Конспект урока русского языка Кимарской Марии
Школа №32, 2/3 класс.Дата: 23.04.13 г.
Тема урока: «Разделительный Ь знак»
Методист: Зыль Алла Петровна
Учитель: Козлова Елена Владимировна
Цели урока:
- формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
-развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма;
-вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
-учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
Ход урока:
Орг. момент:
-Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Внимательно, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?
-Как у вас с настроением? Думаю, оно сохраниться у вас до конца дня.
-Нам нужно настроиться на активную и продуктивную работу на уроке.
Постановка учебной задачи:
-Ребята, чтобы понять какую тему мы сегодня будем изучать, вам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно:
Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Спереди пятачок, а сзади крючок. (Свинья.)
Весело журчат,
Друг с другом сливаются,
В реку превращаются. (Ручьи.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью.)
Стоят домики рядком.
Может, с ними ты знаком?
Пчелы там живут весь год
И хранят душистый мед. (Ульи.)
За селом в густом лесу
Встретишь зайца и лису.
На охоту дед идет.
Что же он с собой берет? (Ружье.)
Летом в шубах, а зимой голые. (Деревья.)
-У нас получился ряд слов (листья, свинья, ручьи, ульи, осенью, ружье, деревья)
|
-Ребята, что общего во всех этих словах? (мягкий знак)
Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.
-А кто догадается, для чего он служит в этих словах? (для разделения согласных и гласных)
-Кто попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?(Разделительный Ь знак)
- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Чему будем учиться?
-Сегодня мы отправляемся в путешествие в грамматическое пространство, в галактику разделительного мягкого знака. На уроке мы познакомимся с разделительным мягким знаком, узнаем какую «работу» выполняет разделительный мягкий знак, будем учиться писать слова с разделительным мягким знаком и правильно их произносить.
Открытие новых знаний:
Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.
-Ребята, давайте к словам допишем Ь и объясним значение слов. (На слайде №3 первые слова, после записи вторых слов проверка (слайд № 4))
мел – мель (мелководное место в реке, водоеме)
стал (вставать)- сталь (твердый серебряный металл)
галка (птица с сине – черным оперением) – галька (мелкий, гладкий камень, округлой формы)
семя (зерно) – семья (близкие родственники)
полет (передвижение по воздуху) – польет (лить воду, полить цветы)
- Изменилось ли значение слов?
- Какой вывод можем сделать?
Ь знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать. Одна буква изменяет смысл слова.
|
Мягкий знак,
Мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться
Если будешь забывать мягкий знак в словах писать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Ребята, давайте с вами откроем учебники и прочитаем задание под номером 135. Прочитаем эти два стихотворения.
-Есть ли среди слов, выделенных желтым цветом слова с приставкой? (сошьем)
-Где находиться разделительный знак в этом слове: сразу после приставки или в корне слова? (в корне слова)
-Какой знак ты напишешь в этом слове? (ь)
-А во всех остальных выделенных словах? (ь)
-Давайте прочитаем правило на странице 126 и запомним его.
-Первый вариант запишет первый текст, а второй вариант- второй.
Но перед тем как записывать, давайте объясним орфограммы в остальных словах.
Дети записывают стихотворения, потом происходит проверка.
-Давайте прочитаем стихотворение под номером 136.
-Почему стихотворение шуточное? Что показалось смешным?
-Перед тем как мы его запишем, давайте объясним написание.
Закрепление изученного материала:
-Открываем рабочие тетради на странице 49.
-Посмотрите на первое слово «ягода» и скажите, сколько в этом слове слогов?(3)
-Какой слог ударный? (первый слог)
-Какой безударный? Можно ли его проверить ударением?
(тоже самое со словом язык)
-Ребята, запишите эти слова.
-Прочитаем упражнение 65 и выполним его.
- А теперь проверим, какие проверочные слова вы записали? (пиро г - пиро ги, с гр и бами- гр и б, д е ржи- д е ржит)
|
-Прочитаем задание 66. Выполните его самостоятельно, а потом проверим.
(после проверки выписанных слов, поставить ударение в подчеркнутом слове «начала»)
Домашнее задание:
Подведение итогов:
- С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?
- Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?
- В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?
- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
- Какие задания показались трудными?
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.