Вулы (щепной олень) — детская игрушка для мальчиков




Игрушки народов Севера

На основе жизненной практики народы Севера выявили могучую воспитательную и оздоровительную силу игр, как комплекса средств психологического, педагогического и физического воздействия. Игры характеризуются универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер, знакомят и обучают традиционным видам деятельности.

Пивналтуп (жужжалка)

Детская игрушка, очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл. Материал — дерево, капроновая нить

«Нумасты юнтупсэт» (для думания игрушки)

Головоломка из шести палочек — «Хэт юхуп юнтупсы» (1-й вариант).

Головоломка из шести палочек — «Хэт юхуп юнтупсы» (2-й вариант).

Головоломка из девяти палочек — «Яртьянг юхуп юнтупсы».

У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсэт» — «для думания игрушки». Материал: дерево.

«Ущмаран вухсар» (хитрая лисичка) — головоломка

Задача состоит в том, чтобы снять кольцо, надетое на стержень.
Материал: кость, кожа (ровдуга).

«Щул вус юх пул» — палочка для пуговичной петли

Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту «иголочку». Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем «иголочку» стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она и получила название — «Щул вус юх пул» — палочка для пуговичной петли. Материал: дерево (или кость), кожа (ровдуга).

«Ларынщуп» (волчок)

Детская игрушка, сделанная по типу лучкового сверла. Играя такой игрушкой, ребенок развивал мышцы пальцев, точность движений, аккуратность, терпение.Материал: дерево, кожа (ровдуга).

Вулы (щепной олень) — детская игрушка для мальчиков

Материал: дерево (щепа).

«Вет лов тынуп юх» (стоимостью пяти лошадей палочка) — головоломка

Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей палочка».Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.

«Хоп» (лодка) — сувенир

Изготовлена по аналогии с хантыйской лодкой — колданкой, из цельного дерева без использования гвоздей. Материал: дерево (осина, кедр)

«Акань» (кукла) из клюва утки

Изготовлена в соответствии с традициями. Материал: сукно, шелк, ситец, кость (клюв утки), бисер, нитки сухожильные (капроновые), нитки шерстяные.

«Акань» (кукла) из беличьего меха

Традиционная детская игрушка для девочек.
Материал: беличий мех, ткань (ситец), бисер, нитки хлопчатобумажные, сукно, бусы.

«Акань» (кукла) из ткани — игрушка для девочек

Материал: ткань (ситец, сатин), бисер, нитки хлопчатобумажные.

Некоторые поверья, запреты, связанные с акань, свидетельствуют о соотнесении с представлениями о душе-тени или двойнике человека. В восприятии взрослых некоторые игры с акань считаются пророческими. По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее семейное счастье и плодовитость. Акань никогда не давали собственные имена членов семьи, что было обусловлено стремлением обезопасить живых людей от установленной возможности связи с судьбой игрушечного двойника. Наряды для акань шились только из обрывков новой ткани. Лицо у кукол обозначалось белым либо светлым тоном. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и сделать опасной для человека. Чертами лица наделялись лишь деревянные духи-хранители.

«Щел» — деревянные палочки.

Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.

Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук.

Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 — 2 лет) начинают строить из них палочный домик — щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.

Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку — стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.

Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «лебедя» — «хутанг». Эта игра имеет несколько вариантов.

Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом.

Водящий из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки — голова, одна — шея, три — туловище, по четыре — крылья, пять — хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.

Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать.

Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет — оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.

Эта игра строится на фигуре лебедя не случайно. Лебедь — орнитоморфный облик богини Калтащ — ангки. Являясь матерью — прародительницей, Калтащ — ангки в то же время задает людям основные нормы, образцы и ценности хантыйского мира.

Ребенок должен удерживать в сознании целостный образ, чтобы увидеть моменты его повреждения. Сама по себе эта задача связана глубинным смыслом с выявлением дефекта, для того, чтобы иметь возможность его устранить. В качестве нормы здесь выступает образ лебедя, вынутая палочка — это нарушение образа. Обнаруживая нарушение и получая возможность его исправить, ребенок метафорически осваивает один из основных принципов борьбы с болезнями как с нарушениями некоторой обобщенной нормы.

С другой стороны, если брать прагматическое назначение данной игры, то она тренирует такие базовые способности человека, как воображение, память и внимание. Не имея воображения, ребенок вряд ли сможет за обычными деревянными палочками увидеть лебедя. Тренировка памяти связана с тем, что, видя измененный образ, ребенок должен восстановить в своем сознании образ исходный. Внимание тренируется операцией соотнесения мысленного образа (образа памяти) и образа видимого.

Игра в «щёл» на ловкость. В эту игру также могут играют как дети, так и взрослые.

Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, кладёт все палочки на ладонь, затем движением руки снизу вверх их подбрасывает. За то время, пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки подбрасываются с тыльной стороны руки, рука снова переворачивается, и ребёнок должен поймать палочки в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество — ход переходит к другому игроку. Цель игры заключается в том, чтобы набрать наибольшее количество палочек.

Когда остаётся последняя палочка, сначала ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с нею так же, как описано выше. Затем характер игры меняется. Палочка кладется между большим и указательным пальцем правой руки, подбрасывается и ловится между этими же пальцами. Если игрок не уронил палочку, процедура выполняется между указательным и средним пальцем и т.д. В случае если ребенок справился с задачей, он должен то же самое выполнить на левой руке, а затем в обратном направлении, начиная с мизинца и безымянного пальца левой руки. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. В случае ошибки, ход переходит к следующему играющему. Каждый игрок, при повторном ходе начинает всю процедуру с самого начала, независимо от того, на какой стадии потерял палочку. Последняя палочка отходит к игроку, который выполнил все операции с палочкой от начала до конца.

Данная игра содержит несколько культурных символических смыслов. Первый смысл — взаимодействие руки и орудия. Орудие в руке (схваченное рукой) противопоставляется орудию, лежащему на руке. Рука в этой игре находится в трех положениях. Первое: палочки лежат на раскрытой ладони, второе — палочки ловятся на тыльную сторону, третье — палочки ловятся в ладонь. В качестве превосходной степени развития ловкости рук в хантыйском фольклоре встречаются описания того, как герой ловит стрелу рукой.

Второй символический смысл — понимание парности. Пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек — игрок прекращает игру. То есть, парность — означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек — во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение — прибыль, достаток, а также неполнота.

Интересно, что в ходе игры в выигрыше остается не тот, кто поймал за один раз в ладонь большее количество палочек, а тот, кто поймал необходимое (в данном случае — непарное). На этом строится важный принцип рационального природопользования, где поощряется умеренность и каждый берет от природы только необходимое, а жадность и неразумное потребление природных благ осуждается традиционной общностью.

Если относиться к этой игре, исходя из развития способностей ребенка, то в ней тренируются такие качества, как умение оценить количество на глаз (что особенно важно для занятий оленеводством), глазомер, ловкость, координация движений. Зачастую дети вырабатывают особую тактику, когда намеренно подбрасывают палочки выше и стараются поймать только одну. В данный вариант игры любят играть и пожилые люди, особенно женщины. С годами, руки утрачивают былую гибкость, игра же в щёл позволяет тренировать и кисти, и пальцы рук, что очень важно для занятий рукоделием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: