Конспект психологического анализа урока




Создание общих условий эффективного обучения.

1. Обеспечение исходных психолого-педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке включает:

а) определение типа урока: вводный, первичное ознакомление с материалом, усвоение новых знаний, формирование навыка;

б) чёткое определение и ясную формулировку темы урока, определение места темы в учебном курсе;

в) постановку лаконичных и ясных задач;

г) сформулированную цель урока: [4, 6, 7, 11 ]

Целевая установка урока для учителя и отдельно - для учащихся: зачем он нужен?

В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

2. Адаптация обучения к учащимся: включает

а) обучение, соответствующее возрастным особенностям учащихся;

б) выделенные в материале урока наиболее трудные места и продуманные формы обучения;

в) предоставление возможности учащимся усвоения материала разного уровня сложности (для учащихся разных уровней успеваемости).

 

Функции учителя.

1.2.1. Информационная функция учителя: предметная и методическая компетентность владение технологиями развивающего обучения, умение применять на практике современные методы, приёмы, формы и средства обучения по предмету.[ 11 ]

Информационная функция учителя предполагает:

а) подготовку оборудования для урока, список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверку (до урока) всё ли работает, вид классной доски (доска должна выглядеть так, чтобы весь новый
материал остался на доске в виде опорного конспекта);

б) информацию учителя (она должна быть научна, доступна, современна, «опираться» на прежний опыт учащихся; должны быть сохранены межпредметные связи);

в) комментарии и ответы на вопросы учащихся (они должны быть точны, объяснение содержания ясно, осуществление должно происходить с помощью подходящих слов и терминов);

г) использование не менее двух форм или методов обучения без затруднений;

д) три набора заданий:

• задания, подводящие учеников к воспроизведению материала;

• задания, способствующие осмыслению учебного материала;

• задания, способствующие закреплению учебного материала учащимися;

е) подбор и ознакомление учащихся с литературой по теме (в список литературы необходимо включить: вузовский учебник, энциклопедическое издание, монографию (первоисточник), научно-популярное издание).

1.2.2. Перцептивная функция: психологическая зоркость учителя: владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития. [ 11 ]

Перцептивная функция учителя предполагает:

а) способность воспринимать психо-эмоциональное состояние учащихся на уроке;

Под психологическим состоянием понимаем (по Н.Д.Левитову): целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в
зависимости от отражаемых предметов и явлений, действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

б) предвидение возможных точек зрения учащихся, хода их рассуждений;

в) своевременное оказание помощи и содействия учащимся;

г) создание и поддержка продуктивной атмосферы на уроке.

1.2.3. Организаторская функция учителя: способность к управлению учебно-воспитательным процессом. [ 11 ]

 

Организаторская функция учителя предполагает:

а) смену видов деятельности: организация учебной работы в последовательности «жизненного» цикла: вступление, развитие, закрепление, интеграция;

б) темп урока: урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания к теме урока, задачам и целевой установке), таким образом, начало урока обеспечивается необходимой мотивацией;

в) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные (в начале урока или на прошлых занятиях) вопросы;

г) объединение, закрепление и обобщение учебных результатов;

д) подведение итогов в конце урока (соотнесение результатов урока с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью);

е) ключевые моменты, которые получают отражение на доске и в тетрадях;

ж) эффективность работы класса стимулирующаяся передачей утащимся функции учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и других);

з) соблюдение прав и свобод учащихся, умение оказывать помощь и поддержку. [ 4, 3, 7 ]

 

Поддержание сознательной дисциплины в классе достигается за счет:

а) варьирования форм учебной активности;

б) использования приёмов активизации учащихся на уроке (прежде всего, познавательной активности: осознание, например, проблемной ситуации);

в) использования активных методов обучения: дискуссии, распределение ролей;

г) применения индивидуальных способов организации учебной работы для пассивных учащихся (например, подготовить сообщение по теме); [ 1, 3, 7 ]

 

При работе над психологическим анализом урока, помимо характеристики выше предложенных пунктов, следует ответить на следующие вопросы:

• «борется» ли педагог с «нарушителями» дисциплины или использует для организации нарушителей особые формы учебной работы?

• учитель восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся?

 

1.2.4.Коммуникативная функция учителя:владение системой знаний о закономерностях общения, умениями педагогического общения. [ 11 ]

Для того чтобы проанализировать коммуникативную функцию учителя, необходимо ответить на ряд вопросов:

а) строится ли обучение как взаимодействие учителя и учащегося?

б) какие конкретно приёмы использует учитель для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

в) применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе урока?

г) создавалась ли ситуация успеха и психологической поддержки для учащихся?

д) чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

е) были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?

ж) оптимальна ли мера помощи учителя?

з) учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

и) присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер?

к) как проявлялся педагогический такт учителя? [ 2, 7, 10, 11 ]

 

1.2.5. Развивающая функция учителя: владение системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, направлениях саморазвития и самовоспитания личности. [ 11 ]

Развивающая функция учителя предполагает:

а) оценку работы учителя по развитию и формированию приёмов и способов умственной деятельности учащихся;

б) оценку деятельности учителя нацеленную на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию;

в) оценку значения учебного материала для формирования эмоционально-волевой сферы, целеполагания и творческих способностей учащихся;

г) взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом учащихся;

д) изучаемый материал, который должен быть как можно в большей степени личностно значим для учеников;

е) помощь учащихся в выработке и положительной самооценки;

ж) конкретных учащихся, которые поощряются за конкретную работу;

з) формирование коллектива и коллективистических отношений в классе. [ 1, 2, 5 ]

 

 

1.2.6. Контроль и оценка.

Функция контроля имеет следующие характеристики:

а) предметом оценочных суждений учителя является не только правильность ответа, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания;

б) оценочно - коррегирующая деятельность учителя способствует формированию положительной Я - концепции личности учащихся, выработке у учащихся индивидуального стиля познания;

в) при выполнении функции контроля тактично отмечаются слабые места и несовершенства в примерах и ответах учащихся;

г) идеи учеников разрабатываются и используются учителем на уроке;

д) учитель побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга. [ 4, 11 ]

 

Конспект психологического анализа урока

должен содержать три основные части:

• формальную: титульный лист (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ №1, №2);

• содержательную: психологический анализ деятельности учителя,
психических состоянии и поведения отдельных учащихся, интерпретацию познавательных процессов и свойств (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 3);

• аналитическую:

- мобилизационный компонент;

- познавательный компонент;

- коммуникативный компонент: (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 4);

- общие выводы (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

 


II Психологическая интерпретация наблюдаемых познавательных процессов и свойств.

Психологический анализ урока предполагает, прежде всего, анализ: психической деятельности учащихся: характер их внимания, восприятия, памяти, мышления, уровень их познавательной активности. Во многом эти особенности зависят от того, как организована учебная деятельность, способствует ли она всестороннему развитию личности. [ 7 ]

Исходя из сказанного, наблюдение и анализ познавательных процессов на уроке предлагается проводить по следующим разделам:

2.1. Восприятие учащихся на уроке.

а) указать вид восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое, смешанное);

б) обратить внимание на организацию восприятия учебного материала (насколько удачен подбор фактов, которые служат наглядной основой для формирования понятий; акцентировал ли педагог направленность внимания на усвоение главного, существенного; проявлялась ли в ответах учащихся
личность и осмысленность, соответствующие вопросам).

2.2.Мышление.

а) указать приёмы умственной деятельности, проявляющиеся у учащихся на уроке (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование и др.);

Уровень протекания всех мыслительных процессов операций зависит от особенностей анализа. Низкий уровень анализа сводится к вычленению внешних и несущественных с точки зрения данной мыслительной задачи элементов.

Например, усваивая понятие о сказуемом, ученик обращает внимание на такой несущественный признак, как второе место в предложении и опирается на обобщение по этому признаку. При этом педагогу необходимо показать учащимся ошибочность такого общения.

Высокий уровень протекания мыслительных операций характеризуется систематичностью. Например, ученик сравнивает образы «лишних» людей не одного произведения, а разных.

При анализе данной мыслительной деятельности важно выяснить, видел ли учитель недостатки в мыслительных операциях и как он на них реагировал.

б) указать вид умозаключения (индуктивный, дедуктивный, по аналогии);

в) необходимо отметить какие качества ума проявились на уроке (самостоятельность, критичность, логичность, доказательность, глубина, быстрота, подвижность мышления);

Для этого целесообразно обратить внимание на следующие моменты урока:

1 Какие обстоятельства на уроке содействовали проявлению
самостоятельности мышления? В какой мере помощь учителя была необходима и достаточна?

2 Насколько логичны и последовательны были рассуждения учащихся?

3 На каких моментах урока учащиеся проявили критичность мышления? Как учитель побуждал учащихся к проявлению критичности?

4.Насколько доказательны, аргументированы были рассуждения школьников? Какова была реакция учителя на бездоказательные ответы учеников?

5.Насколько глубоки были рассуждения учащихся (раскрывалось ли существенное в ответах)?

6.На каких моментах урока учитель требовал быстроты мышления и подвижности ума? Учитывались ли при этом ученики с замедленным мышлением?

г) Отметить, наблюдалась ли активизация мыслительной деятельности, создавались ли проблемные ситуации на уроке.

При анализе следует обратить внимание на то, что одни и те же условия для одних представляют проблемную ситуацию, для других - нет. Это зависит от уровня знаний, от разрыва между известным и неизвестным. Поэтому при анализе необходимо раскрыть, в какой мере соотношение между известным и неизвестным содействовал возникновению проблемной ситуации, и принята ли она учащимися.

Принятию проблемной ситуации свидетельствуют такие реакции учеников, как эмоциональный отклик в форме удивления, недоумения, постановки ряда вопросов со стороны школьников. [ 1, 7, 11, 12 ]

 

2.3.Познавательные интересы, их активность.

Анализируя наблюдаемый процесс, необходимо обратить внимание на следующие моменты: как поднимает учащийся руку, задаёт вопросы, вносит поправки, часто и подробно высказывается, спрашивает о дополнительной литературе, какие примеры приводит и что лучше запоминает.

При этом, особый акцент, отводится тем приёмам учителя, которые позволяют формировать познавательные интересы и положительные мотивы деятельности, т.е. требовательность, заинтересованность, постоянный контроль, оценка деятельности, дисциплинарный метод (окрик, угрозы, наказание).

2.4.Внимание.

При анализе внимания учащихся на уроке необходимо:

а) Указать какие виды внимания активизировались на каждом этапе урока (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);

б) Указать свойства внимания (переключение, распределение, устойчивость, сосредоточенность, колебание, отвлечение).

Переключение внимания зависит от того, завершил ли, подытожил ли педагог предшествующую деятельность учащихся, насколько чётко выделил и назвал новые задания, учитывал ли индивидуальные особенности переключения.

Анализируя устойчивость внимания на уроке, необходимо учитывать устойчивость, связанную с непроизвольностью внимания, и устойчивость, связанную с произвольностью. Т.к. в первом случае устойчивость внимания обуславливают такие факторы, как новизна, сила, яркость объекта, образность преподнесения материала, интерес к предмету. Во втором случае устойчивость обуславливается усилием воли, осознанием значимости материала.

Кроме того, анализируя урок, важно обратить внимание на случаи отвлекаемости и выяснить их причины. Такими причинами могут быть сильные, яркие раздражители, усталость учащихся, монотонная, неинтересная работа, а также неполная «загрузка» сильных учащихся.

Большое значение имеет тема урока. Паузы, многократное объяснение одного и того же явления отвлекает внимание учащихся, а очень быстрый темп работы не дает возможности сосредоточиться. [ 1, 7, 8 ]

 

2.5.Память.

а) Указать вид памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная);

б) определить условия успешного запоминания.

Руководство процессом запоминания на уроке:

1. Дать установку на запоминание и на некоторые его особенности (запомнить полностью, дословно или запомнить смысл);

2. Подлежащий запоминанию материал должен быть подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, а именно, необходимо учесть объём, трудность, образность, эмоциональность, значимость для учеников;

3.Указать школьникам наиболее рациональные приёмы запоминания в данном случае (составление развёрнутого плана, выделение опорных пунктов, включение материала в деятельность);

4. Обучить учащихся приёмам мнемотехники.

в) Указать особенности процесса воспроизведения;

В этом разделе следует обратить внимание на полноту, точность, самостоятельность, смысловую переработку, а также на случаи отсутствия воспроизведения школьниками.

В связи с этим большое внимание уделяется анализу вопросов и заданий учителя, а также манере вести опрос.

Руководство процессом воспроизведения:

1. Требование со стороны учителя осмысленности воспроизведения информации,

2. Направленность вопроса на воспроизведение существенного или деталей;

3. Способствование учителем самостоятельности воспроизведения (наводящие вопросы, поощрение учащегося, попытка припомнить, терпение и выдержка преподавателя);

4. Проверка учителем осмысленности воспроизведения материала (требование полного, обобщённого ответа, варьирование вопросов, применение правила на практике);

5. Анализ педагогом сильных и слабых сторон воспроизведения материала учащимися. [ 7, 11 ]

 

2.6. Учет учителем возрастных особенностей учащихся на уроке.

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

Основные понятия: кризис 7 лет, произвольность, устойчивость, продуктивность, саморегуляция поведения, внимание, память, речь, произвольность психических процессов. Наглядно - образное и наглядно-действенное мышление, допонятийный уровень. Трудовая, игровая, учебная деятельность. Внимание: произвольное, непроизвольное. [ 1, 5, 7, 10 ]

Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет).

Основные понятия: кризис, подросткового возраста, эмоциональная и личностная нестабильность, эгоцентрические увлечения, интимно-личностное общение. Теоретическое и рефлексивное мышление, наблюдательность, память, внимание. Формально-логические операции, воображение, интерес, профессиональная ориентация.

Старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет)

Основные понятия: ведущая деятельность - учебно-профессиональная, самосознание, самоопределение, самооценка; внимание: произвольное, послепроизвольное; мышление: словесно-логическое, теоретическое; эмоциональная и личностная уравновешенность. [1, 5, 7, 10 ]

 

III Общеучебные умения школьников.

Существует две категории учебных умении: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины.

Речь в данном случае пойдет об общих учебных умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения.

Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

> учебно - организационные;

> учебно - интеллектуальные;

> учебно - информационные;

> учебно – коммуникативные [ 11 ]

 

Учебно – организационные умения

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения,

Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним в частности, относятся такие умения:

> организовать свое рабочее место;

> планировать текущую работу;

> нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

> осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

> вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.).

 

Учебно – интеллектуальные или общелогические умения

 

Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких, как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

Два очень важных умения, с которых начинается перечень этой группы умений, строго говоря, не являются общелогическими. Но без их тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно. Поэтому мы включили их в эту группу учебных умений.

 

 

Первое умение

Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.
Различные виды чтения в зависимости от скорости. [ 11]

Разновидности чтения Количество слов в минуту
Скорочтение Более 300
Чтение в темпе скороговорки 180 – 300
Оптимальное чтение 120 – 150
Нормальное чтение 80 - 90

 

Второе умение

Умение - чисто и скоро писать.

Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

А далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной дея­тельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития. Уровень интеллектуального развития ребенка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

• глубоко анализировать учебный материал;

• сравнивать объекты, факты, явления;

• классифицировать материал;

• обобщать, делать резюме;

• абстрагировать;

• выделять главное, существенное;

• синтезировать материал;

• устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

• выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

• писать сочинение на заданную тему;

• пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательстве, проверка).

Учебно – информационные умения

Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:

> пользоваться каталогом или компьютерным источником информации;

> пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками,

оглавлениями, комментариями;

> составлять картотеку;

> пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (грамзаписи, телевидение, учебные видеофильмы, компьютерная техника и т.п.);

> составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: