Приложение 1. Самоопределение философии и определение мировоззрения




 

Платон (428-347): «В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, – никому, кто не стремился к познанию. Потому-то … истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво, и хотя они, в отличие от властолюбивых и честолюбивых, не страшатся бесчестия и бесславия, доставляемых дурной жизнью, они от желаний воздерживаются.»

Аристотель (384-322): «Начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, что к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это … когда оказалось в наличие все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.»; «Следует рассмотреть каковы те причины и начала, наука и которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь большей ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко достижимое для человека… В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин. В-четвертых… так которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы. В-пятых, та, которая главенствует … ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и он не должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.»

Фома Аквинский (1225-1274): «Если что-либо относящееся к творениям наблюдают философ и верующий, то их объяснения будут исходить из различных оснований. Ведь философ будет опираться в своих рассуждениях на собственные причины вещей, верующий же на первопричину, т.е. он будет говорить: «Так дано в откровении», или «Это относится к славе Божьей», или «Могущество Божие беспредельно». Отсюда вера, коль скоро она созерцает высочайшую причину, может быть названа высшей мудростью в соответствии со словами писания.»

М. Монтень (1533-1592): «Глубоко ошибаются те, кто изображает философию недоступною для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающими страх… На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал – шаловливого… Что же касается философских бесед, то они имеют свойство веселить и радовать тех, кто участвует в них.»

Я. Бёме (1575-1642): «При помощи философии говорят о божественной силе, о том, что есть бог, и какова природа, звезды и стихии в божьем, и откуда всякая вещь имеет свое происхождение, как устроены небо и земля, а также ангелы, люди и дьяволы, небо и ад, и все, что тварно: также о том. что суть оба качества в природе; все это на истинном основании в познании духа, в побуждениях и движении божьем.»

Т. Гоббс (1588-1679): «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известным нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий… Цель и назначение философии, таким образом, заключается в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.»

И.В. Гете (1749-1832): «Каждому возрасту соответствует известная философия. Ребенок является реалистом: он так же убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый страстями…забегая со своим чувством вперед… превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Он хорошо делает, когда сомневается, надлежащее ли средство выбрал он для своей цели… чтобы не сетовать потом на неправильный выбор. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая: неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье уравновешивают друг друга. Так есть, так было, - и преклонный возраст находит успокоение в Том, который был, есть и будет».

Г. Гегель (1770-1831): «Относительно всех наук, изящных и прикладных искусств, ремесел распространено убеждение, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнения в них. Относительно же философии, напротив, в настоящее время, видимо, господствует предрассудок, что – хотя из того, что у каждого есть глаза и руки, не следует, что он сумеет сшить сапоги, если ему дадут кожу и инструменты, – тем не менее каждый непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии, потому что обладает этой меркой в виду природного ума, как будто он не обладает точно такой же меркой для сапога в виде своей ноги.»

В.С. Соловьев (1853-1900): «Название «любомудрие»… не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Таким образом, слово «философия» означает стремление к духовной цельности человеческого существа.»

А. Бергсон (1859-1941): «Делать из философии совокупность обобщений, идущих далее научных обобщений, это желать от философии, чтобы она довольствовалась правдоподобным и ограничилась вероятным.» «Опустимся во внутрь самих себя, чем глубже будет расположена та точка, которой мы коснемся, тем сильнее будет давление, и порыв, которые выпрут нас наверх. Философская интуиция есть это прикосновение, философия есть этот порыв.» Философия «должна ассимилировать становление, являющееся жизнью вещей.»

Э. Гуссерль (1859-1938): «В правильном переводе и изначальном смысле философия обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки.»

М. Хайдеггер (1889-1976): «Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь… в подобные рамки ее не вгонишь… она не поддается определению через что-то другое – а только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы добыть ее позитивное определение. В этом случае философия есть нечто самостоятельное, последнее.»; «Философия – противоположность всякой успокоенности и обеспеченности. Она воронка, в середину которой затягивает человека, чтобы только так без фантазирования он смог понять собственное присутствие.»

А.Г. Спиркин (1989): «Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.»

А.В. Канке (2002): «философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, всеохватывающие, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).

И.Т. Фролов (1989): «Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. … В различных формах мировоззрений по разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. »

Алексеев П.В., Панин А.В. (2005): «Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. … Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: