Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом




Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Количество правильных ответов в заданиях 2, 4, 5, 7-12, 14, 16
не фиксируется и в экзаменационной работе может быть от двух до четырёх.

Правильное выполнение заданий 1, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме,
которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 2–8, 10, 11, 13–16 оценивается
2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду
со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (указание двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

 

№ задания Правильный ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Каждый из нас несёт в себе черты своего народа, представляет окружающим, обществу и миру характерные черты поведения, речь, традиции своего народа. Эти черты называются этническими. «Этнос» по-древнегречески — народ. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса относится общность территории проживания, языка, исторической судьбы. Огромное значение имеет также осознание людьми своей принадлежности к данному народу (этническое самосознание).

С древнейших времен человечество состоит из различных этносов.

Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.

Характерные особенности географической среды оказывают также определённое, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания.

Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.

Ученые спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико.

Ю. Бромлей, Р. Подольный

 
 
 

 

 


 
На какие стороны жизни народа, по мнению авторов текста, влияет природная среда? Укажите три стороны.

 

 


Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: В ответе должны быть указаны следующие стороны жизни народа:1) материальная культура;2) духовная культура;3) этническое самосознание.Данные стороны жизни народа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты,так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста  
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Даны правильные ответы на три вопроса  
Даны правильные ответы на два любых вопроса  
Дан правильный ответ на один любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «гуманизм».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Гуманизм — морально-этическая позиция утверждающая высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы, способность к развитию и самосовершенствованию.  
Указания по оцениванию 1) В качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6-11 классов из федерального перечня Минпросвещения России. Не засчитывается: − характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;в качестве сущностей характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2) Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указано не менее двух существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))  
Смысл понятия в целом объяснён, НО в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий. ИЛИ В ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу  
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла  
Максимальный балл  

 

 
Конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенных в тексте признака этноса. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В качестве иллюстрации данных в тексте признаков этноса могут быть приведены такие примеры:1) представители российского этноса расселяются на обширной территории Среднерусской равнины, Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. (общность территории);2) для всех народов, входящих в состав российского этноса, общим является русский язык (общность языка);3) только в ХХ веке население указанных территорий пережило войны, революции, коренные изменения социально-экономической и политической модели развития (общность исторической судьбы);4) говорят об особенностях сознания и мировосприятия россиян, им присуще чувство национального достоинства (этническое самосознание).Признаки этноса могут быть показаны на другом примере. Могут быть показаны на примере другие признаки этноса. Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействияожет быть названа другая причина.)  
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Правильно приведены три примера с указанием отрасли права для каждого из них  
Правильно приведены два-три примера с указанием отрасли права только для двух из них  
Правильно приведены один-три примера с указанием отрасли права только для одного из них  
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 


Известно, что у народов тропического пояса нет обрядовых праздников, связанных с сезонными циклами земледельческих работ. В то же время народы умеренных широт издревле отмечали начало весеннего сева, осенний праздник урожая и т. п. Чем это можно объяснить? ((Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое
предложение.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть следующие суждения: Могут быть приведены такие объяснения: Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение приведенного в задании факта, например: у народов тропического пояса, в отличие от тех, кто проживает в умеренном климате, нет смены сезонов. Это отразилось в праздничных обрядах.Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта. 2) Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)  
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Приведены три суждения (в соответствии с требованием задания)  
Приведены только два суждения (в соответствии с требованием задания)  
Приведено только одно суждение (в соответствии с требованием задания)  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке оптическом рынке по производству очков в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D 1. (На графике P  — цена товара; Q  — количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если будет закрыта часть предприятий, производящих товары оптики, при прочих равных условиях? (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась. 2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z многие стали отдавать предпочтение в пользу ношения линз. (Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.) Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания. Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения). 3) ответ на третий вопрос: если часть предприятий, производящих очки, будет закрыта, предложение сократится, а равновесная цена возрастет. (Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.) Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках    
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Даны правильные ответы на три вопроса  
Даны правильные ответы только на два любых вопроса  
Дан правильный ответ только на один любой вопрос  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 
Предприниматель, работающий в сфере производств кондитерских изделий, решил расширить производство в связи приближением нового года. В краткосрочной перспективе были рассчитаны издержки: закупка сырья, транспортные расходы, упаковка, и др.

Как называется этот вид издержек?

Какие еще издержки этого вида можно назвать?

Что нужно предпринять для интенсификации производства?

Назовите внутренние источники финансирования производства.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должны содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: переменные издержки 2) ответ на второй вопрос: затраты на электроэнергию, заработная плата работникам,; 3) ответ на третий вопрос: повышение квалификации работников, модернизация; 4) ответ на четвёртый вопрос, например: нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления.   (Могут быть приведены другие характеристики. Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более характеристик.) Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа  
Указания по оцениванию 1) Ответы на вопросы засчитываются только при наличии однозначного указания заданного типа, вида, признака и т.п. Если в ответе на вопрос указано несколько типов, видов, признаков и т.д., то такой ответ не засчитывается в качестве правильного. 2) Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Правильно даны ответы на четыре вопроса  
Правильно даны ответы только на три любых вопроса  
Правильно даны ответы только на два любых вопроса  
Правильно дан ответ только на один любой вопрос  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 
Конституция Российской Федерации проявление формы прямой демократии в РФ

На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этого положения.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как
распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены такие подтверждения: 1) в Конституции Российской Федерации закрепляется Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 2)) в Конституции Российской Федерации закрепляется, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. 3) в Конституции Российской Федерации закрепляется, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!  
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
На основе Конституции Российской Федерации приведены три подтверждения (в соответствии с требованием задания)  
На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения (в соответствии с требованием задания)  
На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение (в соответствии с требованием задания)  
Ни одно подтверждение не сформулировано на основе Конституции Российской Федерации ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие сделки в РФ ».

Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; − наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; − количество подпунктов каждого пункта; − корректность формулировок пунктов плана  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы   1. Понятие сделки; 2. Форма сделки: а) устная; б) письменная; в) конклюдентная и др.; 3. Условия действительности сделок: а) в соответствии с законом; б) соблюдение формы сделки; в) дееспособность участников; г) соответствие воле сторон;   4. Виды недействительных сделок: а) оспоримая сделка; б) ничтожная;   5. Договор, как разновидность сделки. 6. Порядок разрешения экономических споров в РФ.    
Наличие любых двух из пунктов плана №2, 3 и 4 в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу  

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 1. Раскрытие темы по существу  
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта  
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта  
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта  
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)  
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла
24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана  
  Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей  
  Все иные ситуации  
  Максимальный балл  

 
Обоснуйте необходимость существования арбитражных судов на территории РФ (в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какой досудебный порядок урегулирования экономических споров действует на территории РФ? (Назовите любые три.) Для каждого из них приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных вида операций.)

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должны содержать следующие элементы: 1) обоснование; 2) ответ на вопрос; (Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх партий.) 3) три примера, иллюстрирующих реализацию различных функций. Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)  
Указания по оцениванию Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы / позиции, содержащие неточности / ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;если такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям  
Правильно даны обоснование и ответ на вопрос, приведены три примера (всего пять элементов ответа)  
Правильно приведены только четыре любых элемента ответа  
Правильно приведены только три любых элемента ответа  
Правильно приведены только два любых элемента ответа  
Правильно приведён только один любой элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952).

«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>

В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения:

1. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами, составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 17–23, 25. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания (из заданий 17–23, 25), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.

2. Расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за ответ на задание 24 по двум критериям (24.1 и 24.2), составляет 2 балла или более. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям оценивания ответов на задание 24.

3. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 17–25 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: