Объективный идеализм Платона. Теория идей




ТЕМА ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

ПЛАН

Введение

Объективный идеализм Платона

3. Социальная философия. Теория государства.

Введение

Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии - идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово "Платон" в переводе с греческого означает "широкий", "обширный". В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога ("Апология Сократа"), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится " Лахес ", " Протагор ", " Гиппий Меньший ", " Горгий ", " Кратил ", " Гиппий Больший " (в котором впервые появляется термины эйдос и идея), начало " Государство ", " Менон ". " Пир ", " Федр ", " Федон ". Более поздние диалоги - " Софист ", " Парменид ", " Тимей ". Самое позднее произведение называется " Законы ".

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Объективный идеализм Платона. Теория идей

Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.

Идея в философии Платона - это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) - это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.

Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея - это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра - это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.

Следовательно, истинный подлинный мир - это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека - это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, что не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

· Непризнание существования богов

· Признание невмешательства богов в человеческое существование

· Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр.), человек может умилостивить богов

Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона - это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей - эйдосов ( (перевод. идея - внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.

Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер - есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры - это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи - отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.

3. Социальная философия. Теория государства.

Платон, как и многие философы его времени, был сторонник аристократического рабовладельческого государственного устройства. Самое лучшее государственное устройство - это такое устройство, которое соответствует Идее Государства в идеальном мире.

Платон считал, что государство возникает в виду того, что человек не может сам удовлетворить свои потребности. В государстве возможно разделение и специализация труда, что делает возможным и необходимым существование государства. Разделение труда является естественным процессом. Это связано не только с закономерностью развития общества, но и с тем, что люди изначально разные, поскольку их души разные. У одних людей есть склонность к философии, у других к земледелию. При этом Платон считал, что ремесленники и торговцы не могут и не способны заниматься наукой или воинским делом, поскольку для этого нужны природные данные.

Платон выделял приемлемые и упадочные формы государства. При этом все те формы государства, которые существовали при нем, Платон считал неприемлемыми. Главным источником конфликта в любом государстве Платон считал борьбу бедных и богатых, т.е. социальную дифференциацию общества. Однако социальное неравенство Платон считал неизбежным. Приемлемой формой государства Платон считал - аристократическую республику.

Упадочными формами государства Платон считал - олигархию, демократию, тимократию (власть военных), наконец, тиранию, которая есть диктатура против аристократии. Тиранию Платон считал самой неудачной формой государственного устройства. Отрицательно было отношение к демократии. Демократия, по мнению Платона, была властью толпы. Свобода, которая постулируется при демократии, в итоге сводится к безумному диктату большинства. При этом всеобщая свобода неизбежно приведет к тому, что кто-то начнет слишком активно пользоваться своей свободой и в итоге демократия сведется к тирании. Свобода в демократическом обществе, по мнению Платона, приводит к свержению всех традиций и культов, в том числе культа почитания старших или богов. А это есть основа падения нравов и невежества. В результате в демократическом государстве каждый делает, что хочет, не чтя авторитеты или закон. Все ведут борьбу против всех, все становятся наглыми, эгоистичными, меркантильными, безнравственными, поскольку не служат идеям блага или добра. Так демократия сводится к анархии.

Платон разработал теорию идеального государства. Идеальное государство Платона состоит из трех сословий

1. Правители. Правителями в государстве Платона являются философы и мудрецы, у которых преобладает разумная часть души. Основная добродетель правителей - это мудрость.

2. Воины. У воинов преобладает волевая часть души. Главная добродетель - благородство.

3. Ремесленники, у которых преобладает чувственная часть души. Добродетель, которой должны обладать ремесленники - это умеренность

Для того, чтобы устранить конфликт между людьми в обществе Платон считал, что нужно распространить определенные убеждения между людьми, которые должны восприниматься как догма. В частности, что все люди братья, как минимум потому что у них одна родина. Однако, люди должны также понимать, что все различны, так как различны их души. Следовательно, так Платон хотел избавить людей от зависти между собой, ведь если причина в человеческой душе, то люди должны воспринимать неравенство социальное как должное.

Платон довольно подробно разработал теорию о сословии философов и воинов. Сословию ремесленников он уделял мало внимания.

Воины. Воины в самом раннем детстве изымались у своих матерей для того, чтобы получить духовное и физическое воспитание. Чтобы дети получали правильное воспитание, необходимо было провести "чистку" искусства. В частности Платон отрицательно относился к театральному искусству, поскольку там люди теряют свое истинное предназначение, а также отдельным видам музыки, которая была неритмичная. Также необходимо было убрать те мифы, которые оскверняли богов и делали нелогичным их поведение, например, когда боги делали что-то из мести. Такое поведение не может быть присуще Богам, по мнению Платона.

Платон считал, что воспитание - одна из главных задач государства. Оно должно осуществляться не родителями, так как большинство родителей не достаточно просвещены о том, что такое благо, истина и красота.

Идеальное государство Платона по своему устройству напоминает казарменный социализм. Сословия воинов (стражей) и философов равны. Ремесленники - это низшее сословие, которое находится в подчинении.

В идеальном государстве Платона не существует частной собственности, поскольку частная собственность является не только источником неравенства, но также источником конфликтов и вражды в обществе. Воины в государстве Платона имеют государственное содержание. У них нет никакой собственности. Это необходимо для того, чтобы воины думали о защите государства, а не защите своего имущества.

Главной целью человеческой жизни является служение государству. В этом наивысшее счастье. Жизнь каждого индивида должна быть подчинена интересам государства.

Семью Платон не считал ячейкой общества и ее быть не должно. Дети после рождения должны изыматься на воспитание государством, а жены воинов должны быть общими. При этом лучшие мужчины должны общаться только с лучшими женщинами, чтобы не портился человеческий род. Дети не должны знать своих родителей, а родители детей. Такой подход, по мнению Платона, приведет к всеобщему уважению, поскольку дети должны будут уважать всех взрослых как потенциальных родителей, и наоборот. Это также позволит избежать конфликтов на почве индивидуальной симпатии или антипатии.

Правители и философы. Изначально философы также были воинами. Вначале воины и философы воспитываются одинаково. В 20 лет происходит разделение на воинов, всех, кто проявил наибольшее мастерство в военном деле, и философов, которые проявили способности к наукам. После этого философы дальше углубляют свое знание в науках. Второй уровень отбора осуществляется в 30 лет. В возрасте 30-35 лет преподается диалектика. После достижения 35 лет философы могут стать правителями.

Правителем государства должен быть обязательно философ, по мнению Платона. Поскольку именно философ изначально обладает врожденной склонностью к знаниям и может постигнуть идеальный мир идей, а значит, и управлять государством в соответствии с идеальной идеей государства.

 

Философия Платона - одно из самых выдающихся учений в истории науки. Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. Философия Платона - это объективный идеализм. Подлинное бытие в философии Платона - это объективно существующий независимо от материи идеальный мир идей. Эти идеи являются прообразами материальных вещей, которые, соединяясь с хорой, и движимые мировой душой создают окружающий чувственно воспринимаемый мир.

С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений - материализма ("линии Демокрита") и идеализма ("линии Платона"). Наиболее знаменитым учеником Платона был крупнейший ученый Древней Греции Аристотель из Стагира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: