Таблица 1
| № п/п | Название узла | Графические схемы узлов | Примечание |
| 1. | Штык с двумя шлагами |
| Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления |
| Прямой |
| Применяется для обвязывания опор и грузов | |
| "Восьмерка" |
| Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | |
| "Восьмерка" с двойной петлей |
| Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв | |
| Встречная "восьмерка" |
| Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
| Грейпвайн |
| Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
| Брамшкотовый |
| Применяется для связывания канатов разного диаметра | |
| "Маршара" |
| Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 - 8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
| "Прусика" |
| Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10 - 12 мм | |
| "Бахмана" |
| Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах | |
| UIAA |
| Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
| Баттерфляй |
| Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната | |
| Стремя |
| Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке | |
| "Гарда" |
| Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы. | |
| Стопорный узел |
| Применяется в качестве стопорного узла на конце каната |
Длина каната, выходящего из стопорного узла (п. 15 таблицы 1), должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
| Графическая схема полиспаста с одним подвижным блоком (отношение массы груза к тяговому усилию равно 2) | Графическая схема полиспаста с двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 4) | Графическая схема полиспаста с одним фиксированным и двумя подвижными блоками (отношение массы груза к тяговому усилию равно 6) |
|
|
|
На грузовом канате выше тягового зажима должен быть установлен зажим для ограничения обратного хода конца каната, на котором закреплен груз. В плане производства работ с учетом оценки рисков может быть разрешено использование вместо зажима самозатягивающегося узла.
Локализация: охрана труда на блог-инженера.рф