Педагогическая целесообразность проектной технологии




МОБУ гимназия №6 г. Сочи

Программа

Проектной деятельности

Младших школьников

По научно – познавательному направлению

«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»

\

Рабочая группа по составлению программы:

Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6

Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6

Сочи

Г.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 135 часов:

 

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

 

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

 

· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

 

· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

 

· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

 

 

Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Психолого-педагогические принципы

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

 

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

 

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Педагогическая целесообразность проектной технологии

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

 

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

· развитие творческой исследовательской активности;

· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

 

Содержание программы представлено следующими модулями:

«Развитие познавательной сферы» (32 ч)

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

 

«Формирование исследовательских умений» (37 ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

 

· «Исследовательская практика» (48ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

 

«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

 

Содержание программы

Класс

(33 часа)

 

  N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
9 ч 8 ч 11 ч 4 ч
1. Светофор мысли: включаем внимание! 1 ч Что такое исследование и кто такие исследователи? 1 ч «Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно) 1 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Светофор мысли: включаем память! 1 ч Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.) 1 ч «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2 ч
3. Светофор мысли: включаем логику! 1 ч Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. 1ч «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) 1 ч
4. Светофор мысли: включаем воображение! 1 ч Хочу всё знать! (Учимся определять тему исследования, проекта) 1 ч «Книжка – малышка» (инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). 1 ч  
5. Светофор мысли: пространственные представления. 1 ч «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) 1 ч "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) 1 ч
6. Светофор мысли: учимся наблюдать. 1 ч Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) 1 ч «Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) 1 ч
7. Секрет порядка. 1 ч Любопытные опыты. 1 ч Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект) 1 ч
8. Учимся сравнивать. 1 ч «Нескучная школа» Учимся работать в группе. 1 ч «Снежинка» (групповой проект) 1 ч
9. Я – изобретатель. 1 ч «Сколько весит школьный рюкзак» (инд. или гр. Проекты) 2 ч

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

Обучающийся будет знать:

· основы проведения исследовательской работы;

· что такое мини – проект и творческий проект;

· методы исследования: наблюдение, опыт;

· способы поиска необходимой для исследования информации;

· правила сотрудничества в процессе исследования;

· основные логические операции, их отличительные особенности;

· правила успешной презентации работы.

 

Обучающийся будет уметь:

 

· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

· подбирать материал, необходимый для исследования;

· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

 

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 

Класс

Часа

 

  N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
8 ч 10 ч 12 ч 4 ч
1. «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч Учимся определять направления темы. 1 ч «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.    
2. Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч  
3. Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч Учимся анализировать и обобщать. 1 ч «Праздники моей семьи» (инд. проекты) 1 ч
4. «Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч Виды оформления проектов. 1 ч «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч
5. Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч Что такое эксперимент?   1 ч   «Корабли» (инд. и групповые проекты) 2 ч
6. Рисование в масштабе. (графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой) 1 ч Секреты знакомых предметов. (практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч
7. Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). 1 ч Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч «Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) 2 ч
8. «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) 1 ч «Инопланетяне» (инд. проект.) 1 ч
9.   Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч  

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать:

· основные особенности проведения исследовательской работы;

· что такое информационный проект и практико – ориентирован-

ный проект;

· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления

проектов;

· правила осуществления самоконтроля;

· правила успешной презентации работы.

 

Обучающийся будет уметь:

 

· выбирать пути решения задачи исследования;

· классифицировать предметы, явления и события;

· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

· осуществлять сотрудничество со взрослыми;

· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 

 

Класс

Часа

 

  N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
7 ч 10 ч 13 ч 4 ч
1. Тайны памяти. 1 ч Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.    
2. Как улучшить свою память? 1 ч Анкетирование как метод исследования. 1 ч «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч
3. Конкурс математических развлечений. 1 ч Компьютер – друг и помощник. 1 ч «Кругосветные путешествия» (инд. проекты) 1 ч
4. Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч «Гнездо мыши - малютки» (инд. проекты) 2 ч
5. Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч
6. Что значит умение договариваться? 1 ч «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч «Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект) 2 ч
7. Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) 1 ч «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч
8.   Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч «Вредные звуки» (инд. проект) 1 ч
9.

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.

Обучающийся будет знать:

· основные особенности проведения исследовательской работы;

· метод исследования: анкетирование, моделирование;

· основы работы с компьютером;

· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-

щих;

· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических

процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;

 

Обучающийся будет уметь:

 

· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 

 

Класс

Часа

 

  N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
8 ч 9 ч 12 ч 5 ч
1. Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы)    
2. Что такое импровизация? 1 ч Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч «Как считали на Руси» (инд. или парн. проекты) 2 ч
3. Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1 ч Правила оформления реферата. 1 ч «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч
4. Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) 1 ч Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч «Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч
5. Учимся давать описание объекту наблюдения. 1 ч Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч «Мой учебник» (инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)). 1 ч
6. «Учись учиться!» 1 ч «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч     Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» 1 ч
7. Математика вокруг нас. 1 ч Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч «Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы» 1 ч
8. Самостоятельный выбор темы проекта. 1 ч Способы хранения информации. 1 ч Самостоятельная работа над проектами. 1 ч
9.   Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование). 1 ч Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать:

· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

· способы хранения информации;

· основы создания вёб - сайта;

· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный

проект;

· что такое учебное сотрудничество;

· способы преодоления трудностей в реализации проектов;

 

Обучающийся будет уметь:

 

· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

· выбирать пути решения задачи исследования;

· составлять план действий совместного коллективного исследования;

· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

· школьная научно – практическая конференция;

 

 

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные исследовательские информационные кооперативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные экспериментальные рефлексивные презентационные
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 

В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: