Правовые основы профилактики экстремизма




Законодательное закрепление понятий в области профилактики экстремизма.

До настоящего времени между законодателями, политиками и учеными идут споры в отношении определения экстремизма. Причина кроется в многогранности понятия, сложности охватить все стороны этого явления одним определением. И, тем не менее, в ряде нормативных правовых актов даны логические определения этому явлению.

Международно-правовое определени *(11): экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

В России юридическое определение экстремистских действий (экстремизма) содержится в статье 1 Федерального Закона N 114-ФЗ от 29.04.2008 "О противодействии экстремистской деятельности"*(12).

"Определения экстремистских действий, содержащиеся в Федеральном Законе "О противодействии экстремистской деятельности""

Уточняет эти положения закона Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации N 11 от 28 июня 2011 г. "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"*(13). Согласно указанному Постановлению к числу преступлений экстремистской направленности относятся (прим. 2 ст. 282.1 УК РФ) преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

В Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ также закреплены понятия:

Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Расширяет понятийный спектр по тематике экстремизма Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации N 11 от 28 июня 2011 г. "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" и Уголовный Кодекс Российской Федерации. В них раскрыты следующие понятия:

Публичные призывы (статья 280 УК РФ), это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности (выступления людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, это высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

Экстремистское сообщество (статья 282.1 УК РФ) - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующаяся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений.

Структурное подразделение (часть) экстремистского сообщества - функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества.

Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями (статья 282.1 УК РФ) - осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества.

Участие в экстремистском сообществе (часть 2 статьи 282.1 УК РФ) - вхождение в состав такого сообщества и участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации и т.п.).

В Федеральном законе от 25 июля 2002 N 114-ФЗ закреплены основополагающие принципы противодействия экстремизму.

"Основополагающие принципы противодействия экстремизму, установленные законодательством"

Законодатели определили и основные направления противодействия экстремистской деятельности, что представлено на.

"Законодательно установленные направления противодействия экстремистской деятельности"

К субъектам противодействия экстремистской деятельности Федеральный закон от 25 июля 2002 N 114-ФЗ относит: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Профилактика экстремистской деятельности: в приоритетном порядке осуществление субъектами противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности в основном осуществляется специальными органами государственной власти, а также иными органами государственной власти, в пределах своих компетенций.

"Основные меры противодействия экстремизму"

Обзор законодательно закрепленного категориального аппарата позволяет сделать ряд выводов:

российским законодательством сформирован достаточно широкий спектр понятий, принципов и направлений, связанных с экстремизмом и противодействием ему. Однако при этом нет четкого законодательного разделения между экстремизмом и экстремистской деятельностью, на наш взгляд, это не одно и то же. Раскрытые законодательством понятия очень широко трактуют явление экстремизма, что позволяет относить к экстремистской деятельности неоправданно большое количество действий политических партий и общественных организаций, а также граждан, и квалифицировать их как экстремистскую деятельность, например, публичную критику политической власти. Это обстоятельство затрудняет формирование ясных представлений о противодействии и профилактике экстремизма, т.к. содержательный спектр данных понятий при существующем понимании экстремизма значительно расширяется и становится невозможным их законодательное обозначение.

Кроме того, законодательно закрепленные понятия далеко не полностью охватывают все стороны экстремизма. Так, законодательством не определены формы проявлений экстремизма "политический экстремизм", "экстремизм в молодежной среде", "экстремизм на религиозной почве" и др., также законодательно не закреплены фундаментальные понятия "угроза или опасность экстремизма", "противодействие экстремизму", "минимизация и ликвидация последствий проявлений экстремизма". Очень важно отметить, что законодатели практически вывели из правового поля понятие "профилактика экстремизма", отметив, только, что это одно из двух направлений противодействия экстремизму, не раскрыв его формы и содержание. Кроме того, законодательством не отражен такой основополагающий принцип противодействия экстремизму - системности принимаемых мер. Без всего этого невозможно составить целостного научного представления о предмете экстремизма и противодействия ему. В результате, меры противодействия экстремизму приобретают фрагментарный характер со свойственными высокими рисками ошибок и просчетов в государственной политике противодействия экстремизму.

Все это указывает на необходимость дальнейшей научной и законодательной работы по уточнению и расширению спектра понятий экстремистской и профилактической направленности.

Осмысление категориального аппарата дает основание полагать, что в российском законодательстве имеет место методологическое упущение - законодатели включили в методологию противодействия экстремизму всего лишь два направления: профилактику экстремизма и борьбу (выявление, предупреждение, пресечение) с экстремистской деятельностью. При этом упустили важный сектор государственной политики, связанный с минимизацией и ликвидацией последствий экстремистской деятельности. Без законодательного определения третьего направления повышается риск того, что органы государственной и муниципальной власти в случае очередной вспышки экстремизма, будут не готовы к действиям по ликвидации их последствий. Полагаем, необходима спланированная система превентивных мер органов государственной (на федеральном и региональном уровнях) и муниципальной власти по минимизации и ликвидации последствий экстремистских проявлений. Нельзя забывать, что практические меры, принятые органами государственной и муниципальной власти по минимизации и ликвидации экстремистских ситуаций, после анализа и обобщения будут служить неоценимым опытом и методическим материалом для дальнейших шагов профилактики экстремизма во всех регионах страны.

Сказанное выше непосредственно касается и вопросов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.

Характер профилактических мер снижения рисков экстремизма напрямую зависит от понимания форм проявлений современного экстремизма. Основные формы представлены на.

"Основные формы современного экстремизма"

Для правового использования данная формулировка непригодна, она включает чрезвычайно широкий спектр политической экстремистской деятельности, включая вынужденные и политически оправданные меры. Например, при такой формулировке к политическому экстремизму можно отнести действия защитников Белого дома в 1991 году. Хотя общепризнано, что эта акция была вынужденной мерой, реакцией на противоправные действия высших должностных лиц государства. Поэтому, полагаем, что в правовом плане требуется более конкретно обозначить условия, при которых наступает юридическая ответственность за политический экстремизм и только после этого конкретизировать понятия для каждого условия. В этом видится выход из сложившейся тупиковой ситуации.

Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, "сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок"*(14), в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, "…радикализация (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп"*(15).

Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти.

Этнический экстремизм (на почве межэтнической розни);

Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма.

Терроризм, крайнее проявление экстремизма - политика, основанная на систематическом применении террора (насилие, запугивание, устрашение). В российском законодательстве терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.

Таким образом, по формам и содержанию экстремизм весьма разнообразен. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп (формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др.), как правило, экстремистские настроения подогреваются длительным накоплением противоречий в обществе. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма.

Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений

На федеральном уровне:

Основополагающим правовым актом в сфере профилактики экстремизма на межэтнической и межрелигиозной почве является Конституция Российской Федерации (1993 г.)*(16). В статье 13 первой главы Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены, в том числе на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В п.1 ст. 26 отмечается: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Согласно п.2 ст.26 каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с п. 3. ст. 68 Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Конституция также закрепляет нормы регулирования межрелигиозных отношений. В ст. 14 говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно п 2. ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Другим нормативным актом, регламентирующим деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики межэтнических и межконфессиональных отношений, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"*(17), который определяет правовые и организационные основы профилактики экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

В этом законе определены основные направления профилактики экстремизма, ими являются:

- объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, данная мера используется при наличии в прокуратуре достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Предостережение направляется руководителю общественного или религиозного объединения в письменной форме;

- вынесение предупреждения в письменной форме общественному или религиозному объединению в случае выявления фактов наличия в их деятельности признаков экстремизма;

- предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации;

- приостановление деятельности общественных и религиозных объединений в случае осуществления ими экстремистской деятельности.

Законом установлена ответственность:

общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности;

средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности;

должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе);

организаторов массовых акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) за несоблюдение ими требования - не допускается осуществление экстремистской деятельности во время массовых акций;

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

Законом запрещено:

- использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности;

- издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма.

Профилактические меры противодействия экстремизму в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений также закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации*(18). Статьи 282-1, 282-2 УК РФ предусматривают ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. К числу общественно опасных деяний законодатель отнес преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ, в случае если они совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Частью 1 ст. 213 УК РФ хулиганство определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Статьей 282 УК РФ определена ответственность за преступления, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, например, оскорбления, ограничения в правах, депортация и т.д. Обязательным признаком объективной стороны является способ, деяние должно быть совершено публично или с использованием средств массовой информации. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Преступление относится к категории средней тяжести.

Статьей 282.2 УК РФ определена ответственность за организацию экстремистской деятельности экстремистской организации. Однако правоприменение этой статьи требует законодательного определения статуса сети "Интернет" в качестве "средства массовой информации", это позволит более эффективно бороться с распространением экстремистских призывов и сведений с использованием сети.

Меры профилактического характера содержатся и в других нормативных правовых актах, к числу которых можно отнести:

- Кодекс РФ "Об административных правонарушениях" от 31.12.2001 г.*(19);

- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(20);

- Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ "Об увековечении победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"*(21);

- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"*(22);

- "Уголовный Кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ*(23);

- Федеральный закон от 12.06.2001 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(24);

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "12.06.2002"

- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(25);

- Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"*(26);

- Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"*(27);

- Указ Президента РФ от 23.03.1995 N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации"*(28).

В контексте совершенствования российского законодательства необходимо отметить, что Президент Российской Федерации потребовал завершить разработку законопроекта, ограничивающего прием на государственную службу и работу с молодежью лиц, имеющих судимость за экстремизм.

На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.

Проблемы профилактики экстремизма отражены и в подзаконных нормативных актах, так Министерством регионального развития Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики, а также своевременного предотвращения и профилактики конфликтных ситуаций была разработана и принята "Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий", которая утверждена приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 57*(29).

Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. Среди них особое значение имеют нормативные акты в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, акты по иммиграционному контролю, акты, регулирующие въезд/выезд, проживание и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Реализация этих нормативных правовых актов сопровождается организационно-правовой работой органов государственной и муниципальной власти по решению проблем социальной адаптации беженцев. Так, Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 года N 1087*(30), предусмотрено решение вопросов обеспечения жильем вынужденных переселенцев в части предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на оказание социальной помощи вынужденным переселенцам для приобретения жилья (в том числе, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, осетино-ингушского конфликта и планирующих остаться для дальнейшего проживания в Республике Ингушетия). Все эти меры снижают остроту миграционных отношений и могут рассматриваться как профилактические.

"Число вынужденных переселенцев на Южном и Северном Кавказе"

Кроме беженцев неблагополучная ситуация сложилась в стране с незаконной миграцией. По очень скромным (на наш взгляд) подсчетам ФМС России в стране насчитывается более 3 млн. чел. незаконных мигрантов, по более пессимистическим взглядам ученых и политиков их насчитывается от 5 до 10 млн. Незаконная миграция в столь больших объемах формирует мощный конфликтный потенциал между мигрантами и местным населением, а также в структуре самой миграции, создавая тем самым благоприятные условия для проявлений экстремизма на межэтнической и межрелигиозной почве.

"Основные цели создания ГИСМУ"

Правовым основанием для ее формирования послужили: ст. 10 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"*(31) и постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета"*(32). Целями ГИСМУ являются:

Механизмом профилактики экстремизма в среде мигрантов можно рассматривать дактилоскопическую регистрацию. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"*(33) определяет категории граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации органами ФМС России.

Определенные надежды в вопросе профилактики экстремизма возлагаются на Государственную систему изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ГС ПВДНП). Решение о ее создании было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 N 1156-р (ред. от 10.03.2009) "О мерах по реализации Концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.2005 N 277-р"*(34). Документы нового поколения изготавливаются на основе новых технологий идентификации личности и автоматической обработки паспортно-визовых данных. Повсеместное использование таких документов существенно снижает риски ошибок при идентификации личности и как результат у людей пропадает интерес к подделке документов. Это обстоятельство сокращает возможности радикально настроенных личностей и экстремистских группировок, прибегающих к практике подделки паспортно-визовых документов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р, утвержден План*(35), согласно которому установлен перечень государственных услуг, которые в ближайшее время будут переведены в электронный вид. Перевод государственных услуг в электронный вид снижает накал отношений между властью и обществом, способствует взаимному пониманию и стабилизации обстановки.

Таким образом, в России к настоящему времени сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, которая охватывает широкий круг вопросов. Однако в ней имеется немало лакун, которые требуют законодательного решения, к основным из них относятся:

- необходимость уточнения понятийного аппарата, касающегося вопросов экстремизма;

- причисления сети Интернет к средствам массовой информации и коммуникации;

- устранения фрагментарности в правовом пространстве по вопросу профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

На наш взгляд, недостатки российского законодательства во многом вызваны тем обстоятельством, что законы разрабатывались как бы вдогонку ситуации и, как следствие, формировалась фрагментарная нормативная база. В этой связи дальнейшие шаги развития законодательства в сфере противодействия экстремизму требуют разработки научно-обоснованной методологии противодействия экстремизму, создающей целостное представление о самом явлении "экстремизм" и подходах противодействия (в том числе и профилактики) ему с учетом глобальных и национальных изменений. К формированию методологии целесообразно привлечь ученых: политологов, юристов, социологов, психологов и других специальностей. На базе разработанной методологии появится возможность системной оценки реального состояния российского законодательства по вопросам профилактики экстремизма (будут вскрыты системные ошибки в законодательстве), а также появится возможность формирования научно обоснованных перспектив развития антиэкстремистского законодательства.

 

Механизмы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений на федеральном и региональном уровнях, законодательные проблемы их реализация

Напомним, что к числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся:

- Концептуализация государственной политики. В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами.

В настоящее время действует Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909*(36). В этом документе обозначены основные направления государственной политики, связанные с профилактикой экстремизма в сфере этнических отношений и в духовной сфере:

- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

В концепции отмечается, что реализация прав и свобод граждан России различной этнической принадлежности может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов, в том числе одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.

В рамках национально-культурной автономии граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

- создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;

- формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;

- получать поддержку со стороны органов государственной власти;

- обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;

- учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

- принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

- приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;

- участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

- устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;

- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.

Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью.

Положения данной Концепции легли в основу формирования российского законодательства в сфере регулирования межэтнических отношений и деятельности органов исполнительной власти в этом направлении.

Однако с момента утверждения данной концепции прошло немало времени, за это время ситуация существенно изменилась - мир стал более глобальным, развиваются процессы регионализации и глокализации, произошли перемены в структуре внешней и внутренней миграции, все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости разработки Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, отражающей современную обстановку и перспективы развития национальных отношений.

Институализация профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно расс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: