МОБУ гимназия №6 г. Сочи
Программа
Проектной деятельности
Младших школьников
По научно – познавательному направлению
«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»
\
Рабочая группа по составлению программы:
Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6
Сочи
Г.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
|
· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
|
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
|
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
· развитие творческой исследовательской активности;
· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Содержание программы представлено следующими модулями:
«Развитие познавательной сферы» (32 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.
«Формирование исследовательских умений» (37 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
· «Исследовательская практика» (48ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Содержание программы
Класс
(33 часа)
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
9 ч | 8 ч | 11 ч | 4 ч | |
1. | Светофор мысли: включаем внимание! 1 ч | Что такое исследование и кто такие исследователи? 1 ч | «Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Светофор мысли: включаем память! 1 ч | Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.) 1 ч | «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2 ч | |
3. | Светофор мысли: включаем логику! 1 ч | Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. 1ч | «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) 1 ч | |
4. | Светофор мысли: включаем воображение! 1 ч | Хочу всё знать! (Учимся определять тему исследования, проекта) 1 ч | «Книжка – малышка» (инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). 1 ч | |
5. | Светофор мысли: пространственные представления. 1 ч | «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) 1 ч | "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) 1 ч | |
6. | Светофор мысли: учимся наблюдать. 1 ч | Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) 1 ч | «Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) 1 ч | |
7. | Секрет порядка. 1 ч | Любопытные опыты. 1 ч | Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект) 1 ч | |
8. | Учимся сравнивать. 1 ч | «Нескучная школа» Учимся работать в группе. 1 ч | «Снежинка» (групповой проект) 1 ч | |
9. | Я – изобретатель. 1 ч | «Сколько весит школьный рюкзак» (инд. или гр. Проекты) 2 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать:
· основы проведения исследовательской работы;
· что такое мини – проект и творческий проект;
· методы исследования: наблюдение, опыт;
· способы поиска необходимой для исследования информации;
· правила сотрудничества в процессе исследования;
· основные логические операции, их отличительные особенности;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
· подбирать материал, необходимый для исследования;
· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 10 ч | 12 ч | 4 ч | |
1. | «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч | Учимся определять направления темы. 1 ч | «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч | Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч | «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч | |
3. | Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч | Учимся анализировать и обобщать. 1 ч | «Праздники моей семьи» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | «Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч | Виды оформления проектов. 1 ч | «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч | |
5. | Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч | Что такое эксперимент? 1 ч | «Корабли» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
6. | Рисование в масштабе. (графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) 1 ч | Секреты знакомых предметов. (практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч | «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч | |
7. | Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). 1 ч | Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч | «Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
8. | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч | Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) 1 ч | «Инопланетяне» (инд. проект.) 1 ч | |
9. | Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· что такое информационный проект и практико – ориентирован-
ный проект;
· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
· правила осуществления самоконтроля;
· правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
· выбирать пути решения задачи исследования;
· классифицировать предметы, явления и события;
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
7 ч | 10 ч | 13 ч | 4 ч | |
1. | Тайны памяти. 1 ч | Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч | «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. |
2. | Как улучшить свою память? 1 ч | Анкетирование как метод исследования. 1 ч | «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч | |
3. | Конкурс математических развлечений. 1 ч | Компьютер – друг и помощник. 1 ч | «Кругосветные путешествия» (инд. проекты) 1 ч | |
4. | Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч | «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч | «Гнездо мыши - малютки» (инд. проекты) 2 ч | |
5. | Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч | Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч | «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
6. | Что значит умение договариваться? 1 ч | «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч | «Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект) 2 ч | |
7. | Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч | Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) 1 ч | «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч | |
8. | Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч | «Вредные звуки» (инд. проект) 1 ч | ||
9. |
Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности проведения исследовательской работы;
· метод исследования: анкетирование, моделирование;
· основы работы с компьютером;
· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-
щих;
· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических
процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;
Обучающийся будет уметь:
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
Класс
Часа
N|N | МОДУЛИ | |||
«Развитие познавательной сферы» | «Формирование исследовательских умений» | «Исследовательская практика» | «Защита проектов исследовательской работы» | |
8 ч | 9 ч | 12 ч | 5 ч | |
1. | Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч | Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч | «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч | В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы) |
2. | Что такое импровизация? 1 ч | Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч | «Как считали на Руси» (инд. или парн. проекты) 2 ч | |
3. | Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1 ч | Правила оформления реферата. 1 ч | «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч | |
4. | Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) 1 ч | Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч | «Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч | |
5. | Учимся давать описание объекту наблюдения. 1 ч | Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч | «Мой учебник» (инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)). 1 ч | |
6. | «Учись учиться!» 1 ч | «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч | Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» 1 ч | |
7. | Математика вокруг нас. 1 ч | Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч | «Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы» 1 ч | |
8. | Самостоятельный выбор темы проекта. 1 ч | Способы хранения информации. 1 ч | Самостоятельная работа над проектами. 1 ч | |
9. | Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование). 1 ч | Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч |
Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.
Обучающийся будет знать:
· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;
· способы хранения информации;
· основы создания вёб - сайта;
· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный
проект;
· что такое учебное сотрудничество;
· способы преодоления трудностей в реализации проектов;
Обучающийся будет уметь:
· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;
· выбирать пути решения задачи исследования;
· составлять план действий совместного коллективного исследования;
· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
· выставки творческих работ учащихся;
· мини – конференции по защите исследовательских проектов;
· школьная научно – практическая конференция;
В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.