Ь знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать. Одна буква изменяет смысл слова.





Конспект урока русского языка Кимарской Марии

Школа №32, 2/3 класс .Дата: 23.04.13 г.

Тема урока: «Разделительный Ь знак»

Методист: Зыль Алла Петровна

Учитель: Козлова Елена Владимировна

Цели урока:

- формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

-развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма;

-вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

-учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.

Ход урока:

Орг. момент:

-Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Внимательно, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

-Как у вас с настроением? Думаю, оно сохраниться у вас до конца дня.

-Нам нужно настроиться на активную и продуктивную работу на уроке.

Постановка учебной задачи:

-Ребята, чтобы понять какую тему мы сегодня будем изучать, вам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно:


Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Спереди пятачок, а сзади крючок. (Свинья.)

Весело журчат,

Друг с другом сливаются,

В реку превращаются. (Ручьи.)

 

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью.)

 

Стоят домики рядком.

Может, с ними ты знаком?

Пчелы там живут весь год

И хранят душистый мед. (Ульи.)

 

За селом в густом лесу

Встретишь зайца и лису.

На охоту дед идет.

Что же он с собой берет? (Ружье.)


Летом в шубах, а зимой голые. (Деревья.)

 

-У нас получился ряд слов (листья, свинья, ручьи, ульи, осенью, ружье, деревья)

-Ребята , что общего во всех этих словах? (мягкий знак)

Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

-А кто догадается, для чего он служит в этих словах? (для разделения согласных и гласных)

-Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?(Разделительный Ь знак)

- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Чему будем учиться?

-Сегодня мы отправляемся в путешествие в грамматическое пространство, в галактику разделительного мягкого знака. На уроке мы познакомимся с разделительным мягким знаком, узнаем какую « работу» выполняет разделительный мягкий знак, будем учиться писать слова с разделительным мягким знаком и правильно их произносить.

Открытие новых знаний:

Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

-Ребята, давайте к словам допишем Ь и объясним значение слов. (На слайде №3 первые слова, после записи вторых слов проверка (слайд № 4))

мел – мель (мелководное место в реке, водоеме)

стал(вставать)- сталь (твердый серебряный металл)

галка(птица с сине – черным оперением) – галька (мелкий, гладкий камень, округлой формы)

семя (зерно) – семья (близкие родственники)

полет (передвижение по воздуху) – польет (лить воду, полить цветы)

- Изменилось ли значение слов?

- Какой вывод можем сделать?

Ь знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать. Одна буква изменяет смысл слова.

 

Мягкий знак,

Мягкий знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться

Если будешь забывать мягкий знак в словах писать.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

-Ребята, давайте с вами откроем учебники и прочитаем задание под номером 135. Прочитаем эти два стихотворения.

-Есть ли среди слов, выделенных желтым цветом слова с приставкой? (сошьем)

-Где находиться разделительный знак в этом слове: сразу после приставки или в корне слова? (в корне слова)

-Какой знак ты напишешь в этом слове? (ь)

-А во всех остальных выделенных словах? (ь)

-Давайте прочитаем правило на странице 126 и запомним его.

-Первый вариант запишет первый текст, а второй вариант- второй.

Но перед тем как записывать, давайте объясним орфограммы в остальных словах.

Дети записывают стихотворения, потом происходит проверка.

-Давайте прочитаем стихотворение под номером 136.

-Почему стихотворение шуточное? Что показалось смешным?

-Перед тем как мы его запишем, давайте объясним написание.

Закрепление изученного материала:

-Открываем рабочие тетради на странице 49.

-Посмотрите на первое слово «ягода» и скажите, сколько в этом слове слогов?(3)

-Какой слог ударный? (первый слог)

-Какой безударный? Можно ли его проверить ударением?

(тоже самое со словом язык)

-Ребята, запишите эти слова.

-Прочитаем упражнение 65 и выполним его.

- А теперь проверим, какие проверочные слова вы записали? (пирог- пироги, с грибами- гриб, держи- держит)

-Прочитаем задание 66. Выполните его самостоятельно, а потом проверим.

( после проверки выписанных слов, поставить ударение в подчеркнутом слове «начала» )

Домашнее задание:

Подведение итогов:

- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

- В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

- Какие задания показались трудными?

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.

 

 





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.