М. Мусоргский «Картинки с выставки». Оркестровка Мориса Равеля




Музыка 26.01.21

А класс

ТЕМА. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Слушание: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М.Равеля).

Разучивание и исполнение Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит».

Теоретический материал для самостоятельного изучения и слушания

Вспомни, что такое

ОРКЕСТР

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

ТЕМБР

ЛЕЙТМОТИВ

 

2) Прочитай материал урока

М. Мусоргский «Картинки с выставки». Оркестровка Мориса Равеля

Модест Мусоргский был, вероятно, наиболее самобытной фигурой среди творческого объединения композиторов. Н. А. Римский-Корсаков взял на себя труд завершить то, что Мусоргский из-за преждевременной смерти, не завершил сам. Выполняя эту благородную миссию, Римский-Корсаков исправлял его многочисленные «погрешности», «изъяны», и «недостатки». Но времена меняются, и сейчас мы по-новому воспринимаем характерные черты стиля и языка Мусоргского. Тем не менее, интересным феноменом Мусоргского явился – и является в наше время – тот факт, что некоторые его произведения представляют богатейший материал для композиторов последующих поколений в сфере экспериментов с новыми выразительными средствами, с новыми музыкальными возможностями. К числу таких произведений, для всевозможных обработок, относится гениальный фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки»..

Предварительно стоит лишь отметить, что на посмертной выставке картин рано умершего художника Виктора Гартмана (ему было всего 39 лет), друга М. Мусоргского, было только три из тех, сюжеты которых нашли воплощение в этом его произведении: «Балет невылупившихся птенцов» (эскиз костюмов), «Хижина Бабы-яги» (у Мусоргского: «Избушка на курьих ножках. Баба-яга») и «Богатырские ворота Киева» (у Мусоргского: «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»). Другие пьесы Мусоргского были основаны на рисунках, не экспонировавшихся на выставке, и находившихся в личном собрании Мусоргского.

Прежде чем подробнее охарактеризовать оркестровку М. Равеля, следует также отметить поразительный факт: к настоящему времени существует более 40 оркестровок и переложений «Картинок с выставки» для оркестра, разных сольных инструментов и ансамблей.

Фортепианная сюита Мусоргского написана столь красочно, полна великолепных контрастов – юмора, беззаботности и, наоборот, трагизма и величия, что просто взывает быть приспособленной для большого оркестра, использовать богатства его инструментальных красок. Многие композиторы сделали свою инструментовку. Первым, как известно, был русский композитор Михаил Тушмалов. Он сделал свою инструментовку (1888), но не всего цикла, а только семи пьес. В 1915 году «Картинки» оркестровал английский дирижер Генри Вуд.

Что касается М. Равеля, то его обращение к наследию М. Мусоргского произошло в 1922 году. На сей раз, его друг и знаток творчества Мусоргского Мишель Димитри Кальвокоресси привлек его внимание к мало известному тогда во Франции фортепианному циклу М. Мусоргского «Картинки с выставки». По обоюдному согласию с замечательным дирижером Сергеем Кусевицким, на исполнение которого Равель рассчитывал, он взял на себя труд сделать оркестровую версию этой фортепианной сюиты. Равель с увлечением принялся за интересную и сложную задачу. Премьера оркестровой версии, которой дирижировал Кусевицкий, состоялась в Париже 19 октября 1922 года. Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему ее исполнению оркестрами под управлением С. Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью мирового оркестрового репертуара. Любопытный факт: в том же – 1922 – году, когда была сделана оркестровка Равеля, совершенно независимо от Равеля и даже не зная, что он работает в этом направлении, свой вариант оркестровки этого произведения сделал Фунтек Лео, словенский композитор, живший в Финляндии. В его оркестровке «Картинки» впервые прозвучали в Хельсинки 14 декабря 1922 года.

В основу своей оркестровой версии М. Равель положил не оригинальную версию самого М. Мусоргского, а редакцию этого произведения, сделанную все тем же преданным другом композитора, Н. А. Римским-Корсаковым, и в которой это произведение впервые увидело свет

Состав оркестра Равеля в оркестровке «Картинок с выставки»: 3 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, альт-саксофон, 4 горна, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, колокольчики, колокола, треугольник, там-там, трещётка, кнут (ударный инструмент), тарелки, малый барабан, большой барабан, ксилофон, челеста 2 арфы и струнные.

Не отрицая замечательного искусства Равеля, некоторые музыканты отмечали излишнее богатство тембровых красок, несколько противоречащее острохарактерному пианизму Мусоргского. Другие, наоборот, считают, что оркестровка Равеля содержится в самой музыке Мусоргского. Как бы то ни было, концертная практика решила в пользу оркестровки Равеля, исполняемой ныне оркестрами всего мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: