Характеристика Конституции Дании от 5 июня 1953 года




Принятие Конституции Дании

Первая Конституция Дании 1849 г. была принята на волне революционного движения, утверждена учредительным собранием и подписана королем. Она осуществила ряд демократических нововведений: ограничила полномочия короля, закрепила установление конституционной монархии, положив конец абсолютной, создание двухпалатного парламента, разделение властей и права и свободы граждан. Однако Конституция предполагала и существенные антидемократические ограничения: например, в праве быть избранным в двухпалатный парламент, существующий на тот момент, а также в степени реального влияния общественных уполномоченных на главные вопросы жизнедеятельности государства.

В 1856 году создается новая Конституция, которая закрепляет создание королевского совета, который мог пересматривать решения парламента. Однако консервативная конституция 1856 года не пользовалась популярностью.

В 1866 году тяжёлое поражение в войне с Пруссией 1864 года и потеря Шлезвиг-Гольштейна вынудило короля принять очередную конституцию.

В следующий раз конституция была принята в 1915 году. Основой стало закрепление унии[1] с Исландией и демократизация выборов в парламент (в частности, отмена имущественного ценза для избирателей, возможность женщин голосовать). Кроме того, было введено новое требование для изменения конституции. Новая конституция должна быть принята парламентом и референдумом, где 45% людей должны проголосовать «за».

После Второй мировой войны для работы над новым проектом конституции была создана конституционная комиссия. Её работа продолжалась семь лет, при этом основные споры шли вокруг двух вопросов: количества палат в парламенте и возраста, с которого приобретается избирательное право. В 1953 году проект был одобрен парламентом и вынесен на референдум, где «за» высказались 45,7% из нужных 45%. 5 июня 1953 года Король Фредерик IX подписал конституцию, которая отменила Верхнюю палату парламента и установила процент одобрения новой конституции на референдуме на уровне 40.

 

 


 

Характеристика Конституции Дании от 5 июня 1953 года

Конституция 1953 г. не имеет преамбулы и состоит из 11 частей, включающих 89 разделов (статей).

Первая часть — устанавливает дуалистическую монархию на основе шведской системы примогениту́ры (первородства), разделение властей и признает Евангелическую лютеранскую церковь официальной церковью Дании, позволяя говорить о том, что Королевство Дания — клерикальное государство:

1. Настоящая Конституция подлежит применению на всей территории Королевства Дания.

2. Формой правления государства является конституционная монархия. Королевская власть наследуется представителями королевской династии мужского и женского пола в соответствии с положениями Закона о престолонаследии от 27 марта 1953 года.

3. Законодательная власть осуществляется совместно Королем и Фолькетингом. Исполнительная власть осуществляется Королем. Судебная власть осуществляется органами правосудия.

4. Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства.


Вторая — регламентирует правовой статус Короля и порядок престолонаследия:


5. Король не должен занимать королевский престол в каких-либо других государствах без согласия Фолькетинга.

6. Король должен быть членом евангелической лютеранской церкви.

7. Король вступает в права престолонаследия по достижении 18-летнего возраста.

8. Король до вступления на престол приносит торжественную присягу и подписывает ее, принимая на себя обязательство неукоснительно исполнять Конституцию.

9. Если престол вакантен и нет престолонаследника, Фолькетинг избирает Короля и определяет дальнейший порядок престолонаследия.

11. Члены королевского дома получают содержание, которое не может использоваться за пределами Королевства, если Правительством не установлено иное.


Третья — регулирует полномочия и взаимоотношения Короля, Парламента и Правительства:

12. Король обладает верховной властью.

13. Король не несет ответственности за свои действия, его личность неприкосновенна, ответственность за правление несут министры.

14. Король назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и других министров.

15. Парламент может вынести вотум недоверия министрам, Премьер-министру.

16. Министры могут быть подвергнуты импичменту Королем или Фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей по должности.

17. Министры, члены правительства, образуют Государственный совет, в состав которого входит также престолонаследник по достижении совершеннолетия. Ведет заседания Государственного совета Король.

Все законопроекты и важные правительственные акты подлежат обсуждению в Государственном совете.

19. Король выступает от имени Королевства в международных делах. Без согласия Фолькетинга Король не может подписывать правовые акты.

Кроме тех случаев, когда это необходимо в целях обороны в результате вооруженного нападения на Королевство или Вооруженные Силы Дании, Король не может использовать Вооруженные Силы против какого-либо иностранного государства без согласия Фолькетинга.

Фолькетинг образует из числа своих депутатов Комитет по международным делам, с которым правительство должно проводить консультации до принятия каких-либо решений по особо важным вопросам внешней политики.

21. Король имеет право вносить законопроекты на рассмотрение Фолькетинга.

22. Законопроект, принятый парламентом, становится законом при получении королевского одобрения. Король отдает распоряжения о промульгации законов и следит за их исполнением.

23. Король вправе в условиях чрезвычайного положения, когда парламент не может собраться, принимать временные законы.

24. Король обладает правом помилования и амнистии.

26. Король имеет право распоряжаться о выпуске в обращение денег.

 

Четвертая — закрепляет порядок формирования Фолькетинга:

 

28. Фолькетинг состоит из одной палаты, в состав которой входят не более 179 депутатов.

29. Любой подданный Дании, имеющий постоянное место жительства в Королевстве и достигший возрастного ценза, установленного законом (21 год), имеет право участвовать в выборах Фолькетинга, если только он не объявлен недееспособным.

30. Любое лицо, имеющее право участвовать в выборах Фолькетинга, может быть избрано в Фолькетинг, если только оно не осуждено за деяние, которое общественность считает несовместимым с избранием в состав Фолькетинга.

Государственные служащие, избранные в состав Фолькетинга, становятся депутатами независимо от согласия правительства.

31. Депутаты Фолькетинга избираются посредством всеобщих и прямых выборов.

На основе пропорциональной системы избирательного права с проведением выборов по одномандатным избирательным округам.

32. Депутаты Фолькетинга избираются на четыре года.

Король может в любое время издать указ о проведении новых выборов, в результате которых сформируется новый состав Фолькетинга.

Пятая — устанавливает порядок деятельности Парламента:

36. Сессия Парламента длится год.

37. Фолькетинг проводит свои заседания в месте нахождения Правительства.

41. Ни один законопроект не может быть принят, пока он не прошел три чтения.

42. Если законопроект был принят Парламентом, одна треть депутатов может обратиться не позже трехнедельного срока после принятия законопроекта к председателю Фолькетинга с требованием о проведении референдума по законопроекту. Законопроект отклоняется большинством голосов избирателей, принимающих участие в референдуме, при условии, что не менее тридцати процентов от общего числа избирателей голосуют против.

43. Никакие налоги не могут устанавливаться, изменяться или отменяться иначе как законом; ни одно лицо не может быть призвано на военную службу, и ни один правительственный займ не может быть установлен иначе как законом.

44. Ни один иностранец не может быть натурализован иначе как законом.

Ограничения права иностранцев приобретать недвижимость устанавливаются законом.
46. Налоги не могут взиматься до принятия Фолькетингом финансового закона.

Никакие расходы не должны оплачиваться, если они не предусмотрены финансовым законом, принятым Фолькетингом.

47. Фолькетинг избирает аудиторов, которые проверяют ежегодные отчеты о расходовании государственных средств и следят за тем, чтобы все бюджетные поступления попадали в государственную казну, а расходы производились только в соответствии с законом.

50. Для принятия решений необходимо, чтобы в заседании Фолькетинга и в голосовании принимало участие не менее половины членов Фолькетинга.

56. Депутаты Фолькетинга руководствуются в своей деятельности только своей совестью, а не какими-либо указаниями своих избирателей.

Шестая — посвящена вопросам судоустройства:

59. Высокий суд Королевства включает не более 15 старейших по должности судей Верховного суда Королевства и равное им число судей, избираемых Фолькетингом на шестилетний срок в соответствие с принципом пропорционального представительства.

60. Высокий суд Королевства рассматривает дела против министров и других лиц, представляющих особую опасность для государства.

61. Не допускается создание чрезвычайных судов.

62. При отправлении правосудия суды должны быть всегда независимы от исполнительной власти.

64. При исполнении своих полномочий судьи руководствуются только законом. Судьи не могут быть смещены с должности иначе как по обвинительному приговору.

65. Правосудие должно по возможности осуществляться открыто и гласно.
Присяжные принимают участие в отправлении уголовного правосудия.


Седьмая, восьмая и девятая — регламентируют права и свободы граждан:

67. Граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа, при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка.

68. Никто не может быть принужден делать частные пожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит.

70. Никому не может быть отказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полным объемом гражданских и политических прав и никто не может по причинам указанным уклоняться от соблюдения гражданских обязанностей.

71. Свобода личности неприкосновенна.

Любое лицо, взятое под стражу, должно предстать перед судьей в течение 24 часов.

Решение судьи может быть оспорено обвиняемым посредством апелляции в вышестоящий суд.

72. Жилище неприкосновенно.

Нарушение тайны почтовых и телеграфных отправлений и телефонных переговоров, могут иметь место только в соответствии с судебным приказом.

73. Право собственности неприкосновенно.

75. Государство должно предпринять усилия к тому, чтобы работа была предоставлена каждому работоспособному гражданину на условиях, обеспечивающих его существование.

Любое лицо, не способное содержать себя и лиц, находящихся на его иждивении, при условии, что никакое другое лицо не отвечает за его или их содержание, имеет право на социальное вспомоществование.

76. Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование.

77. Свобода слова. Запрет цензуры.

78. Граждане имеют право создавать общественные объединения.

79. Граждане имеют право проводить собрания без предварительного разрешения, если они не вооружены. Полиция имеет право присутствовать на публичных собраниях.

80. В случае восстаний вооруженные силы, если только они не были подвергнуты нападению, могут применить силу только при условии, если трижды выдвигались именем Короля и закона требования разойтись, но толпа этим требованиям не подчинилась.

81. Каждый взрослый мужчина, способный носить оружие, должен лично исполнять долг по защите своей страны.

82. Право муниципалитетов самостоятельно осуществлять под контролем государства ведение местных дел устанавливается законом.

83. Любые привилегии, которые в соответствии с законодательством связаны с аристократическим происхождением, титулом или званием, должны быть упразднены.

84. В будущем не допускаются создание феодальных ленных владений и применение ограничительного порядка наследования движимой и недвижимой собственности только по мужской линии.

87. Граждане Исландии, которые пользуются равными правами с гражданами Дании.

Десятая — определяет порядок изменения Конституции:

88. Если Фолькетинг принимает законопроект с целью принятия нового конституционного положения и правительство желает его принятия, издается указ о новых выборах Фолькетинга. Если законопроект принимается Фолькетингом нового состава без изменений, он передается в течение шести месяцев после принятия на референдум для утверждения или отклонения. Правила проведения референдума устанавливаются законом. Если большинство участвующих в голосовании, но не менее сорока процентов от общего числа избирателей, голосует в поддержку законопроекта, принятого Фолькетингом, и законопроект получает одобрение Короля, он становится неотъемлемой частью настоящей Конституции.

Одиннадцатая — устанавливает порядок вступления данной Конституции в силу.

Таким образом, можно выделить некоторые особенности Конституции Датского Королевства в сравнении с Конституцией РФ: принцип разделения властей сформулирован в одной статье, в Конституции не содержится упоминания о государственном языке, нет прямого упоминания о форме государственного устройства[2], влиянии международного права на национальное право.


[1] Уния — политическое объединение двух или более самостоятельных государств в союз с одним главой, который становится, таким образом, главой каждого государства-члена союза.

[2] Дания – унитарное государство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: