Ваши пожелания участникам сообщества ОСВ в РФ?




Светлана Анатольевна,

Заканчивающийся 2019/20 уч. год стал очень сложным для всей системы образования в Российской Федерации. Естественно, особенности его второй половины не могли не сказаться и на преподавании образовательного семьеведения.

Что вы видите в качестве итога этого необычного опыта? Как это сказалось на вашей образовательно-семьеведческой образовательной практике?

Хотелось бы начать с того, что семьеведение в г. Нижнекамске представляет собой уроки, проходящие в элективной, в кружковой формах или мероприятия внеурочной деятельности. Работаем мы по программе профессора, доктора социологических наук Л.В. Карцевой. В нашей школе семьеведение ведется во всех классах в рамках классных часов. Для десятиклассников, с которыми работаю я, организован кружок, раз в неделю на полтора часа мы собираемся после уроков на занятия по семьеведению.

С началом дистанционного обучения перед нами стали вопросы о том, в какой форме продолжить работу, чтобы сохранить контингент обучающихся. Классные часы и кружки были сохранены. В условиях перехода на дистанционное обучение занятия по семьеведению были продолжены в онлайн-формате с использованием платформы Zoom. В качестве основного итога этого необычного опыта могу назвать то, что каждый такой урок фактический был открытым и проходил с участием родителей в качестве зрителей или слушателей, что возможно изменило взгляд некоторых родителей в поддержку семьеведения, необходимость проведения таких занятий в школе. Интересным стало то, что в этот непростой период родители активно включились в совместную с детьми работу по подготовке проектов, конкурсных работ ко Дню Победы, к Международному дню семьи. Для себя как учителя увидела не столько технические сложности, сколько психологические. В воспитании детей нужен не столько великий ум, сколько требуется большое сердце, способность к общению, а учителю семьеведения особенно. Чтобы установить контакт с учениками самой обычной школы, а тем более с учащимися старших классов в такой тонкой области, как внутрисемейные отношения, нужны немалые усилия. А потому со старшеклассниками на занятиях по семьеведению нужно говорить обо всем — и, конечно, о них самих. Уроки семьеведения — это разговор по душам, а в формате дистанта такой разговор построить непросто. Непростым делом оказалось привлечь десятиклассников к обсуждению семьеведческих вопросов, приходилось менять формат и структуру занятий, давать возможность высказать свое мнения в письменном виде. Каждое занятие требует не только знаний, но и некоторой смелости, поскольку, ни один из вопросов, которые мы поднимаем, в таком ключе не рассматривается в школе, ни в каких других уроках, ни в каких иных предметах. И еще одна сложность дистанционных занятий заключается в ограниченности по времени, так как мы обязаны соблюдать нормы по работе детей с компьютером и другими электронными ресурсами.

Для меня это неоценимый опыт, из которого я вынесла главный вывод — для учителей нет ничего невозможного, было бы желание, можно придумать новые формы занятий, использовать образовательные площадки и т.п. Но, все-таки, работа в формате только дистанционного обучения по семьеведению не даст тех результатов, на которые мы рассчитываем, для этого необходим личный контакт учителя, ребенка и родителей.

 

Можно ли говорить о провале, неудаче года в отношении преподавания семьеведения? Или нет оснований для пессимизма?

Считаю, что уже проведение занятий по семьеведению в наших школах — это победа! А делать выводы только по двум последнем месяцам о результатах работы за год вообще нельзя.

«Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью». Эти слова советского педагога-новатора В.А. Сухомлинского произнесены им в 70-е годы ХХ столетия. Но прошло около сорока лет, прежде чем такой предмет появился в школах Республики Татарстан. Сегодня у нас есть возможность, опираясь на курс «Семьеведение», воспитать новое поколение с традиционными семейными ценностями, которое смогло бы взять на себя ответственность за семью и детей. Разве есть повод для пессимизма? Только оптимизм и вера в наши возможности помогает лично мне уже седьмой год преподавать уроки семьеведения.

 

Какие выводы вы готовы сделать? Есть ли мысли о формах преподавания, страхующих такие экстраординарные обстоятельства для преподавания какие были в этом учебном году?

За годы работы сложилась система, появились традиции в организации образовательной деятельности старшеклассников на уроках семьеведения. В данных экстраординарных обстоятельствах пришлось вносить изменения в уже привычный формат занятий. Традиционной формой работы в нашей школе является защита проектов всеми десятиклассниками, обучавшимися по курсу «Семьеведение». На последних занятиях в апреле и мае десятиклассники готовят итоговые проекты с различными темами и разной формы. Это игровые-ролевые, творческие, издательские, исследовательские проекты. Пришлось менять формат защиты проектов, некоторые формы проектов были ребятами изменены. Например, инсценировки, театральные зарисовки показать оказалось невозможным. Защита проектов прошла в Zoom. Я как преподаватель семьеведения веду онлайн-факультатив в электронном образовании Республики Татарстан, где публикую презентации, ссылки на интересные материалы по семьеведению.

Особенностью нижнекамской модели реализации курса «Семьеведение» является тесное сотрудничество со службой ЗАГС. В течение шести лет по понедельникам в здании отдела ЗАГС проводятся для учащихся выездные уроки семьеведения. Сотрудничество с ним для нас является еще одной важной формой организации образовательной деятельности старшеклассников на уроках семьеведения. К сожалению, на время дистанционного обучения прекратились еженедельные занятия по семьеведению в Нижнекамском ЗАГСе, хотя эта инновационная форма занятий Нижнекамского муниципального района реализуется с 2014 года. В ЗАГС в конце учебного года по итогам изученного курса уже традиционным стало проведение муниципальной игры брейн-ринг по семьеведению «Мой взгляд на современную семью», традиционно он проходит 15 мая в Международный день семьи. Вместе с десятиклассниками участниками команд становятся их родители. В этом году брейн-ринг перенесли на сентябрь.

В онлайн-формате в г. Нижнекамске был реализован муниципальный проект «Всей семьей дома». Были проведены конкурсы видеороликов «Один день, когда все вместе», конкурс семейных фотографий «Сидим дома не скучая», конкурс рисунков «Всей семьей дома». Наши ребята приняли в них активное участие. Особенно трогательными в этом году были акции, посвященные 75-летию Великой Победы, в которых действительно многие принимали участие семьями.

В ходе реализации программы «Семьеведение» используются разнообразные формы и методы, основное, что их объединяет, это непосредственное участие детей в работе по программе, воспитание личности с основополагающими семейными и брачными ценностями.

 

Есть ли какие-то новые идеи или планы на следующий учебный год?

Сегодняшняя ситуация заставляет внести корректировки в планы на будущий год. Одно останется неизменным — это уроки семьеведения, которые мы при любых обстоятельствах будем продолжать вести. Нам однозначно предстоит продумать формы дистанционной работы. Я задумываюсь над необходимостью создать личный сайт — только по семьеведению. Предстоит также продумать возможность проведения онлайн-уроков из Нижнекамского ЗАГС.

Как учитель семьеведения считаю, что было бы очень хорошо, если бы в России появилась единая образовательная платформа по семьеведению в формате РЭШ (Российской электронной школы), участниками которой были бы как дети, так и их родители.

 

Ваши пожелания участникам сообщества ОСВ в РФ?

Уникальность предмета «Семьеведения» состоит в том, чтобы просто говорить на сложные, порой личные темы. Поэтому, на наш взгляд, учителем семьеведения не может быть равнодушный человек, формально относящийся к делу, так как воспитание школьника с традиционными семейными ценностями и идеалами — ответственная миссия. Я желаю нам с вами, коллеги-семьеведы, чтобы никакие обстоятельства не помешали нам выполнить эту миссию. Всем крепкого здоровья, неиссякаемых творческих сил, вдохновения. Говорят, любовь — это двигатель семейного счастья, пусть в ваших семьях этот двигатель будет вечным!

Гурьянова Светлана Анатольевна,

заместитель директора по учебной работе, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, преподаватель семьеведения с 2013 г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучение отдельных предметов» г. Нижнекамск, Республика Татарстан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: