Методические указания к выполнению
Внеаудиторной самостоятельной работы №8
Тема: 2.2 Неметаллы и их соединения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Основные источники:
1. Учебно-методическое пособие по химии для студентов 1 курса, глава 2.2
2. Габриелян О.С. Химия: учебник для 11 кл. - М. ДРОФА, 2018, гл.7, с.265-321
Интернет-ресурсы:
1. Образовательный ресурс по химии «Алхимик» https://www.alhimik.ru/
2. Видео уроки по химии URL https://www.videouroki. net/filecom.php? fileid=98665112
Требования к оформлению работы: (см. Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы)
Студент должен знать:
- знать особенности строения атомов неметаллов;
- знать физические свойства простых веществ неметаллов: водорода, хлора, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния (основные аллотропические модификации);
- знать химические свойства неметаллов водорода, хлора, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода и кремния;
- знать состав и свойства основных соединений неметаллов (оксидов, водородных соединений, гидроксидов, солей);
- знать в каком виде встречаются эти неметаллы в природе;
- знать способы получения этих неметаллов из их соединений
Студент должен уметь:
- записывать электронные формулы для элементов H, Cl, O, S, N, P, C, Si и объяснять особенности их строения;
- правильно объяснять общие свойства и образование ковалентной связи и молекулярной решетки (атомная как исключение);
- уметь составлять формулы соединений неметаллов с металлами, кислородом и водородом и химические реакции в которых эти соединения образуются, объяснять их с точки зрения ОВР;
- уметь составлять формулы соединений неметаллов и химические реакции в которые вступают их оксиды и гидроксиды, объяснять их с точки зрения ТЭД;
|
- уметь записывать формулы и называть основные соединения неметаллов;
- записывать химические уравнения реакций, с помощью которых можно получать неметаллы из природных соединений.
Виды самостоятельной работы студентов:
1. Выполнение упражнений
2. Решение расчетных и экспериментальных задач.
3. Написание реферативных сообщений
Вопросы и содержание материала для самостоятельного изучения,
алгоритм выполнения самостоятельной работы:
Выполнение упражнений, решение задач.
I часть. Галогены. Хлор
Упр.№1. Напишите уравнения взаимодействия хлора со следующими веществами: калий, железо, водород, сера, вода. Поставьте степени окисления элементов. Какие свойства: окислителя или восстановителя проявляет хлор в этих реакциях? Сделайте вывод о химической активности и окислительных свойствах хлора.
Упр.№2. Напишите уравнения взаимодействия раствора соляной кислоты со следующими веществами: оксид железа (II), гидроксид кальция, цинк. Какая из этих реакций относится к ОВР? Определите в ней окислитель и восстановитель. Какая из реакций относится к реакциям нейтрализации? Запишите ионные уравнения для нее
Упр.№3. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? Запишите уравнения этих реакций. Назовите эти вещества.
NaCl → Cl2 → HCl → AlCl3 → BaCl2
Упр.№4. Какой из галогенов хлор или бром проявляет более высокую окислительную способность и почему? Подтвердите это уравнением реакции.
Упр. №5. Запишите уравнение реакции фтора а) с цинком, б) с водородом. Поставьте степени окисления и определите какую роль в этих реакциях выполняет фтор. Возможны ли для фтора положительные степени окисления? Почему?
|
Упр.№5. В каком виде встречаются галогены в природе? Почему? Назовите самое распространенное соединение хлора.
Упр.№ 6. Опишите физические свойства самого важного соединения хлора, запишите его формулу. Для чего используют это соединение? Напишите уравнение получения этого соединения из простых веществ.
Упр. №7. Как распознать соляную кислоту и ее соли среди других растворов? Приведите примеры. Запишите соответствующее сокращенное ионное уравнение.
Упр. №8. Какие кислородсодержащие соединения хлора используют в медицине? Для чего?
II часть Кислород и сера
Упр.№1. Опишите физические свойства кислорода. Напишите уравнения взаимодействия кислорода со следующими веществами: барий, водород. Какие свойства: окислителя или восстановителя проявляет кислород в этих реакциях? Можно ли назвать кислород типичным неметаллом?
Упр.№2. Напишите уравнения взаимодействия раствора серной кислоты со следующими веществами: оксид железа (III), гидроксид калия, цинк. Какая из этих реакций относится к ОВР? Определите в ней окислитель и восстановитель. Какая из реакций относится к реакциям нейтрализации? Запишите ионные уравнения для нее.
Упр.№3. Назовите эти вещества. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения? Запишите уравнения этих реакций.
А) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 → BaSO4
Б) S →PbS → SO2 → H2SO3→ K2SO3 →K2SO4
B) S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → SO2
|
Упр. №4. Дайте сравнительную характеристику строения и свойств простых веществ, образованных Оксигеном. Сделайте вывод: в чем причина сходства и различия между этими веществами?
Упр.№5. Как определить в растворах серную кислоту и ее соли? Запишите соответствующие уравнения в молекулярном и ионном виде.
Упр. №6. Как серная кислота взаимодействует с металлами? Почему? Запишите уравнения возможных реакций. Почему не все реакции возможны?
а) раствор серной кислоты с магнием;
б) раствор серной кислоты с ртутью;
в) концентрированная серная кислота с серебром;
г) концентрированная серная кислота с цинком.
Обозначьте в уравнениях степени окисления элементов, определите окислитель и восстановитель.
Упр. №7. В каких соединениях сера проявляет отрицательную степень окисления? Запишите формулы таких соединений, назовите их. Встречаются ли они в природе?
Упр. №8. В водороде сожгли 6,4 г серы. Растворили полученное соединение в избытке гидроксида натрия. Определите массу полученной соли.