ЖИТИЕ СВЯТЫХ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК




 

Житийные произведения можно рассматривать как религиозные произведения - но для нас они интересны как исторические источники.

Одним из источников летописей являются житийные произведения. Иногда сами летописи становятся источником житийных произведений. Например, какое-то историческое лицо было причислено к лику святых достаточно поздно – и после причисления проходит небольшое количество времени и для него составляется (для этого уже святого образа) житие. Как он жил? Информация для этого деятеля церковники обычно берут с летописных страниц. Читают много летописей этого времени, смотрят где участвовал данный деятель, как он себя там показал. Добавляют биографические данные, много-много канонических штампов, шаблонов – и возникает целое произведение. А иногда наоборот – летописи берут много информации из житийных произведений.

Жития (греч. витос, латин. – вита – т. е. жить, жизнь, речь идет об вечной жизни (жанр древнерусской литературы) - это произведения, в котором описываются жизнь и деяния святых. Обязательное условие составления житий – это то, что они никогда не составлялись живому человеку. К 8-9 векам сложилась определенная атрибутика, в каких случаях можно составить жития для того или иного человека. Там должен быть целый ряд – это не только его прижизненные деяния или предсмертные поступки. После смерти должно быть подтверждение.

Что нужно для того, чтобы человек был причислен к лику святых? Там есть определенные ступени, подтверждения, в том числе и отсутствие тления над твоим телом. Это должен быть такой показатель, что твое тело никак не тлеется, по времени сохраняется сколько угодно.

Вообще, христианская церковь с первых дней своего существования собирает сведения о жизни и деятельности сподвижников. Почему? Потому что вот эта система, она заложена в самой Евангелии. Евангелие – это жизнь и деяния Христа. А ведь у него были ученики, значит, нужны определенные сочинения о жизни и деяниях его учеников, о жизни и деяниях учеников этих учеников. И так далее и так далее и тому подобное. Это бесконечный процесс. В исламе это тоже есть. Но в исламе это не завуалировано. У нас такие вещи писать нельзя – это становится объектом поклонения, а поклоняются только одному – ВСЕВЫШНЕМУ! Но устные предания не запрещены.

Если верить, например, святому Киприану, то имена мучеников, даже самых низкого происхождения, скажем, из рабов, из отверженных рабов, записывались церковью (их имена) для чествования и памятования. Тем не менее, правительство Рима за записи христианских таких нотариальных расписков каралась смертной казнью. Периодически императоры устраивали сборы вот этих записей христианских, святых книг и все это публично сжигалось на площадях. И первым таким сборником таких трудов можно назвать Сочинения Евсевия – это сочинение не дошло до нас, она называется «Книга о палестинских мучениках». После него такие же сборники собирал Святой Маруфа епископ Тагритский (начало 5 века). Он составил историю персидских мучеников.

Если мы посмотрим ранние житийные произведения, то увидим, что их у нас несколько разновидностей:

1. Пассионарий – это произведения, где описываются самопожертвование человека во имя религии, самоотречение от жизни этого человека во имя религии, когда он один решает проблемы всей общины, для всего мира.

Первые пассионарии начали появляться еще во 2-3 веках новой эры, особенно их было много на Ближнем Востоке, ближневосточных римских провинциях. В самом Риме также было много пассионариев. Пассионарии сочинялись на севере Африки, несколько пассионариев до нас дошло из севера Египта, т. е. в Александрии – так называемые Александрийские мучения.

Пассионарии получили широкое распространение в римских легионах. Люди каждый день стояли лицом к смерти. Очень много житийных произведений, где римский герой легионер. Где-то он действительно погибает, но в ранних пассионарных произведениях мало случаев, где герой погиб показывая воинскую доблесть в борьбе с врагом. Почему? Потому что само воинство еще не христианское, оно еще римское, языческое.

Зачастую в ранних сочинениях наоборот легионера обычно казнят свои же. Ему предлагают отречься от христианства, он отказывается, и заканчивается тем, что его распинают на кресте после определенных учений, каких-то его лишений. И он на кресте заканчивает свою жизнь как преступник. Но уже к концу 4 века постепенно начинают распространяться героические поступки, где он уже с христианским воинством воюет против варваров-язычников.

2. Легендарии – житийный жанр, в отличие от пассионария составляется тогда, когда фактические информация о личности недостаточна. В основном рассказ составлен на основе сбора всех вымыслов, суждений, второстепенной рассказах (сплетни). О человеке собиралась огромная масса информации, которая может быть на 90% даже не соответствует действительности. Легендарии нашли распространение в Галлии, в Британских островах, в Ирландии (особенно к 6-му веку).

3. Мартирологи – если пассионарии и легендарии заложили в житийные произведения именно прием подачи материала, т. е. интересный, увлекательный рассказ, когда читателя просто затягивает это чтение, он живет жизнью этого человека. А с мартирологов (4-5 веках) житийные произведения взяли именно чествование после смерти. Мартиролог так и переводится, как смерть (mortem). Т. е. повествую о смерти.

Для мартирологов важна не столько жизнь и жизненные деяния лица, столько важна смерть – как он умер, во имя чего он умер. Для мартирологов важны последние минуты, годы, дни носителя. Важен финал превращения физического лица в вот такого лица особенного, освещенного.

Более обширные чем мартирологи, пассионарии и легендарии – это житийные произведения так называемые преподобные. Древнейший сборник таких сказаний – Дорофея Тирского, т. е. «Сказание о 70 апостолах», также можно к таким произведениям отнести «Житие честных монахов» патриарха александрийского Тимофея, сборники Палладия и т. д.

С 9 века в христианском мире как на западе и особенно на востоке (Константинополь) в житийной литературе появляется новая черта – так называемое тенденциозное направление. Очень много становится нравоучительного, т. е. здесь мы не видим как в мартирологах судьбу конкретного человека. С 9 века кем ты был человеком по жизни уже не столь важно. Важно то, как ты пришел, кем ты стал.

Общественно-политическая подача всей информации. Часто украшали рассказ чистыми вымыслами, фантазиями в угоду тому чтобы рассказ хорошо смотрелся. Был полным и содержательным. И в Риме, и в Константинополе первенство в сочинении таких рассказов все единогласно отдают величайшему византийскому писателю Симеону Метафрасту по прозвищу Логофет (пересказчик). Почему Логофет? Потому что Симеон Метафраст сумел пересказать все до него существовавшие житийные произведения, которые были доступны.

Каждый раз как кого-то причисляют к лику святых их ставят на одну доску с Апостолами - с учениками Иисуса. В ранних христианских общинах к этому относились со смущением. Деятельность Метафраста – это упорядочение. Его «Житие святых» становится самым распространённым первоисточником для последующих составителей житийных произведений.

Многие житийные произведения находятся в сборниках смешанного содержания, какими являются прологи, синаксарьи, минеи. Пролог - это такая книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднования в честь них. У греков эти сборники называются синаксарьями. Минеи – это сборники сказаний о святых и праздниках, расположенных по месяцам. Они бывают служебные и минеи-четьи. Минеи рукописные имеют больше сведений о святых, чем печатные.

После творчества Симеона Метафраста, деятельность которого становится образцом летописания в последующем, очень много житийных произведений переводится на славянский язык. В частности, на болгарский, дунайско-болгарский язык. Симеон Метафраст был хорошо знаком с болгарским ханом Симеоном Крестителем, который заказал очень большое количество переводной литературы для богослужения в своем государстве.

Когда собственно русские произведения начали создаваться? Ведь первые житийные произведения, которые мы видим на Руси, это произведения переводные греческие. Там рассказываются о греческих деятелях. Когда же начали появляться русские святые? Некоторые исследователи датируют получение разрешения на составление житийных произведений, т. е. разрешение на освещение лица (причисление кого-то к лику святых) уже в первом съезде епископов (996 годом).

Но это не так, друзья мои. Посмотрите, когда был этот съезд – 996 год, это Владимирский период, и когда появились первые русские святые. Через почти 100 лет – в 1069-1073 года. И что самое интересное, первыми русскими святыми стали дети ВладимираБорис и Глеб. Что они сделали для христианской церкви? Ничего. Что они сделали на пути какого-то подвига, на пути служения господу? Ничего. Почему Борис и Глеб, дети Владимира и волжско-болгарской (мать их мусульманка) царевной стали первыми святыми на Руси? Задумались? Имя Бориса вообще не русское, не славянское. Глеб – греческое. Ведь то, что их убил Ярослав, ставший потом Мудрым, в житии вы не найдете. Приписали Святополка.

Житие Бориса и Глеба – они погибли от человеческой страсти – оно составлялось под взором сыновей Ярослава (Всеволод и Изяслав). И составителем, по всей вероятности, этого произведения был никто иной как знакомый нам Нестор. Нестору приписывают не только Бориса и Глеба. Ему приписывают еще житие Преподобного Феодосия игумена Печорского. Какое из них было написано раньше? Житие Преподобного Феодосия написано как-бы неотшлифованно, а Бориса и Глеба написан уже мастером, хорошо описываются события и их смерть.

Следующим идет житие княгини Ольги. Это вгоняет нас в ступор. Ольга, которая сжигала и кромсала людей как хрюшек. Но она должна быть благодарна – жители сожженной Искоростени (древляне, славянский народ) спасли ее от 76-летнего мужа. Ольга фашистка. Третья в списке святых.

Про многоженца Владимира (четвертым идет) даже говорить нечего. 6 законных жен! 300 наложниц. Ни один летописец не берется назвать число детей Владимира - которых он сам обозначил, что они на престол будут усажены, – их 5. Было 6, но одного кокнули сразу. 4-ый в лике святых – это который говорил, что ислам это по мне.

Наиболее известными авторами житий святых на следующее столетие были: митрополит Киприан, Епифаний Премудрый (автор житий Стефана Пермского, житий Сергия Радонежского) и Пахомий Логофет.

В 16 веке центрами создания житийных произведений на Руси становятся устани – отдаленное от городско й суеты место. Происходит изменение самой подачи материала - авторы этого времени стараются не ограничиваться фактами жизни святого, восхвалениями его жизни, а больше стараются показать общественные, государственные или церковные условия в которых проходила деятельность данной личности (святого). Вот именно эти житийные произведения становятся очень ценными источниками истории повседневности государства, населения, повседневности Московской Руси того времени.

Новой эпохой в истории русских житийных произведений стало время, когда творил митрополит Макарий. Он известен тем, что при его непосредственном участии было канонизировано 30 святых. При его руководстве составлены знаменитые и великие Минеи-Четьи (чтение по месяцам). Это, по сути, 12 -ти томный свод, где были собраны все книги, которые обитают на земле русской.

При Алексее Тишайшем мы видим целую плеяду деятелей – это, в первую очередь, Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиевского монастыря Германа Тулупова, также Минеи-Четьи священника Сергиевского Посада Иоанна Милютина, и, естественно уже чуть позже, спустя пол века эту плеяду завершил по созданию русского свода житий святых Даниил Саввич Туптало (в миру). В сане мы его знаем под именем Дмитрия Ростовского. Он течение 20 лет собирал и перерабатывал огромное количество произведений. Он полностью переработал и издал на измененном церковно-славянском языке сочинения Метафраста, издал переработанные великие Минеи-Четьи Макария, перевел на русский язык 30 -томный труд Иезуитов-БолландистовActa Santrorum. Это колоссальное по своим масштабам издание житий святых. Болландисты – это ученые иезуиты. По сути в Acta Santrorum собраны всего мира святые, которые были перечислены в 1643 г.

В Четьи-Минеи святого Дмитрия Ростовского вошли по сути все жизнеописания святых в православной церкви, даже те, которые были пропущены Макарием. Жития святых в Четьи-Минеи святого Дмитрия расположены в календарном порядке. По указанию Макария здесь же помещены также синаксарьи на праздники (объяснение тех или иных праздников). В труде Дмитрия Ростовского очень подробно описаны происхождения тех или иных дней, событий. Это произведение впервые было издано в 1759 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: