Физические характеристики звезд




Теоретические сведения

Звезда — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза.

Физические характеристики звезд

Звезды представляются нам светящимися точками. Одни из них видны лучше, другие едва различимы невооруженным глазом, третьи видны только в телескоп. Единственной характеристикой звезды, которую можно измерить, является освещенность, создаваемая звездой на земной поверхности.

где E – освещенность, L – светимость, R – расстояние до звезды.

Зная освещенность и расстояние до звезды, можно определить ее светимость, одну из основных ее характеристик. Светимости звезд лежат в очень широких пределах. У большинства звезд светимость меньше солнечной (у самых маломощных в миллион раз), а у белых или голубых сверхгигантов в десятки тысяч раз больше.

Согласно закону Стефана-Больцмана,

Энергия, излучаемая поверхностью нагретого тела, пропорциональна четвертой степени температуры.

 

 

W – энергия, излучаемая поверхностью в 1 м2 за 1 с,

σ = 5,67·10-8 Вт/(м2·К4) – постоянная Стефана-Больцмана,

T – температура поверхности.

Вся поверхность звезды равна 4πR2, поэтому светимость звезды определяется выражением

L = 4πR2·σT4

Зная светимость и температуру, можно определить радиус звезды. С помощью самых мощных телескопов и специальных наблюдений удалось получить изображения дисков звезд, которые совпали с вычисленными по формуле светимости.

Внимательный наблюдатель заметит, что звезды имеют разный цвет. Цвет звезды определяется ее температурой, что следует из закона Вина

Длина волны максимума излучения обратно пропорциональна абсолютной температуре излучающего тела

Положение максимума излучения определяет цвет звезды.

Спектральные классы — классификация звёзд по спектру излучения, в первую очередь, по температуре фотосферы. Различия в спектрах звезд обусловливаются различием физических свойств их атмосфер, в основном, температуры и давления (определяющих степень ионизации атомов).

Солнце относится к спектральному классу G, имеет температуру поверхности фотосферы 5700 К.

 

Вскоре после открытия спектрального анализа ученые смогли определить и истинный химический состав звезд. Он оказался удивительно одинаковым. Во всех звездах преобладающими элементами по массе являются водород (около 65%) и гелий (около 35%). На долю всех остальных элементов приходится не более 1% массы звезды.

Химический состав зависит и от возраста. В самых старых звездах количество тяжелых (тяжелее гелия) элементов не превышает 0,1%, в самых молодых доходит до 4%. Это очень важно для теории эволюции звезд, галактик и Вселенной.

Массы звезд лежат в очень узких пределах. Если светимости могут быть 10-4Lʘ < L< 104Lʘ, радиусы от 0,01Rʘ до 3·103Rʘ, то массы всего от 0,02 Mʘ до 100 Mʘ. Тело меньшей массы уже не является звездой, а большей не может существовать и уже при возникновении либо сбросит избыточную массу, либо распадется на несколько.

Сопоставление масс, радиусов и светимостей показывает, что между ними есть связь.

Соотношение масса – светимость – уравнение, показывающее зависимость этих величин для звезд главной последовательности.

a = 3,5 для звезд главной последовательности с массами ʘ < M< 20Mʘ. Не применима к красным гигантам и белым карликам.

Чем больше масса звезды на главной последовательности, тем больше ее радиус и светимость и выше эффективная температура. По этой причине звезды ранних спектральных классов (О, B, A, F) лежат левее Солнца на диаграмме Герцшпрунга-Рессела (цвет-светимость), так как цвет (спектральный класс) звезды определяется ее эффективной температурой.

R~Mα

где 0 < α < 1, для звезд главной последовательности α = 0,75.

Задание на дом:

Проработать теорию по презентации и теоретическим сведениям. Записать в тетрадь конспект

Фото работ прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru

 

Уровни учебных достижений Оценка Критерии оценивания учебных достижений
Недостаточный   Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.
Начальный   Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Средний   Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет астрономические явления, различает буквенные обозначения отдельных астрономических величин, знает единицы измерения отдельных астрономических величин и формулы из темы, которая изучается.
Достаточный   Ученик (ученица) может объяснять астрономические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя.
Высокий   Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует астрономическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: