МБОУ Школа-39 5 класс История Дата 02.12.2021г
Тема Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Цели и задачи:
- познакомить с понятие «неолитическая революция»
- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов
- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».
Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов.
Изучение нового учебного материала
События периода неолита:
- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?
.
Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?
:
Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?
Что еще научились делать люди:
1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
|
3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
4. Обмениваться продуктами
Почему люди научились это делать?
…
Влияние климатических условий на занятия людей:
- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?
– таким образом,скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.
:
- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?
- таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни
: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.
Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.
Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?
– старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…
Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?
– таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.
:
С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?
|
-, это привело к появлению социального неравенства.
Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?
- это приводило к военным столкновениям между племенами.
Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?
- это привело к расширению социального неравенства.
Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?
– это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.
:
Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?
- племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.
Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?
|
Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.
2. Закрепление учебного материала
- как и почему менялась организация жизни людей?
- в чем отличия родовой общины от соседской?
- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.
Задание на дом
- Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника.