа ключевых понятий с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Контентанализ предусматривает использование математических методов исследования и поэтому иногда носит название "количественного анализа содержания".

 

Анкетирование, интервью, беседа

 

Под анкетированием понимается метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Интервью - это способ получения информации путем устных ответов на систему вопросов, задаваемых исследователем устно. Беседа характеризуется получением информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Анкетирование, интервью, беседа относятся к той группе методов которые в педагогике, психологии и социологии получили одно общее название "опрос". Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком - с их помощью исследователь получает информацию из словесных сообщений опрашиваемых (респондентов).

При использовании методов опроса необходимо предусмотреть два момента, которые позволят повысить их эффективность. К ним относятся: 1) хочет ли и будет ли опрашиваемый отвечать на поставленные вопросы; 2) может ли он ответить на них.

 

Педагогическое наблюдение

 

Данный метод характеризуется планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, наличием специфических приёмов регистрации наблюдаемых явлений (специальных протоколов, условных обозначений при записях и т.п.) и последующей проверкой результатов наблюдения.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны физической культуры и спорта, которые можно фиксировать не нарушая при этом педагогического процесса. Объективность наблюдений может быть достигнута, если предметом изучения служит отчетливо видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя (или тренера) в ходе учебного или тренировочного процесса).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, наблюдения прово­дятся до урока, тренировки или соревнования, непосредственно во вре­мя занятий и в восстановительном периоде.

Перед тем как проводить наблюдения исследователь должен:

1) определить его задачи;

2) выявить для себя объекты наблюдения;

3) определить способ проведения наблюдения;

4) подобрать приемы фиксации полученных данных;

5) установить методы анализа собранного материала.

 

К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

а) задачи обучения и воспитания;

б) методы обучения и спортивной тренировки;

в) средства физического воспитания, спортивной тренировки;

г) поведение занимающихся и тренера-преподавателя;

д) технические действия и отдельные элементы техники движений;

е) тактические действия;

ж) характер и величину тренировочной нагрузки;

з) количественную сторону педагогического процесса: число шагов бегуна, число шагов пловца;

и) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: дальность полета копья, длину разбега.

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

1) протоколирование:

а) словесное описание;

б) графическая фиксация с использованием условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например, графических рисунков;

в) стенографирование;

2) звукозапись;

3) фотографирование и видиосъемка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: