Теоретические сведения
Звезда — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза.
Физические характеристики звезд
Звезды представляются нам светящимися точками. Одни из них видны лучше, другие едва различимы невооруженным глазом, третьи видны только в телескоп. Единственной характеристикой звезды, которую можно измерить, является освещенность, создаваемая звездой на земной поверхности.
где E – освещенность, L – светимость, R – расстояние до звезды.
Зная освещенность и расстояние до звезды, можно определить ее светимость, одну из основных ее характеристик. Светимости звезд лежат в очень широких пределах. У большинства звезд светимость меньше солнечной (у самых маломощных в миллион раз), а у белых или голубых сверхгигантов в десятки тысяч раз больше.
Согласно закону Стефана-Больцмана,
Энергия, излучаемая поверхностью нагретого тела, пропорциональна четвертой степени температуры.
W – энергия, излучаемая поверхностью в 1 м2 за 1 с,
σ = 5,67·10-8 Вт/(м2·К4) – постоянная Стефана-Больцмана,
T – температура поверхности.
Вся поверхность звезды равна 4πR2, поэтому светимость звезды определяется выражением
L = 4πR2·σT4
Зная светимость и температуру, можно определить радиус звезды. С помощью самых мощных телескопов и специальных наблюдений удалось получить изображения дисков звезд, которые совпали с вычисленными по формуле светимости.
Внимательный наблюдатель заметит, что звезды имеют разный цвет. Цвет звезды определяется ее температурой, что следует из закона Вина
|
Длина волны максимума излучения обратно пропорциональна абсолютной температуре излучающего тела
Положение максимума излучения определяет цвет звезды.
Спектральные классы — классификация звёзд по спектру излучения, в первую очередь, по температуре фотосферы. Различия в спектрах звезд обусловливаются различием физических свойств их атмосфер, в основном, температуры и давления (определяющих степень ионизации атомов).
Солнце относится к спектральному классу G, имеет температуру поверхности фотосферы 5700 К.
Вскоре после открытия спектрального анализа ученые смогли определить и истинный химический состав звезд. Он оказался удивительно одинаковым. Во всех звездах преобладающими элементами по массе являются водород (около 65%) и гелий (около 35%). На долю всех остальных элементов приходится не более 1% массы звезды.
Химический состав зависит и от возраста. В самых старых звездах количество тяжелых (тяжелее гелия) элементов не превышает 0,1%, в самых молодых доходит до 4%. Это очень важно для теории эволюции звезд, галактик и Вселенной.
Массы звезд лежат в очень узких пределах. Если светимости могут быть 10-4Lʘ < L< 104Lʘ, радиусы от 0,01Rʘ до 3·103Rʘ, то массы всего от 0,02 Mʘ до 100 Mʘ. Тело меньшей массы уже не является звездой, а большей не может существовать и уже при возникновении либо сбросит избыточную массу, либо распадется на несколько.
Сопоставление масс, радиусов и светимостей показывает, что между ними есть связь.
Соотношение масса – светимость – уравнение, показывающее зависимость этих величин для звезд главной последовательности.
|
a = 3,5 для звезд главной последовательности с массами 2Мʘ < M< 20Mʘ. Не применима к красным гигантам и белым карликам.
Чем больше масса звезды на главной последовательности, тем больше ее радиус и светимость и выше эффективная температура. По этой причине звезды ранних спектральных классов (О, B, A, F) лежат левее Солнца на диаграмме Герцшпрунга-Рессела (цвет-светимость), так как цвет (спектральный класс) звезды определяется ее эффективной температурой.
R~Mα
где 0 < α < 1, для звезд главной последовательности α = 0,75.
Задание на дом:
Проработать теорию по презентации и теоретическим сведениям. Записать в тетрадь конспект
Фото работ прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru
Уровни учебных достижений | Оценка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д. | |
Начальный | Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя. | |
Средний | Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет астрономические явления, различает буквенные обозначения отдельных астрономических величин, знает единицы измерения отдельных астрономических величин и формулы из темы, которая изучается. | |
Достаточный | Ученик (ученица) может объяснять астрономические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя. | |
Высокий | Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует астрономическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа. |
|