(часть 4)
Русская пляска:
Пляски или плясовые — это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространённый и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. В каждом регионе России существует свой, местный тип пляски. Плясовые фигуры — коленца — очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению. Нет регламентированного передвижения танцоров по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое ему хотелось. Наиболее распространённые, устоявшиеся виды русской пляски: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска. В групповой пляске может участвовать много людей, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей, в некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей.
Перепляс — это соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности, показ характера исполнителя, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. Его исполнение носит импровизационный характер. В переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. С каждым выходом движения усложнялись. Иногда в переплясе были другие правила: соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.
Самые известные пляски в России: Русского (на задор), Бешеная, Голубец, Барыня, Камаринская, Трепака, Бычок, Кружка, Топтуша (топотуша), Семечка, Матаня, Ломание и другие малоизвестные.
|
Вторым видом танцевального творчества получившего большое распространение в Орловской области, являются пляски импровизации и пляски с частушками, сольные, парные и групповые пляски, которые отличаются большим разнообразием музыкального сопровождения, положением рук, характерных движений и манеры исполнения. Ниже мы предлагаем несколько таких плясок записанных в разных районах области.
1. «Досада» (Первый вариант)
«Досада» - танец записан в 1971 году, в Шаблыкинском районе, деревня Солово, от Диденко Маргариты Евгеньевны, 1901 года рождения.
Это танец имеет импровизационный характер в форме перепляса. Количество исполнителей может быть любое. Участвуют в нем и мужчины и женщины. Вначале танец исполняется без частушек, но по мере убыстрения темпа и эмоционального накала танца, частушка занимает свое место в качестве сопровождения.
Перед началом танца исполнители встают в круг. С началом музыки все двигаются в затылок друг за другом переменным шагом по кругу (рис 1). Затем на середину круга выходит солист, а их могло быть и двое. Все стоящие по кругу, берутся за руки и простым бегом движутся по кругу. Солист или солисты в кругу исполняют свой танец-импровизацию, при этом все в кругу останавливаются, хлопают в ладоши и притопывают (рис 2). После окончания танца солист или солисты возвращаются на свое место в кругу, и танец повторяется, но теперь выходит на круг другой солист или солисты. Солистом может быть как мужчина, так и женщина или две женщины, или два мужчины, или мужчина и женщина.
|
2. «Досада» (Второй вариант)
«Досада» - танец записан в 1976 году, в Дмитровском районе, деревня Горбуновка, от Кузнецовой Анастасии Ильиничны, 1909 года рождения.
Перед началом танца исполнители встают в две параллельные шеренги на расстоянии, лицом друг к другу (рис. 1). На начало музыки - все поворачиваются в затылок друг к другу и колоннами движутся переменным шагом то в одну, то в другую сторону. На четыре такта вправо, на четыре такта обратно, предварительно повернувшись на 180 градусов (рис. 2). На восемь тактов крайние участники выходят в центр и исполняют друг перед другом танец - перепляс (рис. 3). По окончании перепляса солисты возвращаются в колонну с другой стороны, а на их место выходят новые солисты, те, кто стоял рядом с первыми солистами (рис. 4). Постепенно темп ускоряется. Солисты начинают сопровождать свой танец частушками. Заканчивается танец своеобразной частушкой-разбором, в содержании которой говорится о том, что он еще бы танцевал, но его дома ждут дела. После чего исполнитель выбывает из танца. И так пока хоровод не разойдется (разберется). В частушках, каждый придумывал свою причину:
|
Поплясала бы ещё,
Да жалко егодиночки
Он танцует - ноги мает.
На лице потиночки
3. «Подскок»
«Подскок» - танец записан в 1976 году, в Болховском районе, село Карентяево, от Ермаковой Анастасии Васильевны,1914 года рождения.
Перед началом танца все танцующие становятся парами по кругу, взявши под руки, друг друга. Свободные руки на талии в кулачке. Танец исполняется свободно и весело.
1-4такт. Исполнители основным движением №30 движутся по кругу (рис 1).
5 -8 такт. Не меняя движения и положив руки себе на талию, исполнители расходятся в разные стороны (рис. 2) и становятся лицом друг к другу.
9-12 такт. Тем же движением меняются местами, проходят мимо друг друга левыми плечами (рис 3).
13 -16 такт. Тем же движением меняются местами, проходят мимо друг друга правыми плечами (рис 4).
В конце 16-го такта все становятся вновь парами по кругу, и танец начинается сначала.
Движение № 30 - подскок.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«И» - правую ногу, согнутую в колене поднять вверх.
«Раз» - перескочить на правую ногу. Левую ногу, согнутую в колене поднять вверх.
«И» - перескочить на левую ногу, правую согнутую в колене поднять вверх.
«Два» - перескочить на правую ногу, левую согнутую в колене поднять вверх.
«И» - подскочить на правой ноге, левая нога не меняет своего положения.
4. «Подковырка».
«Подковырка» - танец записан в 1971 году, в Троснянском районе, деревня Красавка, от Шолуховой Елены Павловны,1905 года рождения.
В этой пляске участвуют парни и девушки. Они, то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направлений. Руки юношей поднимаются и опускаются вниз в беспрерывном движении. Плечи то поднимаются, то опускаются. Приседания чередуются с быстрыми вращениями и переходами. Ступни ног беспрерывно касаются пола носком и пяткой. Иногда даже мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях. Несколько раз подряд он проделывает так же движения, как будто бы ковырял и подковыривал землю.
Что касается девушки, она на протяжении всего танца ходит вокруг партнера, и как бы плывя и совершая сложные повороты, наклоняя и поднимая корпус. Когда корпус ее наклоняется вправо - поднимается левая рука и наоборот.
5. «Барыня»
Танец носит импровизационный характер и исполняется он двумя женщинами или мужчиной и женщиной. Иногда его исполняли все участники, но обязательно парами. В этом случае каждая пара танцует свой импровизированный танец друг против друга. Если танцуют два солиста, то остальные стоят на месте, хлопают в ладоши, притопывают. Сопровождается танец частушками.
Если в танце участвуют две девушки, то начинает одна из них. Она проходит по кругу, перед музыкантом исполняет дробь, поет относящуюся к нему частушку:
Поиграй-ка гармонист,
Неужели тебе лень?
Я твою игру веселу
Ожидала целый день
и движется по кругу, выбирая себе партнершу из присутствующих перед которой выбивает дробь, поет частушку-приглашение:
«Ой, подружка, выходи,
А я уже вышла
Давай дроби дробанем,
Чтобы было слышно».
Если не выходит эта партнерша, то приглашается другая девушка. Если не выходит и вторая, что бывает очень редко, то приглашалась третья. Так длиться до тех пор, пока не найдётся партнёрша. Во время пляски исполнительницы поют частушки. Частушки могут быть самые разные. Например:
«Хорошо, подружка, дробишь,
Научи меня дробить.
Из-за дроби тебя любят
И меня будут любить».
Как только танец кончается, исполнители частушками благодарят друг друга и музыканта:
«А спасибо, гармонист,
Мы уж наплясалися
Наши ноженьки устали
И тебе досталося».
После чего исполняют дробь-ключ и заканчивают танец. Если в танце участвуют юноша и девушка, то танец начинает юноша. Он также идет по кругу, выбирает себе партнершу, перед ней поет частушку:
Ах, милая моя,
Маковое зёрнышко,
Потанцуй-ка ты со мной,
Красненькое солнышко
Затем выбивает дробь и как только партнерша выходит сразу запевает частушку:
Отчего же не сплясать,
Отчего не то и путь,
Неужели у ботинок
Все подмётки лопнуть
Если она не вышла, то приглашает другую девушку. Иногда проявляя настойчивость он приглашает одну и ту же девушку несколько раз, пока она не выйдет к нему на круг. На протяжении всего танца исполняются частушки. В конце, как только партнерша чувствует усталость, она частушкой благодарит партнера:
А спасибо тебе Вася (милый)
Я уж наплясалася
Мои ноженьки устали
И тебе досталося.
Юноша тоже отвечает ей частушкой. Оба благодарят музыканта:
Мы уж с милашкой (милёнком) наплясались
По полу суковатому
За весёлую игру
Спасибо куреватому
Иногда в знак благодарности исполнители пожимают друг другу руки. Танец заканчивается.
Если в танце участвует большое количество людей, то начинается он обычно в любое время, не ожидая приглашения, кому когда угодно. Заканчивают так же, кому когда угодно. Но чаще всего танец заканчивается тогда, когда переставала играть музыка.
6. «Во саду ли»
«Во саду ли» - танец записан в 1978 году, в Хотынецком районе, деревня Клеймёново, от Кащеевой Анны Фроловны,1909 года рождения.
На начало музыки юноша выходит в круг, опускается на колено (все присутствующие стоят по кругу). Затем выходит одна самая смелая девушка. Ее танец начинается с обхода вокруг юноши, простым шагом, переходящим в переменный шаг. Темп постепенно убыстряется, движения усложняются, и тогда девушка танцует только перед юношей, исполняя различные замысловатые движения. Все исполнение девушки направлено на то, чтобы понравится юноше, и в определенный момент она подбрасывает платок вверх. Если девушка нравится, то он ловит платок встает с колена и перепляс продолжается. Если девушка не нравится, то юноша не ловит платок, а девушка забирает платок и идет в общий круг, а вместо нее выходит другая девушка. Так длится до тех пор, пока юноша не поймает платок. И просмотрев танец понравившейся ему девушки, он подходит к ней кладет платок на плечо, делает поклон, благодарит ее, за танец.
Иногда в центр могут выходить несколько пар, но у каждой пары свой танец- импровизация. Присутствующие при этом могут хлопать в ладоши, притопывать, петь частушки. Вообще без внимания, танцующие солисты, никогда не оставались.
7. «Заглядалочка»
«Заглядочка» - танец записан в 1976 году, в Свердловском районе, деревня Ясная Поляна, от Бухаркиной Анны Семёновны, 1905 года рождения.
Этот танец-перепляс исполняется по кругу любым количеством пар. Девушки стоят впереди, а юноши сзади девушек. Такое название танец получил, потому что на протяжении всего танца юноша заглядывает или пытается заглянуть девушке в глаза то с правой, то с левой стороны. При этом двигаясь по кругу переменным шагом. На конец музыкальной фразы круг останавливается, а пара, которая оказывается напротив музыканта, исполняет дробные движения друг против друга, продвигаясь в центр круга, где продолжает соло-импровизацию. В конце они друг перед другом исполняют «ключ» и занимают место в общем кругу. Когда пара исполняет соло, все остальные стоят на месте и прихлопывают в ладоши. Все начинается сначала. Так продолжается пока в центре не побывает каждая пара и может длиться до бесконечности.
8. «Колчак» (Первый вариант)
Танец записан в 1985 году, в Новосильском районе, деревня Воротынцево, от Шутовой Ольги Ильиничны,1925 года рождения.
Название танца по выражению самих исполнителей, произошло, от того, что все танцы, особенно летом проходили на «пяточке», который чаще всего находился на лугу. А здесь были и кочки, которые в народе называются «колчи».
Перед началом танца все присутствующие образуют круг, стоя лицом в центр круга. Как только заиграла музыка выходит одна из девушек, которая, пройдя по кругу, подходит к гармонисту и поёт частушку:
«Выхожу я танцевать
Колчака проклятого
Вызываю я троих,
Гармониста пятого»
После этого выходят еще три девушки и уже вчетвером движутся по кругу, в центре которого находится гармонист. Как только гармонист подходит к одной из девушек, все останавливаются, а девушка, к которой подошел гармонист, поет частушку, исполняет перед ним несколько замысловатых дробей, и все снова движутся по кругу.
9. «Колчак» (Второй вариант)
Танец записан в 1979 году, в Новосильском районе, деревня Вяжи, от Щепкиной Веры Филипповны, 1927 года рождения.
Начинается этот вариант танца, так же, как и первый, но после частушки выходят три девушки, а гармонист остается сидеть на месте. Все четыре девушки образуют звездочку. На конец музыкальной фразы «звездочка» разрывается. Первая девушка выходит на центр, поет частушку, исполняет замысловатые дроби (иногда хлопушки). Все остальные в это время стоят на месте, слушают частушку, а когда солистка исполняет дроби, хлопают в ладоши. Затем снова звездочка, и все начинается сначала.
10. «Колчак» (Третий вариант)
Танец записан в 1979 году, в Новосильском районе, деревня Соколье, от Булкиной Анны Акимовны, 1932 года рождения
Этот вариант отличается от предыдущих тем, что в нем могут участвовать и юноши, но начинает его обязательно девушка. Она приглашает частушкой юношу:
Ой, Вася, выходи
Выходи со мной плясать,
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть
Юноша в свою очередь приглашает другую девушку:
Золотое, завитое
Тонкое колечко
Приглашаю поплясать
Вас, моё сердечко
Так длится до тех пор, пока не наберется определенное количество пар, которых может быть неограниченно. Все парами движутся по кругу друг за другом. Затем первая пара начинает петь частушку, а все остальные останавливаются, слушают частушку. Парни при этом подсвистывают, девушки ихают и хлопают в ладоши. Дробей в танце не было или встречаются очень редко. Основными движениями были переменный и шаркающий шаг исполняемые в быстром темпе. В данном танце за руки и уж тем более за талию не брались. Основным соединением между парами были платки.
11. «Топчак»
Танец записан в 1979 году, в Шаблыкинском районе, деревня Сомово, от Диденко Маргариты Евгеньевны, 1929 года рождения.
Это вариант «колчака», но название получил от слова топтаться Следовательно, характерными движениями в этом танце являются мелкие дробные переступания. Танцуют несколько девушек, которые движутся по кругу. В определенный момент все останавливаются, одна поет частушку, все остальные подпевают, ихают. После исполнения частушки, все ударяют в ладоши, ногой об пол, исполняют дробные переступания, продолжают двигаться по кругу, сопровождая прищелкиваниями пальцами.
«Матаня»
Один из наиболее распространенных и любимых танцев на Орловщине. По своему характеру это веселый, энергичный танец. В нем могут участвовать мужчины и женщины, молодые и пожилые, взрослые и дети. Исполняют его как несколько человек, так и много участников. Танец носит импровизированный характер и исполняется в форме перепляса. Композиционное построение в основном - круговое с солистами внутри. Но встречаются и другие построения, часто сопровождаемые частушками.
Свое название танец получил от слова «мотаться». В народе говорят: «Пойдем, помотаемся, то есть потанцуем». В некоторых селах «матаней» называют место, где проходят танцы. Говорят: «Пойдем на «матаню».
12. «Матаня» (Первый вариант)
Танец записан в 1980 году, в Новодеревеньковском районе, село Михайловка, от Шатёрной Нины Ильиничны, 1936 года рождения.
Четыре человека встают в круг. Это могут быть только девушки или две девушки и два юноши. Двигаясь по кругу, исполнители поочередно поют частушку. Когда частушка заканчивается, все останавливаются, отбивают дробь типа ключа и продолжают танец, двигаясь по кругу.
13. «Матаня» (Второй вариант)
Танец записан в 1986 году, в Новодеревеньковском районе, деревня Красниково, от Матюхиной Анастасии Петровны, 1930 года рождения.
В круг встает большое количество исполнителей, которые двигаясь по кругу, поют частушки про «матаню». После частушки все останавливаются друг перед другом, исполняют замысловатые коленца и продолжают танец, двигаясь по кругу.
14. «Матаня» (Третий вариант)
Танец записан в 1977 году, в Знаменском районе, посёлок Георьевский, от Тальковой Домны Ефимовны, 1902 года рождения.
Это один из немногих вариантов, который имеет определенную композицию. Перед началом танца четыре пары встают лицом в круг (рис 1).
1-4такт. Девушка первой пары начинает петь частушку и вместе с партнером движется, приплясывая к паре, которую выбрали, в данном случае ко второй паре. Одновременно 2-я, 3-я и 4-я пары на месте притопывают, исполняя акцентированный шаг на одну ногу.
5-12такт. Вторая пара перед первой старается показать более сложные движения, чем те, которыми двигалась к ней первая пара. При этом первая пара на месте исполняет акцентированный шаг на одну ногу. Одновременно 4-я пара простым шагом движется к 3-ей паре (рис 2).
13-16такт. Вторая пара с частушкой наступает на первую пару и в обратном направлении движутся по кругу. Одновременно 3-я и 4-я пары, взявшись за руки, движутся по кругу навстречу 1 -й и 2-й паре (рис 3).
17- 20такт. Все разъединив руки и двигаясь друг за другом в затылок расходятся на большой круг (рис. 4) и занимают исходное положение (рис. 1).
21- 24такт. На месте исполняется поворот вокруг себя в паре стоя рядом. Весь танец начинается сначала, но уже второй парой.
Бычок
Танец записан в 1975 году, в Ливенском районе, деревня Пешково, от Субосбродовой Алевтины Сидоровны, 1911 года рождения.
Танец получил свое название потому, что одним из наиболее характерных движений в нем напоминает «бодание». В танце может участвовать любое количество пар, состоящих только из женщин, иногда только из мужчин,
но чаще всего исполнителями были мужчины и женщины. Во время исполнения девушки прикрывали лицо руками от стеснения. Да и слово «бычиться» означает дичиться, стесняться, бояться. А тем более, когда на них не только смотрели, но и танцевали с ними. Характерной особенностью данного танца является то, что при «наступлении», головы пляшущих подняты вверх, а при встречи опускаются вниз. Танец исполняется с большим увлечением и азартом, используя разнообразные импровизационные движения. Плясавшие «бычка» сильно и выразительно двигали плечами и всей верхней частью туловища. Ниже дается композиционная запись на четыре пары, в которой участвуют мужчины и женщины.
Описание движений:
Движение № 4 - шаркающий шаг.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть вперед правой ногой, левая нога, согнутая в колене, отведена назад.
«И» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой ногой и провести вперед.
«Два» - шагнуть вперед левой ногой, правая нога, согнутая в колене, отведена назад.
«И» - ударить каблуком правой ноги рядом с левой ногой и провести вперед. Данное движение исполняется на маленьком полуприседании, ноги высоко не поднимаются. Корпус неподвижный.
Движение № 15 - тройной притоп.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой.
«Два» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«И» - пауза. Движение может служить как заключение, какого - либо движения, так может исполняться несколько раз подряд самостоятельно как с одной ноги, так и двух ног.
Движение № 24 - двойной притоп.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз - И» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой ногой.
«Два - И» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой ногой Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой ноги.
Исходное положение: юноши и девушки стоят в двух линиях на расстоянии, лицом друг к другу.
Фигура первая.
I— 4 такт. Юноши движутся к девушкам. (Движение № 4) Головы подняты вверх. Руки опущены вдоль корпуса. Девушки стоят на месте. Руки опущены вдоль корпуса, головы подняты вверх. (Рис. 1)
5 такт. Юноши ударяют правой ногой об пол, головы опускаются вниз.
6 такт. Девушки опускают головы вниз. (Рис. 2)
7 — 8 такт. Девушки проходят мимо юношей (Движение № 4), головы опущены вниз. Юноши через левое плечо взглядом провожают девушек (Рис. З) и поворачиваются лицом к центру. (Рис. 4)
9-10 такт. Девушки продолжают двигаться вперед, головы подняты вверх. Юноши на месте исполняют тройные притопы (Движение № 15), головы подняты.
II- 12 такт. Девушки через левое плечо поворачиваются к центру (рис.
5) и в конце, 12 такта исполняют двойной притоп (Движение № 24), головы подняты вверх.
Фигура вторая.
Повторяется первая фигура, только теперь все начинают девушки. (Рис. 6)
Фигура третья.
1 - 4 такт. Крайние юноша и девушка движутся навстречу друг другу (Движение № 4). Головы подняты вверх, руки опушены вдоль корпуса. Одновременно все остальные движутся (Движение № 4), на задний план с поднятыми головами и меняются местами. Про встречи юноши и девушки головы опускают вниз. (Рис. 7)
5 — 10 такт. Солисты в центре исполняют танец импровизацию с различными движениями, друг против друга, головы опущены вниз, взгляд друг
на друга. Все остальные продолжают двигаться в противоположные стороны, с поднятыми головами, повернувшись на солистов. (Рис. 8).
11-12 такт. Первая пара солистов расходится (Движение № 4), с поднятыми головами в свои линии, одновременно вторая пара солистов, крайние юноша и девушка с поднятыми головами выходят на центр (Движение № 4). Все остальные с поднятыми головами идут на задний план (Движение № 4). (Рис. 9)
13-22 такт. Вторая пара солистов на середине исполняют свой танец импровизацию. Головы опущены, взгляд друг на друга. Все остальные меняются местами (Движение № 4), головы подняты, взгляд на солистов. При встрече головы опускаются. (Рис. 10)
23 - 24 такт. Вторая пара солистов расходится с поднятыми головами в свои линии (движение № 4), одновременно две новые пары выходят на соло в центр с поднятыми головами (Движение № 4). Остальные движутся на задний план (Движение № 4). (Рис. 11)
25 - 34 такт. Две пары солистов с опущенными головами исполняют свой танец импровизацию. Остальные движутся (Движение № 4), на задний план сцены с поднятыми головами, но при встрече головы опускаются вниз. (Рис. 12) В конце 32 такта, все, кроме солистов, поворачиваются на 180 градусов и движутся в обратном направлении тем же движением. (Рис. 13)
35 - 36 такт. Все образуют колонну парами. Головы подняты вверх. (Рис. 14)
Фигура четвертая.
1-4 такт. Все движутся в разные стороны друг от друга. Головы подняты вверх (Движение № 4). (Рис. 15)
5-6 такт. Все поворачиваются лицом к центру. Головы подняты вверх. (Рис. 16)
7-10 такт. Все движутся навстречу друг другу (Движение № 4). Головы подняты вверх. (Рис. 17)
11 - 12такт. Тройные притопы друг перед другом (Движение № 15). Головы опускаются вниз. (Рис 18)
13-16 такт. Все парами на месте исполняют поворот вокруг себя (Движение № 4). Головы опущены вниз. (Рис 19)
17-18 такт. Каждый на месте исполняет поворот вокруг себя на 360 градусов (Движение № 4), остановившись, спиной друг к другу. (Рис. 20)
19-22 такт. Все линиями расходятся в разные стороны (Движение № 4). (Рис. 21)
23 — 24 такт. Каждый на месте исполняет поворот вокруг себя на 180 градусов (Движение № 4) (Рис. 22) и в конце 24 такта с тройным притопом (Движение № 15), образуются две линии лицом к центру. (Рис. 1) Танец заканчивается или может начаться сначала.
Голюба» (милый, милая)
Танец записан в 1977 году, в Знаменском районе, посёлок Георьевский, от Тальковой Домны Ефимовны, 1902 года рождения.
Это танец, исполняется любым количеством участников по кругу с использованием элементов импровизации. Начинает его всегда девушка с обращения к гармонисту частушкой:
«Поиграй-ка гармонист,
Поиграй голубчик,
Развивает ветерок
Твой курчавый чубчик».
(Такая же подобная частушка поется и тогда, когда гармонист устает, а танцевать еще хочется). Она проходит по кругу движением — 31, выбирая себе партнера. Перед выбранным юношей исполняет движение -32. Затем тот, кто выбран, идет за девушкой, которая его выбрала движением -31. На конец музыкальной фразы оба сходятся в центре круга, исполняют движение -32 и расходятся, чтобы пригласить новых партнеров. И так в танец могут быть вовлечены все участники. Сопровождается танец частушками, в которых обязательно есть слово «голюба»:
«Голюба к танцу приглашает
Разве можно устоять,
Если сердце так и рвется
С голюбой русского сплясать».
Эта частушка исполняется обычно девушкой, которую приглашает на танец юноша.
Описание движений:
Движение № 31 - шаг с ударом.
Исходное положение - первая свободная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шаг вперед правой ногой.
«И» - шаг вперед левой ногой.
«Два» - удар правой ногой рядом с левой ногой.
«И» - пауза.
Движение № 32 - прыжок со сдвоенной дробью.
Исходное положение первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
1 -й такт:
«Раз» - прыжок на две ноги по первой параллельной позиции слегка присесть.
«И» - подскок на левой ноге, правая нога поднимается до щиколотки левой ноги. «Два» - сдвоенная дробь правой ногой. «И» - поскок на левой ноге.
2-й такт:
«Раз» - сдвоенная дробь правой ногой.
«И» - удар всей стопой левой ноги рядом с правой ногой. «Два» - удар всей стопой правой ноги рядом с левой ногой. «И» - пауза.
Трепак»
Танец записан в 1974 году, в Торснянском районе, деревня Красавка, от Мурманской Александры Фоминичны, 1924 года рождения.
Это танец импровизация. В народе говорят: «Ну, давай ему (гармонисту) гармошку. Пусть потреплет нас». Отсюда и пошло название танца - «трепак». И хотя в танце нет определенных композиционных перестроений, все — таки наблюдается частая смена местами, либо друг с другом, либо пара с парой. Танцуют обычно друг перед другом или пара перед парой. Движения ног и рук могут быть самые различные. Друг за друга не берутся.
Проходка»
Танец записан в 1979 году, в Покровском районе, село Красное, от Изотовой Тамары Григорьевны, 1927 года рождения.
Сопровождается танец частушками. Основное композиционное построение «ручеек», когда исполнители стоят в две шеренги лицом друг к другу. Через этот «ручеек», проходит пара за парой при этом исполняют частушки. Так может длиться, до бесконечности.
Платочки»
Танец записан в 1979 году, в Покровском районе, село Красное, от Изотовой Тамары Григорьевны, 1927 года рождения.
Особенностью этого танца, как и многих других, является то, что на него приглашает не юноша, а девушка. Пройдя с платочком вдоль присутствующих, она подходит к приглянувшемуся ей юноше, ударяет перед ним правой ногой и одновременно делает взмах платком. Юноша, поймав платок и не отпуская его, вместе с девушкой, подбросившей платок, исполняет танец- импровизацию, состоящий из самых различных шагов усложняющихся различными дробями.
Месяц»
Танец танцевался повсеместно.
Это парный танец, где юноша и девушка не касаются друг друга. Юноша стоит слева от девушки. Руки в положении №40.
Фигура —1(16 тактов).
Исходное положение - две линии стоят лицом друг к другу на расстоянии.
1-4 такт. Линии движением -1 движутся навстречу друг другу (рис - 1).
5-8 такт. Линии спиной отходят назад на свои места. Руки в том же положении (рис — 2).
9-10 такт. Простым шагом линии движутся вправо. На каждые 1\2 такта, руки исполняют поворот кистями, то тыльной стороной, то ладонью к зрителю (рис 3).
11-12 такт. Тем же движением линии возвращаются на свои места. Обе руки играют кистями (рис -4). На конец, 12-го такта две линии останавливаются лицом друг к другу, руки опускаются вниз, кисти в кулачках ладонями вперед.
13-16 такт. Девушки движением -1 в повороте переходят на противоположные стороны. Юноши на месте исполняют движение 15 (рис — 5). Руки опущены вниз. Таким образом, в конце 16 — го такта девушки оказываются с другим партнером в других линиях с левой стороны.
Фигура -2(16 тактов).
Повторить первую фигуру, но только с другим партнером.
Фигура -3(16 тактов).
1-12 такты. Повторить 1-12 такты первой фигуры.
13-16 такты. Девушки правой линии, а юноши левой, движением -1 в повороте, переходят в противоположные линии. Оставшиеся на месте юноши и девушки, исполняют движение - 5. Руки у всех опущены вдоль корпуса, кисти в кулачках (рис 6). Наконец 16 -го такта все образуют две линии лицом друг к другу (рис 7).
Фигура — 4.
Это самая длинная фигура, т.к. она строится на перестроениях пар - солистов. Чаще всего это исполнение основного движения в сочетании с различными дробными выстукиваниями. В данной записи показан выход одной сольной пары. Все последующие пары проделывают то же самое композиционное построение, что и первая.
1-4 такт. Крайние юноша и девушка движением - 1, движутся навстречу друг другу. Все остальные девушки и юноши движутся движением -5 вправо занимая место солистов (рис 8).
5-8 такт. Солисты исполняют свой танец импровизацию, который может занимать и большее количество тактов. Руки при этом опущены, но могут занимать самые различные положения. Когда солисты исполняют свой танец, все остальные на месте исполняют движение - 5 (рис 9). После этого первые солисты занимают свое место в линиях, а на их место выходит новая пара (рис 10). Все начинается сначала, но уже движения солистов становятся более замысловатыми. Это проделывает каждая пара. Иногда одновременно могут выходить на центр несколько пар.
Фигура - 5 (16 тактов).
1 - 4 такт. Движением -1 линии движутся навстречу друг другу. Левая рука на поясе, правая на 1\2 такта исполняет поворот кистями (рис 11).
5 -8 такт. Линии спиной отходят движением -1 на свои места. Положение рук остается без изменений (рис 12).
9-10 такт. Движением — 3 линии движутся вправо. Обе руки подняты на уровне плеч и на каждые 1 \2 такта «играют» (рис 13).
1 — 12 такт. Простым шагом линии возвращаются обратно на свои места. Руки своего положения не меняют (рис 14).
13 — 16 такт. Девушки и юноши через одного движением - 1 в повороте движутся на противоположную сторону. Все оставшиеся на месте исполняют движение - 15 (рис 15). В конце 16-го такта вновь образуются две линии. Руки опускаются вдоль корпуса. Весь танец заканчивается или может начаться сначала.
21. «Полька» (Первый вариант).
Танец записан в 1978 году, в Хотынецком районе, село Ильинское, от Савоськиной Пилогее Андреевны, 1913 года рождения.
Исполнители, которых может быть любое количество пар, стоят по кругу лицом. Девушка чуть впереди юноши. Руки в положении №4 (рис.1).
Описание положения рук:
Исполнительница стоит лицом по ходу танца. Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне пояса. Кисть левой руки открыта ладонью вниз. Правая рука лежит ладонью на локтевом сгибе левой руки. Во время танца правая рука описывает круг вправо, через «свечу», занимает место левой руки.
Описание движений:
Движение № 1 - переменный шаг.
Исходное положение - третья позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вперед.
«И» - шагнуть левой ногой вперед.
«Два» - шагнуть правой ногой вперед, исполняться назад как в медленном, так и в быстром темпе, в зависимости от характера танца.
Движение № 6 - приставной шаг с ударом.
Исходное положение - первая параллельная позиция ног. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - приставить левую ногу к правой ноге.
«Два» - шагнуть правой ногой вправо.
«И» - левую ногу с ударом всей стопой об пол подставить к правой ноге. Все движение может подняться с левой ноги влево. Можно исполнять вместо приставных шагов - простые шаги с продвижением вперед, назад.
Движение № 33 - шаг с мазком.
Исходное положение - третья позиция ног. Правая нога впереди. Музыкальный размер - 2/4.
«Раз» - шаг правой ногой вправо.
«И» - мазок подушечкой левой ноги и подвести ее к щиколотке правой ноги.
«Два» - «И» - тройной притоп (левой, правой, левой ногой).
Фигура - 1 (1 - 4такт).