Эклектические тенденции в искусстве. Распространение моды. Декор в костюме.




ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ»

Краткий конспект лекций для студентов групп 719121, 718121,729221,729161

 

ЛЕКЦИЯ 18. КОСТЮМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ЗАРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН (АР НУВО).

Эклектические тенденции в искусстве. Распространение моды. Декор в костюме.

В конце XIX века под влиянием модерна происходит постепенное изменение формы женского костюмы и обуви. Теперь она соответствовала изгибам человеческой фигуры и стопы, придавая некоторую вычурность и претенциозность всему облику, и в то же время в упругих, изогнутых линиях силуэта отражались прочность, логика, напряжение.

Женская фигура имела характерную постановку, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S, то есть верхняя часть фигуры была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней. Платье имело узкий лиф. Такая постановка фигуры достигалась при помощи специального корсета, который туго стягивал талию.

Юбка была колоколообразой формы, достигавшейся покроем клеш. Обтягивающую бедра юбку сильно расширяла книзу специальная нижняя юбка, к подолу которой пришивались оборки. Рукава в конце века напоминали пышные буфы и «окорока» 30-х годов. Они были узкими внизу, с расширенным присборенным окатом. Платья часто имели высокий закрытый воротник.

В моде конца XIX века господствовали великие модные салоны: сыновья Борта, английская фирма Редферн, Жак Дусе, Пакен, сестры Кало и ряд других. Каждый из этих салонов имел свой стиль. Так, модели Дусе были как бы вариациями из произведений Ватто, Фрагонара и Ла Тура, картины которых были представлены в коллекции картин Дусе.

В России в начале XX века настоящей королевой модерна была Надежда Петровна Ламанова, «поставщик двора Ее Императорского Величества». Она работала с тканью, как скульптор, предпочитала «наколку», выбирала драгоценные ткани, способные через блеск и матовость передать различные оттенки и глубину цвета. Основа, собственно платье выполнялось ею из тонкого сукна, блестящего атласа, бархата, муара. И подобно сказочной дымке платье покрывал прозрачный чехол из муслина или тюля, украшенный роскошной вышивкой, отделанный блестками, тесьмой, бисером, шелком.

Традиционный орнамент модерна — томные, отцветающие лилии, хризантемы, ирисы. В качестве дополнения — боа из страусиных перьев, шали, шарфы, накидки, щедро декорированные. Прическа была пышной. Среди шляп в конце XIX века преобладали капоты и огромные шляпы с перьями, поля которых загибались на всевозможные лады. Такая огромная шляпа усиливала впечатление изогнутости фигуры. Таким нарядом создавался образ стилизованной женщины-цветка, женщины салонов, театров и различных вечерних развлечений.

Но уже с 90-х годов меняется весь привычный ритм жизни: в обиход кроме железных дорог входит автомобиль. Это влияет на форму костюма. Потребность в более удобном костюме вызывается также и стремлением женщин к эмансипации, их борьбой за равноправие с мужчинами. Все слои общества охватило увлечение спортом: велосипедным, верховой ездой, крокетом, теннисом, плаванием.

В начале века в женском костюме еще сохраняется силуэт S-образной формы, создаваемой при помощи корсета. Изогнутые линии силуэта поддерживаются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Благодаря увеличивающемуся количеству драпировок силуэт приобретает более мягкие и ровные очертания груди и талии.

Большую роль в упрощении одежды, ее демократизации сыграло развитие индустриального производства одежды. Уже первые попытки массового производства одежды создавали более простую, логичную и функциональную ее форму, которая противоречила уходящей сложной корсетной одежде, трудоемкой в изготовлении и по-прежнему требовавшей карет, широких дворцовых дверей. Изготовление костюма промышленным способом рождает стандарт.

В этом смысле костюм приобретает черты интернациональности и становится более демократичным. В предвоенной мужской моде обновления не выходили за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто. Утвердилась форма английского мужского костюма. Однако покрой костюма делается более свободным, и пиджак окончательно вытесняет сюртук, так же как фетровая шляпа — цилиндр.

Во время Первой мировой войны мужской костюм, мало изменяющийся, испытывает влияние военной формы. Появляются всевозможные куртки и закрытый пиджак типа военного френча с поясом и накладными карманами, краги, заменяющие голенища сапог, брюки галифе, гольф, мягкий плащ покроя реглан, пальто тренчкот на съемной теплой подкладке. Все эти виды обогащают стандартизированный, унифицированный мужской гардероб, расширяя его функциональность.

В напряженной обстановке Первой мировой войны резко возрастает общественная значимость женщин. Заменив ушедших на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом — и умственным, и физическим. Равноправие, помогает осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей движения одежды, упразднение корсетов, укорочение длины юбок.

Уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Появляются новые практичные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразной формы, рабочая и производственная одежда.

 

Женский костюм Конец 19 в. Женский костюм Начало 20 в. Мужской костюм 1880-1914 гг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: