Философия эпохи Возрождения.




Лекция №4

По учебной дисциплине «Философия»

Тема: «Философия Средневековья и эпохи Возрождения»

План

Особенности, этапы развития, проблемы философии Средневековья.

Философия эпохи Возрождения.

Цель лекции: охарактеризовать основные проблемы и осмыслить главные идеи европейской философии эпох Средневековья и Возрождения, определить их значение в истории и роль для современников.

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, гуманизм, креационизм, номинализм, реализм, теоцентризм, универсалии.

1.1 Духовные предпосылки возникновения:

- Мировоззренческие предпосылки: особенностью бытия европейцев начала 2го тысячелетия явилась столкновение и противоборство на уровне глубинных духовных принципов. «Истинные римляне», граждане «вечного города», вкусив наслаждения властью и достигнув небывалых дотоле внешних (техно-политических) высот, раздуваясь от собственного непомерного тщеславия и самовозвеличивания, постепенно растратили свой внутренний (духовно-энергийный) потенциал, растворили его в «хлебе и зрелищах». Ответом явилось зарождение на окраине империи, в Палестине, христианских мировоззренческих принципов униженных и оскорбленных.

- Философские предпосылки: I-V вв. н.э. были и временем постепенного угасания античной и утверждения религиозной, христианской средневековой философии. Священная книга христиан – Новый завет – рассказ об Иисусе Христе, Сыне Божьем, не содержит философии в античном понимании этого слова. Апостол Павел рассказавший гражданам города о воскресении И.Христа был осмеян в Афинах. И все же, Средневековая философия не изгнала полностью философию античных мыслителей. В ней были объяснены на свой лад некоторые мысли древнегреческих и римских философов.

Средневековые философы заимствовали прежде всего учение Платона и Плотина об Идеях и Едином, у Аристотеля – логику аргументации и метафизику, у стоиков –покорность судьбе. При всем этом, основополагающими идеями стали все же библейские принципы христианства. Т.о. истоки философии средневековья сжато выражает метафора - «Афины» и «Иерусалим», т.е. сплав античной философии мысль и христианского вероучения..

1.2 Главная черта средневековой философии.

Особенностью философии средневековья является теоцентризмраспространение монотеистических представлений на все мировоззрение: онтологию(представления о вселенной, природе),фил. антропологию(учение о человеке), гносеологию (о познании), этику….

- В онтологии теоцентризм поясняет понятие – креационизм. Креационизм означает творение Богом мира ничего, чистым актом воли. Бог - источник существования всех вещей и явлений. Христианский Бог – это не античный философский Демиург-геометр, а сверхкосмический, сверхразумный Абсолют. Так, Филон Александрийский, (Iв.н.э.) считал, что Бог вначале создал свое подобие – мысль, Логос, –модель космоса, затем материю, потом придал ей форму.

Благодаря Его воле мир един, но многообразен в отдельных проявлениях, принадлежит к подлинному бытию, хотя создан из ничего. Таким простым способом разрешаются проблемы античной натурфилософии: бытия/небытия, покоя/движении, единства/многообразия. Согласно Библии, только Бог есть несотворенное «первичное» бытие, видимые вещи характеризуют «вторичное» бытие. Многообразие и бесконечность мира объясняется божественным волеизъявлением: из Единого бытия возникает множество, из бесконечного конечное, из неподвижного подвижное и изменчивое.

- В плане антропологическом проблема сущностью человека признается не логос (мысль), не техне – (умения и сноровка), не творческое вдохновение - а вера и воля. Они связаны с божественным благодаря благодати (подарку)Бога и со-вести. «И создал Господь Бог человека из праха земного. И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2,4). Т.о., человек - существо привилегированное, «владыка над рыбами морскими, птицами небесными и над скотом, и над всею землею» (Бытие.1, 26). Платоновский эрос -любовь к Истине, Благу, Красоте, приобщающие к высшей сфере космоса, к эмпирею, сменила агапэ –любовь ко всему сущему. Но христианский человек не только велик, но изначально греховен, а значит свобода его ограничена вечным страхом перед грядущим судом божьим.

Цель жизни, предназначение человека предопределена божественным провидением (провиденциализм). Человек так же и у греков, несвободен, но он может просить Бога о помощи и спастись. Идея спасения – сотериология означает поиск человеком данных Богом возможностей обретения вечной жизни, бессмертия.

- В гносеологическом смысле теоцентризм означает, что поскольку Высшая Истина есть Бог, а человек существо причастно Богу благодаря духу-вере, то не интеллект, а вера, в и есть главная познавательная способность человека. Поэтому «философия-служанка богословия!» (Ф.Александрийский).

- В этическом плане платоновский эрос -любовь к Истине, Благу, Красоте, приобщающие к высшей сфере космоса, к эмпирею, сменила агапэ –любовь ко всему сущему.

1.3 Этапы развития С.Ф. В эволюции средневековой философии выделяют два периода: 1-й– апологетику и патристику (II-VIIвв) и2-й – схоластику (VII-ХIVвв). (термин «апологетика» происходит от лат «защита», а «патристика» – от «патер» - отец. «Схоластика» -дословно школьная философия, т.е. изучение хр. философии в особых, признанных государством институтах.

1й этап: Зацитники-отцы учения Филон Александрийский, Юстин Мученик, обезглавленный за веру рим. префектом, его ученик Татиан, скончавшийся после пыток, Ориген все силы направили на борьбу с язычеством, руководствуясь не только Библией, но и греческой философией, учением Платона о бессмертии души и

Но наиболее значительный вклад в обоснование христианской доктрины, считают: Тертуллиана, Климента Александрийского, Аврелия Августина, византийцев Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослов а.

На 1м этапе сформировались два вида размышлений о Боге: катафатический и апатафатический. Западные теологи (сочинявшие на латыни) предпочитали катафатический (с лат « утвердительный») подход - наделяли Бога сверхкачествами: Бог «всемогущ», «Высшая Истина», «Бесконечен», «Всеблаг».

Византийские теологи (соч. на греческом) руководствовались апофатическим (отрицательным) богословием. Так, неизвестный, сириец, назвавший себя именем ученика ап. Павла, афинского епископа Дионисием Ареопагитом (V-V1вв.), утверждал, что Бог невидим и невыразим, ибо «превосходит любое отрицание и любое утверждение». Архиепископ Константинопольский И.Златоуст (347-407) говорил, что «природа рассудочных доводов подобна лабиринту – нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-нибудь основании».Истины постигаются в «священном безмолвии», в исихии (с греч. покой, уединение)- молчаливой молитве и аскетической монашеской практике. Исихазм – проявление иррационалистической способности сознания, мистическая ветвь средневековой философии.

Главные идеи 1 го этапа:

И западные и восточные отцы церкви на главное место ставили не знание (гнозис), а веру (пистис), но делали это каждый по-своему:

- Тертуллиан (160-220) из Карфагена, пылкий по-характеру полностью отбрасывал знание и был убежден, что философия и умствование чужды христианству. Философы извратили Истину и испортили человека. Если что-то в Библии противоречит здравому смыслу, это означает, что Истина превышает наше понимание, что свидетельствует о ее боговдохновенности. Христианин должен жить просто, аскетически, не мудрствуя и лукавя, всецело отдаваясь вере в Бога. Поэтому Иисус Христос в качестве своих апостолов выбрал простых рыбаков, а не философов. «Верую, потому что абсурдно!» «Христос воскрес, и это несомненно, ибо невозможно». Следуя своей категорической установке, к концу жизни Тертуллиан отошел от христианства, примкнул к ереси монтанистов, а затем основал собственную ересь.

-Климент Александрийский (150-215) родился в Александрии – римской провинции на севере Африки стремился соединить философию с христианством, но назвал философию служанкой богословия. Но утверждал, что вера и разум не противоречат, а гармонично, как фундамент и здание взаимодополняют одна другую. Любое доказательство не существует без допущения чего-то, исходных тезисов, принятых на веру (интуиции-наития, мнения, гипотезы -есть акты веры). Христианство, по его мнению, объединило в себе древнегреческую философию и Ветхий Завет. Господь Своим Промыслом ведет все человечество к спасению через Иисуса Христа. Но разные народы Он ведет по-разному: народ Израиля, даровав ему Закон через пророка Моисея, а народы Европы – даровав им философию. Поэтому Сократ для греков – то же, что Моисей для иудеев. Вера как фундамент недостаточна, ибо на этом фундаменте должно быть некое стройное здание, построенное при помощи Логоса - рациональных аргументов

А.Августин(354-430) ( канонизирован после смерти как св. Августин Блаженный) - наиболее видный представитель западной ветви патристики. Как для античности знаковой фигурой философии был Сократ, так для христианского средневековья вплоть до 13в. Стал Августин Аврелий. Если кредо Сократа –«Познай себя!», то жизненным кредо Августина: «Я желаю знать Бога и душу!» («Монологи»).

Уроженец г.Тагаст, что в Северной Африке, из семьи чиновника-язычника и матери-христианки овладел тайнами риторского искусства в Карфагене, затем античной философией в Риме и Милане, вкусив в полной мере мирских удовольствий, в 33 года, благодаря матери Монике и миланскому епископу Амвросию принял христианство. Вернувшись в Африку он создал общину и вел вначале монашеский образ жизни, а затем стал епископом г. Гиппона. Гл. соч. Августина: «Исповедь» и «О граде Божьем».

Основные идеи А. Блаженного:

- Решая проблему об отношениях веры и разума, А. полагал, что вера - один из видов знания Божественного разума, т.е. тоже акт Мысли. Взяв за основу высказывание пророка Исайи «Не поверив, не поймете!», он заявляет: «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Вера противопоставляется лишь рациональному, придуманному людьми, мышлению. «Не всякое мышление есть вера, но всякая вера есть мышление». Как и Климент, Августин считает, что любое познание начинается с веры: ученик верит своему учителю, ребенок верит родителям, ученый верит своим предшественникам, книгам, которые читает, – если каждый будет подвергать сомнению все и начинать все сначала, то никакого познания вообще не будет. То есть по времени первична вера, а по сути первичен разум. Но разум человека ниже Разума Бога. Наш разум может быть направлен на чувственный мир, а с другой – на мир умопостигаемый. Он может познавать оба мира, однако особенность его положения состоит в том, что наш ум выше чувственного мира, но ниже умопостигаемого. Августин считает, что Божественный Истинный мир находится у человека в памяти и потому доступен познанию.

-А. открыл человеческое Я, личность, осознающую свое высшее предназначение и ответственность в мире. Разговаривая с Богом один на один, каждый уникален и ответственен за все действия. Проблему соотношения свободной воли и предопределения Августин решает т.о., что человек сам творит свое собственное зло? Предопределение, исходящее от Бога, есть принцип свободы. Человек, действующий по воле Бога, является существом, реализующим этот принцип, ибо свобода дана человеку Богом.

- Объяснил существование зла в мире (синтезировав полож. Плотина и стоиков): Бог не мог сотворить мир, подобный Себе (Бог не может сотворить Бога). Любое творение всегда ниже Бога, творение – это недостаток благости. Зло и есть этот лишенность благости. Августин воспринимает и другую античную традицию, стоиков: зло и добро находятся в гармонии. Мы познаем зло только тогда, когда знаем добро. С другой стороны, нам часто кажется злом то, что в действительности является добром. Поэтому зло – это часть общего порядка мира.

- Предложил оригинальную концепцию времени: Что было до начала, до создания неба и земли? Но спрашивать, что было до того, как Бог сотворил мир, некорректно, неверно, потому что, во-первых вопрощающий находится во времени и ему не понять, что было до того; во-вторых, время творится вместе с миром, поэтому до творения Бог не делал ничего. Сотворив человека Он дал человеку возможность измерить время, душой. Время есть переживание прошлого настоящего и будущего, единство памяти, внимания и ожидания. Тогда гениально-просто преодолеваются апории античной диалектики − о прерывности-непрерывности времени, движения и покоя, а именно: если время есть протяженность души, то мыслить мы можем как бесконечно-малое, исчезающее настоящее, так и вечность, представление о которой хранит наша память и создает наше ожидание. Правильно говорить: «настоящее прошедшего», «настоящее будущего».

- Создал первую философско-религиозную модель всемирной истории − от сотворения Богом первых людей до второго пришествия Иисуса и установления вечной жизни. После грехопадения Адама и Евы люди живут в 2х измерения – граде Земном и граде Божьем. После 2го пришествия Бога град Божий станет единственным и в нем будут жить спасенные праведные прежде.

Т. обр., общий вклад Августина в философию состоит в том, что он обосновал и разработал установку теоцентризма, распространив ее на всю философию - на онтологию, гносеологию, этику, соц. философию

Переход к схоластической, с лат.– школьной, философии в эпоху раздробленности европейских народов и упадка культуры донести до христианского Запада наследие Стагирита помогли мыслители исламского Востока: Аль-Фараби (1Х-Хв.), получивший титул «второго учителя» после Аристотеля, выдающийся философ и медик Ибн-Сина (латинизированное имя Авиценна) -Х-Х1в., Ибн-Рушд (латинизированное имя Аверроэс) –ХП в., разграничивший три пути познания – научный (доказательный, аподиктический), диалектический (вероятностный, философский) и риторический (основанный на авторитете). Философы арабского Востока искусно увязали знание и веру, философское учение Аристотеля с постулатами моральной практики Корана.

В период с VII по ХIV вв. на территории Европы существовали учебные заведения – монастырские, епископальные (кафедральные) и придворные школы, где философия в религиозной форме преподается систематически. Светское образование в них отсутствовало до ХШ века, когда открылись первые университеты в Париже, Оксфорде, Болонье. Примечательной чертой организации обучения в первых университетах было ранговое равенство: студентам из семей крестьян и ремесленников предоставлялись привилегии, вплоть до бесплатного обучения и проживания. Существовало две ступени образования: 1я- подготовительная, факультет свободных искусств, обучаясь оперировать числами (квадривий)- арифметике, геометрии, астрономии, музыке, а также словам и мышлению, «тривий»-грамматике, риторике, диалектике, с шестигодичным обучением, на второй, высшей ступени, на ф-х медицинском, юридическом и теологическом гл. целью ставили более глубокое и точное изучение Библии путем ее толкования в системе, так называемых «Суммах». Магистры теологии должны были вначале обязательно пройти обучение на факультете искусств. Классиком этого периода является Фома Аквинский (1225/26-1274).

Главные проблемы схоластической философии:

1) о соотношении веры и разума;

2) доказательствабытия Бога;

3) - проблема происхождения и смысла универсалий (общих понятий).

1) В решении первой проблемы определилось три подхода: а) полное подчинение философского знания религиозному (как у Филона А.) – «философия − служанка богословия»); б) разделение философии и религии - концепция «двойственной истины»; в) согласование двух видов знания с преимуществом религии.

а) Сторонники первого подхода развивали главный тезис Тертуллиана. Так, французский схоласт Ансельм д’Аоста, архиепископ Кентерберийский (ХIв.) утверждал, что догматы Библии − незыблемые и сверхразумные истины. Они не должны подвергаться сомнению ни наукой, ни философией.

б) Концепцию «двойственной истины» философы, фр. Сигер Брабанский, италь.Бонавентура, выводили из учения араского мыслителя Ибн-Рушда (Аверроэс). Суть решения: так как философия и религия опираются на различные источники знания, разум и веру, то и знание истин земных и божественных не пересекаются: то, что истинно в философии, может быть ложным в религии и наоборот. Например, душа бессмертна для религии и умирает вместе с телом –для философии. Обе истины важны для людей. Нельзя сказать, кто более прав – философ или теолог в постижении Бога.

в) Установку Климента Александрийского о единстве веры и разума, разрабатывали выдающиеся диалектики − француз Пьер Абеляр (Х1-ХП вв.) и самый крупный схоласт, гений метафизики Фома Аквинский (1225-1274). Как и А.Августин, Фома был после смерти отнесен католической церковью к лику святых, получив прозвище «ангельского доктора». Но, в отличие от великого предшественника, в жизни у Фомы было мало искушений. С юных лет, вопреки воле и усилиям отца – крупного феодала, рыцаря императора Фридриха П − и своих братьев-рыцарей, толстый и молчаливый Фома всю силу своего мощного ума отдал размышлениям о божественных истинах. Окончив Парижский университет, Аквинат преподавал теологию в Парижском и Неапольском университетах, написал знаменитые «Суммы против язычников» («Философские суммы») и «Теологические суммы». Изложенные в этих и других трудах религиозно-философские идеи Фомы намного пережили самого творца. Не случайно, одно из течений современной философии называется «неотомизм».

Фоме удалось сделать то, что не смогла вся католическая церковь с ее доминиканским орденом, «псами Господними», - приспособить метафизику Аристотеля к христианскому вероучению. Применив метод силлогизма, изложив вначале два противоположных мнения (философа и религиозного ортодокса), а затем привести собственные аргументы, примирявшие обоих и имеющее вид истины окончательной. Фома выводил, что диалектика есть божественное искусство, люди не изобретают, а открывают ее для себя как инструмент познания и восхождения к Богу. Разделение философии и религии бессмысленно. Повторяя Климента А., Фома отмечает, что не случайно, в книге Бытия сказано: «вначале было слово», т.е. Логос, мысль. Античные философы открыли много истин и не их вина, что они не были крещены. Философия лишь способствует постижению истин веры, поэтому в решении сложных вопросов, таких, например, как догмат о троице, о творении, о первородном грехе, о зле, о таинствах, философия сталкивается с неразрешимыми противоречиями и должна уступить место вере. Истины веры «сверхразумны», иррациональны, и должны быть приняты без доказательств.

2) В доказательстве бытия Бога преуспели итальянцы Ансельм д,Аоста (архиепископ Кентерберийский) - ХIв. и Фома Аквинский. Ансельм, объяснял, что оценивая явления как в той или иной мере благие, люди руководствуются представлением о наличии совершенного Блага, а оно лишь у Бога, значит Он существует. Другое, априорное доказательство более тонко: атеист отрицая существование Бога, имеет ввиду наличие Его лишь в наших мыслях, но не в реальности. Но если Бог понимается как существо, превосходящее всякую мысль, сверхмыслимое. Но что означает «сверх»? как не реальность. Фома Аквинский вновь применил причинноследсвенную методологию Аристотеля: Бог, как первопричина, как соврешенство, как необходимость, как предельная цель бытия…, всего 5доказ-в.

3) Проблема универсалий, происхождения, смысла и статуса общих понятий, схоласты решали в трех вариантах − номинализма, реализма и концептуализма. Для реалистов (Эриугена, Ансельм Кентерберийский), продолживших линию Платона и Плотина, общие понятия имеют аналоги в действительности. Номиналисты, француз Иоанн Росцелин (Х1-ХПвв.), У.Оккам, И. Д. Скот, приписывали действительное существование только отдельным, чувственно-воспринимаемым вещам. Знаменитое требование – «бритва Оккама» − не допускала приумножения сущностей без надобности. Общие понятия-универсалии – это слова, знаки, придуманные людьми для удобства общения. Общие понятия – не копии, а псевдокопии реальных вещей. Концептуалисты, франц. Диалектик Пьер Абеляр и умеренный рационалист Фома Аквинский, обосновывали тезис о том, что общие понятия представляют собой доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира. Фома Аквинский добавлял к этому существование общего в мыслях у Бога, а затем оттуда перекочевавших в сами вещи. По-видимому, во многом правы были представители всех точек зрения. Верно, что вещи обозначаются словами произвольно (номинализм). Но слова, знаки – не только имена, но характеризуют свойства вещей – понятия (концептуализм). Кроме того, содержание слов указывает на главные особенности, качество, сущность вещей (реализм). С изменением вещей изменяются и знания о них.

Т. обр., средневековая философия насыщена религиозной проблематикой, теоцентрична. Ее несомненные достижения: возвышение моральной стороны человека, разработка логики доказательства. Вместе с тем, ограничение философии теологией,привело логику к абсурду и софистике (может ли Бог создать камень, который не может сам поднять?...). Уход от практических, земных вопросов, третирование эмпирической науки стало вызовом для перехода к новому этапу философствования.

П вопрос

Эпоха европейского Возрождения, по-французски «ренессанса», ХIV-ХVIвв. считается переходнымпериодом западноевропейской истории и философии. Эпитет «переходная» указывает на особенности культуры, мировоззрения и философии Особенности:а) Главной особенностью философии Возрожденияи являетсяее переходный, синкретический характер, переплетение идей и ценностей средневековья и античности и началом нового времени: С одной стороны, философы возносят разум греков, а с другой, − возвращают человеку чувственность и реальные вещи как дары Бога. Создание чувственно-видимого на полотне становится задачей художника. (Откр. перспективы Пьеро дела Франческа). Религиозную аскезу заменяет полнота чувственного переживания и наслаждения. В обществе это проявилось в «смеховой культуре» (праздники дураков, пародии на церковные обряды: обжорство, пьянство и разврат служителей культа) б) Смена мировоззренческого ориентира - теоцентризма антропоцентризмом. Антропоцентризм означает, что мир видится не через божественные, но человеческие очки, центром мира становится не Бог а Человек. Предтеча ренессанса, Д.Алигьери, в «Божественной комедии» гл. героем делает античного поэта Вергилия, а не священника. в) Поэтому еще одна черта философии Возрождения гуманизм вера в самодостаточность человека как венца и образца мироздания. Происхождение термина «гуманизм» восходит к римскому философу-оратору Цицерону и означал символ образованности – знание поэзии и риторики. В ХIVв. Ф.Петрарка, а затем, в ХVв., Л.Валла открыли обаяние латыни времен расцвета Рима, противопоставив сухой латыни схоластов. Лучшим переводчиком сочинений Платона, Плотина и неоплатоников философом был флорентиец Марсилио Фичино (ХVв. Т.о., первыми ренессансными философами были не профессионалы, а философствующие поэты-этики, зовущие, как античный Эпикур, к наслаждению как полноте высших духовных переживаний.Постепенно гуманизм приобрел смысл антропоцентризма и автаркии (самодостаточности Ч.): человек становится целью мироздания. Поэт, П.д.Мирандола, в «Речи о достоинстве человека» (1493) вложил в уста Бога следующие слова: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию…Я ставлю тебя в центре мира, чтобы тебе было обозревать все, что есть в мире. Яне сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сфоормировал себя в образе, который предпочтешь.Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа и в высшие, божественные». Лучшим переводчиком Платона, Плотина и неоплатоников и оргиинальным собственно философом был флорентиец Марсилио Фичино (ХVв.)

Образцы высокой философии предложили: сын простого немецкого рыбака, достигшего в церковной иерархии должности епископа и кардинала римско-католической церкви Николай Кузанский (1401-1464), а так же «Вольтер 16 века», фламандец Э.Роттердамский (1466/69-1536) и несгибаемый борец за веру-истину, философ-естествоиспытатель Дж. Бруно (1548-1600).

В трактатах: «Об ученом неведении», «Простец» Н. Кузанский исходит из того тезиса, что некоторое представление Бога дает математика. В Боге-Логосе противоположности конечное и бесконечное, «абсолютный минимум» и «абсолютный максимум» совпадают. Кроме того, Н.Кузанскиий четко отличает рассудок как образ конечного и разум как образ бесконечного. Разумная часть души видит, что Бог во всем. Это подтверждает математика: все во всем, ибо бесконечное увеличение радиуса, удлинение вершины треугольника превращает круг и треугольник в прямые. Бесконечное можно представить мысленно-образно двояко: и как потенц иальную бесконечность (предел прибавлений или делений единиц), и как актуальную, неделимуюбесконечность саму по себе. Актуально неделимы и элементы бесконечности-отдельные вещи. Хотя актуальная бесконечность человеку недоступна (знание о мире в полном объеме у Бога), человеческий разум –высшая способность мышления, а не рассудок, способен познать сущности вещей.

Пантеизм Н.Кузанского до логического завершения довел Дж. Бруно. Он соединил античный рационализм с египетским религиозным мистицизмом, используя метод мнемотехники −особый способ ассоциативного запоминания и интерпретации. Опьяненный пантеистическим Богом, Бруно считал космос Солнцем, Бесконечным Божеством, сочетая теологию с гелиоцентрическим учением Н. Коперника. Он обосновал еретические философско-теологические выводы о бесконечности вселенной, бесчисленности миров, уверовав в них настолько, что не отрекся от своей веры и на костре. 17.о2. 1600 года по приговору священной инквизиции Дж. Бруно был казнен на площади в Риме. Во время казни из груди Бруно не вырвалось ни одной мольбы, ни одного стона.

Изяществом и глубиной отличается философия Эразма из Роттердама, критикующего схоластику, которая рассуждает о чистых небесах, не замечая камней и грязи под ногами. Философия − это практическое благоразумие христианской жизни. В соч. «Похвала глупости» философ обличает отрицательные моральные качества церковников - развратные привычки, глупость, пустословие и т.п. Кульминация глупости − слепая вера, не позволяющая отличить друзей от врагов, популярные байки о небесной райской жизни, образы которой, данные отдельным людям в сновидениях и галлюцинациях, церковь обещает верующим. Правда, глупость полезна для порочного общества, для сокрытия человеческих недостатков. Позже нем. ф-ф Ф.Ницше едко заметил, что «если в огромном театре жизни люди-актеры снимут свои маски и увидят, кто есть кто − они ужаснутся», Эразм намного опередил свое время: он объяснил некоторые причины возникновение социальных утопий спасения, в том числе коммунистической.

Среди представителей позднего Возрождения следует выделить юриста Т. Мора, и религиозного политика Т.Кампанеллу, создавших модели будущего общества, «Утопию», и «Город солнца», напоминающие платоновское идеальное государство (без денег, с общими гос.собственностью, воспитанием детей, с церковниками-философами во главе (Т.К.), а так же сообо отметим предтечу современной политологии, итальянца Никколо Макиавелли, его знаменитую работу «Государь», в которой автор разработал принципы достижения, сохранения и украепления власти.

Выводы по лекции

1. В философии эпохи Средневековья человеческое существование получило подлинное высокое, «горнее» измерение, но в ущерб полноты чувственной жизни.

2. Философия эпохи Возрождения, возродив гуманистическую, чувственно-творческую традицию античности, имела самостоятельное значение, и явилась переходным и одновременно уникальным этапом развития европейской философии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: