Студента 144 группы физико-математического факультета Радионова С. Н.
Тема № 4
Название темы: Контроль за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся в прикрепленном классе
Школа № 16
Класс 8 г
Преподаватель по школьной гигиене: Акулова Любовь Ивановна
Сыктывкар
Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются одновременно. Физическое воспитание призвано всемерно содействовать физическому развитию детей иподростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.
Средства, которые используются при физическом воспитании, разделяются на 2 группы. К первой группе относятся различного рода физические упражнения, подвижные и спортивные игры, спорт во всех его видах, ко второй группе — соблюдение режима дня, правил личной гигиены, закаливание путем использования естественных факторов.
Правильная организация физического воспитания предусматривает одновременное использование средств, входящих в первую и вторую группы, при строгом учете состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
Общеобразовательная школа, должна привить учащимся необходимые знания и навыки по физической культуре, массовым видам спорта и на этой основе обеспечить всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей и подростков. Органам народного образования поручено расширить в школах внеклассную спортивно-массовую работу; организовать занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. При прочих равных условиях (материальное благосостояние семьи, режим дня, питание и пр.) рационально организованные занятия физической культурой и спортом содействуют процессам роста и развития и способствуют укреплению здоровья учащихся.
Длина и вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и сила сжатия кисти руки у школьников, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, оказываются выше соответствующих показателей у детей и подростков, которые, кроме двух академических часов в неделю, не уделяют времени занятиям физической культурой и спортом.
Школьники, занимающиеся регулярно физической культурой, имеют, как правило, гармоническое физическое развитие. А гармоническое и низкое физическое развитие среди юных спортсменов встречается много реже, чем среди школьников, не занимающихся спортом.
Годовой прирост жизненной емкости легких, силы различных групп мышц (рук, ног, туловища) у школьников, занимающихся физической культурой, во всех возрастных группах выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
Систематические занятия физической культурой способствуют улучшению обмена веществ, совершенствованию физиологических функций. Повышение у детей и подростков быстроты, силы, ловкости и выносливости в процессе занятий физической культурой и спортом позволяет им показывать более высокие результаты при выполнении различных физических упражнений по сравнению со школьниками, которые физкультурой систематически не занимаются.
Так, учащиеся тех первых классов, в которых ежедневно на протяжении года проводились 20-минутные занятия подвижными играми, при проверке физической подготовленности показали лучшие результаты, чем школьники параллельных классов, занимавшиеся физкультурой по обычной программе. В конце года выяснилось, что первые увеличили в среднем на 5 см прыжок в высоту с места и улучшили на 2 секунды время бега на 30 м, тогда как вторые улучшили время бега на ту же дистанцию в среднем на 0,6 секунды и увеличили прыжок в высоту только на 2 см. Заметное улучшение физической подготовленности было отмечено также у учащихся среднего школьного возраста, которые ежедневно в течение часа занимались физкультурой во внеклассное время.
Изменения костно-мышечной системы под влиянием физических упражнений и спортивных тренировок. Увеличение двига тельной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному приросту их длины тела. Физическая нагрузка и двигательная активность, соответствующие возрастным возможностям детей и подростков, стимулируют нормальное развитие костно-мышечной системы. Рентгенологические исследования скелета юных спортсменов, физическая нагрузка которых во время тренировок отвечает силам и степени подготовленности, не обнаруживают отклонений в их развитии. Под влиянием правильных тренировок кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.
Более или менее выраженные изменения костно-суставной системы зависят от методики обучения, средств, применяемых в тренировке, а также от возраста спортсмена, его стажа и спортивной нагрузки.
Физическое воспитание и спортивные тренировки, организованные правильно, с учетом возрастных возможностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки, более правильному росту. Однако наблюдения за состоянием осанки исвода стопы показали, что в случаях отсутствия специальных упражнений в системе тренировки юных спортсменов частота указанных нарушений опорно-двигательного аппарата оказывается такой же, как и среди не занимающихся спортом.
Улучшение функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности школьников при увеличении их двигательной активности. Мышечная нагрузка, постепенно повышающаяся в процессе тренировок, увеличивает сопротивляемость организма утомлению.
У школьников, занимающихся физкультурой ежедневно, отмечается более благоприятная динамика работоспособности и условнорефлекторных реакций, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы, по сравнению с детьми, занимающимися физической культурой лишь два раза в неделю.
Благоприятное влияние мышечной деятельности на центральную нервную систему выражается в повышении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится более пластичной, т. е. приобретает способность быстрее приспосабливаться как к различным видам работы, так и кновой обстановке. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у спортсменов оказывается более экономичной работа отдельных органов и систем при физической нагрузке.
Улучшение функционального состояния центральной нервной системы под влиянием тренировок находит отражение и в динамике сна. После тренировочных занятий наблюдаются укорочение периода засыпания, повышение «показателя покоя», характеризующего глубину сна.
Повышение работоспособности школьников приводит кулучшению их успеваемости.