Изучение нового учебного материала




МБОУ Школа-39 5 класс История Дата 02.12.2021г

Тема Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Цели и задачи:

- познакомить с понятие «неолитическая революция»

- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла

- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов

- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».

Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов.

Изучение нового учебного материала

 

События периода неолита:

- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?

.

Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?

:

Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?

Что еще научились делать люди:

1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду

2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани

3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)

4. Обмениваться продуктами

Почему люди научились это делать?

Влияние климатических условий на занятия людей:

- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?

таким образом,скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.

:

- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?

- таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни

: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.

Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.

Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?

– старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…

Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?

– таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

:

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?

-, это привело к появлению социального неравенства.

Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?

- это приводило к военным столкновениям между племенами.

Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?

- это привело к расширению социального неравенства.

Таким образом, это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?

– это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.

:

Таким образом, на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство. Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен. Почему племена объединялись в союзы племен?

- племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.

Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом, на смену первобытному обществу приходит государство. В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса. Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

2. Закрепление учебного материала

- как и почему менялась организация жизни людей?

- в чем отличия родовой общины от соседской?

- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

Задание на дом

- Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: