Лекция: «Методы исследования, используемые
В физической культуре и спорте»
При сборе фактического материала для научной диссертации по специальности «Физическая культура и спорт» наряду с медико-биологическими, психологическими и психофизиологическими методами широко используются следующие:
- анализ и обобщение научной и научно-методической литературы;
- анализ документальных данных;
- анкетирование, интервью, беседа;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- хронометрирование;
- контрольные испытания.
Наряду с этим при проведении исследований в области физической культуры и спорта нередко используются также другие методы, позволяющие оценить физическое развитие, мышечную работоспособность и состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем.
Анализ документальных материалов
Многие аспекты физической культуры и спорта находят свое отражение в разнообразных документальных источниках: учебных планах и программах, руководящих материалах и протоколах соревнований, сводных отчетах о соревнованиях, планах и дневниках тренировок, врачебно-физкультурных картах и пр.
Работа над документальными материалами предполагает их предварительный отбор и последующий анализ.
Отбор того или иного типа документальных материалов для получения необходимых сведений зависит от характера и задач исследования. Выбор документов может быть осуществлен при помощи двух основных методов: фронтального и выборочного. Фронтальный метод предусматривает отбор документов, характеризующих деятельность взаимосвязанных организаций и учреждений за относительно короткий промежуток времени. Выборочный метод предусматривает отбор лишь тех документов, которые характеризуют развитие какого либо педагогического явления на протяжении сравнительно длительного периода времени.
|
При всем разнообразии документальных источников существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные. Традиционные методы сравнительно многообразны. К ним относятся общие способы (понимание, осмысление, интуиция) и специальные (психологические, историковедческие, юридические). Следует отметить, что при использовании данной группы методов роль субъективных факторов в оценке документов достаточно велика. Использование формализованных методов позволяет повысить объективность изучения документа. Наиболее широкое распространение из данной категории методов получил контентанализ (анализ содержания), сущность которого заключается в выделении в тексте документа ключевых понятий с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Контентанализ предусматривает использование математических методов исследования и поэтому иногда носит название "количественного анализа содержания".
Анкетирование, интервью, беседа
Под анкетированием понимается метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Интервью - это способ получения информации путем устных ответов на систему вопросов, задаваемых исследователем устно. Беседа характеризуется получением информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
|
Анкетирование, интервью, беседа относятся к той группе методов которые в педагогике, психологии и социологии получили одно общее название "опрос". Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком - с их помощью исследователь получает информацию из словесных сообщений опрашиваемых (респондентов).
При использовании методов опроса необходимо предусмотреть два момента, которые позволят повысить их эффективность. К ним относятся: 1) хочет ли и будет ли опрашиваемый отвечать на поставленные вопросы; 2) может ли он ответить на них.
Педагогическое наблюдение
Данный метод характеризуется планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, наличием специфических приёмов регистрации наблюдаемых явлений (специальных протоколов, условных обозначений при записях и т.п.) и последующей проверкой результатов наблюдения.
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны физической культуры и спорта, которые можно фиксировать не нарушая при этом педагогического процесса. Объективность наблюдений может быть достигнута, если предметом изучения служит отчетливо видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя (или тренера) в ходе учебного или тренировочного процесса).
В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, наблюдения проводятся до урока, тренировки или соревнования, непосредственно во время занятий и в восстановительном периоде.
|
Перед тем как проводить наблюдения исследователь должен:
1) определить его задачи;
2) выявить для себя объекты наблюдения;
3) определить способ проведения наблюдения;
4) подобрать приемы фиксации полученных данных;
5) установить методы анализа собранного материала.
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
а) задачи обучения и воспитания;
б) методы обучения и спортивной тренировки;
в) средства физического воспитания, спортивной тренировки;
г) поведение занимающихся и тренера-преподавателя;
д) технические действия и отдельные элементы техники движений;
е) тактические действия;
ж) характер и величину тренировочной нагрузки;
з) количественную сторону педагогического процесса: число шагов бегуна, число шагов пловца;
и) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: дальность полета копья, длину разбега.
Для проведения наблюдения используются следующие способы:
1) протоколирование:
а) словесное описание;
б) графическая фиксация с использованием условных обозначений и систем изображения физических упражнений, например, графических рисунков;
в) стенографирование;
2) звукозапись;
3) фотографирование и видиосъемка.