Б) Средства положительные




§ 82. Оградив таким образом детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые воспитатели в то же время употребляли и те средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из сих средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской деятельности, был пример благочестия, который воспитатели показывали в своей жизни и которому обязывали подражать своих воспитанников. «Помните, — писал блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Тот учитель самый холодный, который рассуждает только на словах. Ибо это свойственно не учителю, а комедианту (histrionis est) и лицемеру. Потому-то апостолы учили сперва примером жизни, а потом словами. Даже не было нужды в словах, когда они поучали самым делом». Примером учители и воспитатели побуждали детей с ранних лет упражняться в чтении Слова Божия; примером же учили их и исполнять христианские обязанности, изложенные в Слове Божием. Из безчисленного множества подобных примеров укажем на преподобного Ксенофонта. В последние минуты жизни своей он созвал к себе своих детей, приказал им сесть при одре своем и начал поучать их: «Дети мои! Кажется я уже приближаюсь к концу жизни своей; если вы любите меня, исполните мое завещание: во-первых, бойтесь Бога и устраивайте жизнь свою по Его заповедям. Дальнейшие наставления буду говорить вам не от тщеславия, но для утверждения вас в добродетели. Если жизнь мою примете в образец себе, то вам, думаю, не нужен будет другой учитель; ибо домашнее учение, изображенное на словах и в делах, полезнее внешнего учения. Вы знаете, как я жил доселе во всяком благоговении и чистоте своего сердца, как все почитали и любили меня не за высокий сан, но за кротость и благонравие. Ибо я никогда никого ничем не обидел, не укорил, не оклеветал, не позавидовал, не разгневался напрасно, не враждовал ни на кого, но всех любил, со всеми жил в мире; не оставлял Церкви Божией вечером и утром, не презрел ни нищего, ни странного, ни печального, но всякого утешал словом и делом; всегда посещал заключенных в темницах, искупил многих пленных и отпустил их на свободу.

Положив хранение устам своим, чтобы не сказать чего-либо злого и лукавого, я положил завет и очам своим — не смотреть на чужую красоту и не питать к ней преступного желания. При помощи Божией я не познал другой жены, кроме вашей матери, да и с ней был вместе только до рождения вашего, а после рождения мы совещались пребывать без сообщения, и доселе сохранили себя в телесной чистоте для Господа. Последуйте, дети, жизни родителей, подражайте вере, терпению и кротости нашей; живите так, как мы жили, чтобы угодить Богу, и чтобы Бог умножил вас и даровал вам многолетие. Творите милостыню убогим, защищайте вдов и сирот, посещайте больных и заключенных в темницах, избавляйте обиженных и неправедно осужденных, имейте мир со всеми; друзьям своим будьте верны, а врагам благодетельствуйте, не воздавая зла на зло; ко всем будьте добры, кротки, ласковы, смиренны, храните душевную и телесную чистоту вашу непорочной; и теперь, и после, когда Бог благословит вас супружеством, пусть ложе ваше будет нескверно. Благотворите церквам Божиим и монастырям, почитайте священников и иноков, ибо их ради Бог являет милосердие всему миру; особенно же не забывайте скитающихся Бога ради в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных, но подавайте им потребное; вдоволь питайте нищих, и не будете иметь недостатка; ибо вам известно, что мой дом никогда не оскудевал от многих трапез, предоставляемых убогим. Молитесь чаще и внимайте поучениям святых. Матери вашей воздавайте достойную честь, никогда не ослушиваясь ее повелений. К рабам будьте милостивы, любя их как свои члены и своих детей, старых выпуская на свободу и до самой смерти выдавая им пищу и все потребное. Но скажу кратко: что делал я в глазах ваших, то и вы делайте и сподобитесь чести и славы святых. Но помните всегда и то, что скоро прейдет мир сей, и слава его ни во что будет. Дети мои, сохраните заповеди Господни и мои; Бог мира да будет с вами!»

§ 83. Этот способ — научать детей благочестию примером — занимал высшее место и был в большем употреблении, нежели наставление словесное, так что пастыри Церкви должны были напоминать воспитателям об обязанности учить детей словом, как видно это из слов блаженного Августина: «Вы должны, — говорил он восприемникам детей, — наставлять их на всякое благое дело, не только примером, но и словами».

И при наставлении в благочестии слух детей был обращен к учению наставников, а взор к их жизни. Так св. Евфимий с такой точностью подражал жизни учителя своего Акакия, что «показывал в себе ученика не только слов его, но и действий». Таким образом то, что дети слышали из уст своих воспитателей, видели в самой их жизни; что было им преподаваемо устно, то пояснялось для них самым опытом; устное наставление озаряло ум, а жизнь воспитателей действовала на сердца детей.

§ 84. При таком образе воспитания дети во всякое время и в каждом случае назидались в благочестии. Находились ли под кровом отеческого дома, — здесь слышали и видели образец всех добродетелей: непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрение мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питии, целомудрие, постоянное упражнение в Слове Божием, справедливость, любовь и благотворительность, и пр. Выходили ли с воспитателями своими на городские площади, — здесь взор их поражался самым назидательным и вместе ужасным зрелищем христианского самоотвержения и любви к Богу: различные роды мучений, которым верные, нередко из числа их родных и знакомых, подвергаемы были за веру во Иисуса Христа, их твердость и непоколебимость среди самых жестоких пыток, наконец, мучительная смерть, пламенно желаемая и с благодарностью принимаемая святыми мучениками, как драгоценный дар неба, как лучшая награда за все земные их подвиги и как прямой путь к вечной жизни, — все это не могло не произвести в душах юных зрителей глубокого и неизгладимого впечатления, благоговения к святой вере, презрения к богам и жизни язычников и желания подражать высоким образцам христианского самоотвержения. Когда же исполненные благоговейным ужасом от подобных зрелищ и другими святыми чувствованиями дети под руководством своих наставников и родителей уединялись от всех волнений мира и соединялись с обществом прочих верных под священным кровом храма Божия: тогда один вид сих храмов конечно помогал детоводителям возвышать детские сердца над суетной земной жизнью, воодушевляя к вечной славе, ожидающей верных последователей Иисуса Христа на небе и к многотрудным подвигам, которые христианин должен совершить на земле для достижения сей славы. В самом храме ожидало юного ученика Христова новое поучительное зрелище: приношения, делаемые верными Господу от труда рук своих во благословение своего дома, пожертвования в пользу несчастных, содержимых Церковью на свое иждивение, продолжительные песнопения и молитвы в различные часы дня, коленопреклонения, падение ниц, крестообразное воздеяние рук к небу, благоговейное безмолвие, внимание к чтению Слова Божия, прерываемое разве плачем и воздыханием, — все это, естественно, должно было возбуждать и питать в его сердце благочестивые расположения и воодушевлять к действиям благочестия. При самом входе в храм — новый урок благочестия. Здесь обыкновенно стояли целые толпы несчастных, согбенных годами, покрытых рубищем, лишенных зрения, изуродованных по всему телу, и всякий благочестивый христианин, входя в святой храм, подвигался состраданием к этим несчастным и, сколько мог, от труда рук своих спешил облегчить их бедственную участь. Таким образом, во всех местах, где христиане большей частью проводили время своей жизни, они видели поучительные примеры благочестия и любви к Богу.

§ 85. Уча христианской жизни своим примером, воспитатели заботились в то же время знакомить своих воспитанников только с такими людьми, которые бы своим примером не разрушали, но утверждали в юной душе то, что положено в ней заботами и примерами воспитателей. «Лучше иметь обращение со стариками испытанной святости, — говорит св. Амвросий юношам. — Как обращение с равными приятнее, так со стариками безопаснее: ибо, за предводительством их жизни, нравы юношей укрощаются и напоеваются росой благочестия. Когда не знающие мест путешествуют обыкновенно с знающими; кольми паче юноши должны вступать на новый путь со старшими, дабы тем менее заблуждали и отступали от истинного пути добродетели. Нет ничего лучше, как иметь стариков наставниками жизни и свидетелями ее».

§ 86. Но при этом воспитатели не давали детям быть только простыми и холодными зрителями, а побуждали властью родительской подражать этим примерам, и своей жизнью повторять то, что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась ли домашняя молитва всеми членами семейства, — в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей, приобщали их Святых Даров. Не только заставляли участвовать при этом в общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самих по себе, при всеобщем молчании верующих; Церковь в этом случае была истинным училищем всех христианских добродетелей и обязанностей как по отношению к Богу, так и по отношению к ближним; ибо здесь в молитвах своих дети со всем обществом верующих не только славили Бога и воздавали ему должное поклонение, но и молились в то же время о своих ближних, верующих, неверных, и готовящихся вступить в общество верующих, прося им всем у Бога всех лучших благ, даруемых человеку благодатью Божией через веру.

Вот какими мерами благочестивые воспитатели насаждали в сердцах юных учеников своих христианские расположения!

ГЛАВА III
Внешние пособия и условия, коими древние христианские воспитатели пользовались при воспитании детей

§ 87. Воспитание детей у древних христиан не ограничивалось вышеизложенными мерами. Самые мудрые меры часто остаются безплодными в руках неопытных. Нужно особенное благоразумие со стороны воспитателей, чтобы эти меры, в приложении их к делу, принесли ожидаемый плод. В этом отношении у древних христиан заслуживают особенное внимание следующие действия:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: